Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
№ 2а - 204/2019
г. Зима 02 апреля 2019 г.
Зиминский городской суд Иркутской области
в составе председательствующего судьи Горбуновой О.В.,
при секретаре судебного заседания Божко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № по <адрес> к административному ответчику Плотникову С.В. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за несвоевременную уплату страховых взносов,
у с т а н о в и л:
административный истец - Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № по <адрес> ( далее по тексту Межрайонная ИФНС России № по <адрес>) обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Плотникову С.В., в котором просит:
1. восстановить пропущенный срок для взыскания с Плотникова С.В. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии в размере <данные изъяты> пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии в размере <данные изъяты>., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты>
2. взыскать с Плотникова С.В. недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии в размере <данные изъяты>.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии в размере <данные изъяты> руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты>. Всего взыскать - <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № от **.**.** «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) (далее - Федеральный закон 212-ФЗ), плательщиками страховых взносов в указанные фонды являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели. Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Плотников С.В. осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с **.**.** по **.**.** и в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 и п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона № 212-ФЗ, был обязан правильно исчислять, уплачивать (перечислять) страховые взносы. В соответствии с п. 8 ст. 16 Федерального закона 212-ФЗ, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно. Плотников С.В. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя **.**.**, в связи с чем, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2015 год были начислены ему в размере <данные изъяты> страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2015 год начислены в размере <данные изъяты> руб. Плотников С.В. был обязан до **.**.** уплатить указанные страховые взносы. Задолженность по страховым взносам не уплачена до настоящего времени. В соответствии со ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии в размере <данные изъяты>., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты>. Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от **.**.** судебный приказ №а-2992/2016 от **.**.** отменен, поскольку от Плотникова С.В. поступили возражения относительно его исполнения. Вместе с тем, налоговый орган не согласен с возражениями, так как Плотников С.В. до настоящего времени задолженность по недоимке и пени не уплатил. При передаче полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от **.**.** № 243-ФЗ ПФ РФ в налоговые органы передано только сальдо лицевых счетов. В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропуск Инспекцией совокупности установленных в ст.ст. 46, 47, 70, 75, 115 НК РФ сроков на взыскание налогов, пеней и штрафов не является основанием для исключения задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам из лицевого счета налогоплательщика, сведения которого используются при составлении справки о состоянии расчетов с бюджетом. Кроме того, по смыслу положений ст. 44 НК РФ пропуск налоговым органом установленных сроков не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по уплате задолженности. Следовательно, пропуск налоговым органом сроков взыскания не является основанием для исключения задолженности из лицевого счета и не препятствует исполнению налогоплательщиком обязанности по её уплате самостоятельно. Из взаимосвязанного толкования норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта. Межрайонная ИФНС России № по <адрес> с административным исковым заявлением обращается в защиту экономических интересов и государственного бюджета Российской Федерации, в связи с чем, удовлетворение ходатайства о восстановлении пропущенного срока способствует восстановлению нарушенных интересов государственного бюджета Российской Федерации и на обеспечение стабильности государства. Поступление страховых взносов в бюджет необходимо для достаточного финансирования расходов государства на выплаты пенсий.
В судебное заседание представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, представитель заинтересованного лица- Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> ( Межрайонного) и административный ответчик Плотников С.В. не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В письменном заявлении от **.**.** начальник Межрайонной ИФНС России № по <адрес> Онищенко В.В. просил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца.
В письменном заявлении от **.**.** начальник Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> ( Межрайонного) Сереброва Н.К. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
Исследовав представленные письменные материалы, суд приходит к следующему.
На момент образования спорной задолженности отношения, связанные с исчислением и уплатой ( перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой ( перечислением) страховых взносов, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ « О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», согласно которому индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона РФ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В соответствии с ч. 8 ст. 16 Федерального закона РФ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения их деятельности включительно.
Согласно ст. 25 Федерального закона РФ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
В соответствии с ч.2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 243-ФЗ налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Пунктом 2 ст. 4 этого Федерального закона установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 01.01.2017 г., а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до01.01.2017 г., по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда РФ и органами Фонда социального страхования РФ.
Согласно ст. 1 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.
Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктом 9 п.1 ст. 32 НК РФ предусмотрена обязанность налогового органа направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога ( п.1 ст. 69 НК РФ).
С направлением предусмотренного ст. 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее-КАС РФ) предусмотрено право контрольного органа обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что Плотников С.В. с **.**.** был зарегистрирован и состоял на учете в налоговом органе как индивидуальный предприниматель; деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена им **.**.**
Как индивидуальный предприниматель Плотников С.В. являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование.
**.**.** УПФР в <адрес> ( межрайонным) в адрес Плотникова С.В. были направлены требования :
- № от **.**.** об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты> уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты> об уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты>
- № от **.**.** об уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты>., об уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты>
Срок исполнения данных требований был установлен -до **.**.**
Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от **.**.** был отменен судебный приказ от №а-2992/2016 от **.**.**, вынесенный по заявлению УПФР в <адрес> ( межрайонного) о взыскании с Плотникова С.В. задолженности по уплате страховых взносов и пени за период с **.**.** по **.**.** в размере <данные изъяты>. с связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
Согласно ч.3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании задолженности страховым взносам и по пени должно быть подано контролирующим органом в прядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, т.е. не позднее **.**.**
Вместе с тем, административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о взыскании с Плотникова С.В. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени направлено в суд почтовой связью **.**.**
Таким образом, налоговый орган на дату обращения в суд с административным исковым заявлением утратил право на принудительное взыскание с административного ответчика задолженности по страховым взносам и пени за спорный период, поскольку истекли сроки принятия решения об их взыскании в порядке, установленном ст. 286 КАС РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении судом административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, вопрос соблюдения сроков обращения в суд, следует выяснять независимо от того, ссылались ли на эти обстоятельства стороны.
Административным истцом не указаны обстоятельства, препятствовавшие государственной структуре в течение пропущенного срока обратиться в суд с надлежащим административным исковым заявлением о взыскании недоимки по пени.
Установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам, сборам, пени вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей (данная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации 02.2007 N 381-О-П).
При таких обстоятельствах сроки обращения в суд, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, для взыскания задолженности административным истцом пропущены и право на принудительное взыскание задолженности налоговым органом утрачено.
В соответствии с ч.4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Административным истцом данная обязанность не выполнена.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 290, 293, 294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░.; ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>., ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>. - ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░