Дело № 2а-4364/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Поповой И.Н.,
при секретаре Куприяновой О.Г.,
«10» августа 2023 года, в городе Волжский Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Волгоградской области к Робертус Натальи Владимировны о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском к Робертус Н.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу физических лиц за "."..г. год в размере 18750 руб., пени в размере 79,69 руб.
В обоснование административных исковых требований указано, что в "."..г. год административный ответчик являлась владельцем транспортного средства «<...>», государственный регистрационный знак №..., в связи с чем на основании ст. 357 НК РФ является плательщиком транспортного налога за указанные периоды. По данному транспортному средству налоговым органом налогоплательщику Робертус Н.В. был начислен транспортный налог за "."..г. г., который согласно уведомлению №... от "."..г. составил сумму 18750 руб. по сроку уплаты не позднее "."..г. Поскольку в установленный срок транспортный налог административным ответчиком уплачен не был, налоговым органом были начислены пени и в порядке ст.ст. 69, 70, 75 НК РФ выставлено требование №... от "."..г. с предложением добровольного погашения задолженности по транспортному налогу за "."..г. г. в размере 18750 руб. и пени за период с "."..г. по "."..г. в размере 79,69 руб. в срок до 10 мая 2018 г. Направленное в адрес административного ответчика требование об уплате налога и пени в установленный срок исполнено не было, что явилось причиной обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. 30 декабря 2019 г. мировым судьей судебного участка №... <...> был выдан судебный приказ о взыскании с Робертус Н.В. задолженности об уплате обязательных платежей и санкций; 28 марта 2023 г. судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений административного ответчика относительно исполнения судебного приказа. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в Волжский городской суд с настоящими административными исковыми требованиями.
Административным истцом также заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока для обращения в суд с указанными выше требованиями, в обоснование которого указано, что исходя из смысла положений статьи 48 НК РФ, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка. Судебный приказ о взыскании обязательных платежей и санкций был вынесен мировым судом, который не усмотрел по указанному мотиву правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа. Факт вынесения судебного приказа свидетельствует о восстановлении пропущенного срока обращения с заявлением, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ.
Стороны в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке. Судебное извещение, направленное административному ответчику по месту регистрации, возвращено в суд за истечением срока хранения, что свидетельствует о неполучении извещения по зависящим от административного ответчика причинам и, в соответствии с положениями ст. 165.1 ГК РФ и разъяснениями, содержащимися в п. 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» позволяет признать её надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.
Исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно положениям статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Статьей 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
На основании ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.
При этом объектом налогообложения являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 НК РФ).
Исходя из положений ст. 363 НК РФ, уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статьей 1 Закона Волгоградской области «О транспортном налоге» от 31 октября 2002 года № 750-ОД установлены налоговые ставки по видам объектов налогообложения.
В силу ст. 57 НК РФ, при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В силу ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из положений ст. 45 НК РФ следует, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктом 1 статьи 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей.
На основании п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 243-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).
Производство по административным делам о вынесении судебного приказа отнесено к компетенции мировых судей.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ, налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как установлено в судебном заседании, и следует из материалов дела, административный ответчик в "."..г. году являлся собственником транспортного средства «<...>», государственный регистрационный знак №....
Указанное свидетельствует о том, что Робертус Н.В., в соответствии с приведенными положениями закона, является плательщиком транспортного налога.
Согласно представленному административным истцом налоговому уведомлению №... от "."..г., административному ответчику в отношении указанного выше транспортного средства начислен транспортный налог за "."..г. год в размере 18750 руб., по сроку уплаты, установленному ст.ст. 363, 409 п. 1 НК РФ, - не позднее "."..г., исходя из налоговой базы - 75.00, налоговой ставки (руб.) - 9.00, доли в праве – 1, количества месяцев владения в году – 12/12.
Поскольку в установленный в налоговом уведомлении срок налогоплательщиком Робертус Н.В. начисленный транспортный налог за "."..г. год уплачен не был, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за период с "."..г. по "."..г. и выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа №... от "."..г. с предложением добровольного погашения задолженности по транспортному налогу с физических лиц за "."..г. г. в размере 18750 руб. и пени в размере 79,69 руб. в срок до 10 мая 2018 г.
Данное требование было направлено административному ответчику "."..г. почтовой службой ООО «Ваша курьерская служба», что подтверждается реестром исходящей корреспонденцией налогового органа.
Доказательства исполнения требований налогового органа материалы дела не содержат, административным ответчиком не представлено.
За взысканием образовавшейся недоимки налоговый орган 25 декабря 2019 г. обратился к мировому судье судебного участка №... судебного района <...> с заявлением о выдаче судебного приказа.
30 декабря 2019 г. мировым судьей судебного участка №... судебного района <...> вынесен судебный приказ о взыскании задолженности, по делу №....
Определением мирового судьи того же судебного участка от 28 марта 2023 г. судебный приказ от 30 декабря 2019 г. отменен в связи с поступившими возражениями должника Робертус Н.В. относительно исполнения судебного приказа.
С настоящим административным иском налоговый орган обратился в Волжский городской суд Волгоградской области 07 июля 2023 г., вх. №....
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Проверяя сроки обращения за принудительным взысканием недоимки, суд учитывает, что по требованию №... от "."..г. срок исполнения установлен до 10 мая 2018 г., следовательно, срок на обращение за принудительным взысканием недоимки, в соответствии с положениями ст. 48 НК РФ, истекал 10 ноября 2018 г.
Таким образом, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ срок для обращения за вынесением судебного приказа на момент обращения к мировому судье (25 декабря 2019 г.), истек.
В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
Доводы административного истца о том, что мировой судья выдал судебный приказ о взыскании недоимки, не усмотрев оснований к отказу в принятии заявления о выдаче судебного приказа, не свидетельствуют о наличии оснований полагать, что налоговым органом не пропущен срок на обращение за принудительным взысканием недоимки по налогам, страховым взносам.
В силу пп. 10 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики имеют право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.
В свою очередь, п. 2 ст. 22 Налогового кодекса РФ установлено, что права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
Как установлено положениями пп. 1, 2 п. 1, п. 2.1 ст. 32 Налогового кодекса РФ, налоговые органы обязаны: соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также несут в отношении плательщиков страховых взносов.
Указанные налоговым органом причины пропуска срока не могут признаваться уважительными, поскольку не являются исключительными, объективно препятствующими своевременному обращению в суд с иском, учитывая, что административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, осуществляет возложенные на него обязанности по контролю и надзору в области налогов и сборов, в том числе, по их взысканию в принудительном порядке, что предполагает осведомленность инспекции о правилах обращения в суд с исками о взыскании обязательных платежей и санкций.
В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению заявления административного истца о восстановлении процессуального срока на обращение в суд с настоящим иском.
При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения к мировому судье с заявлением о взыскании с Робертус Н.В. недоимки по транспортному налогу за 2016 год налоговый орган утратил право на принудительное взыскание сумм задолженности в связи с пропуском установленного срока, и, в отсутствие доказательств уважительности пропуска срока, данное обстоятельство является основанием к отказу в удовлетворении административного искового заявления о взыскании задолженности по транспортному налогу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 1 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2023 ░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░░░ ░ ░░░░ № 2░-4364/2023,
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░: №...