Дело № 58RS0010-01-2020-000425-12 2а – 196/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2020 года р.п.Земетчино
Пензенской области
Земетчинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Тюиной Н.Л.,
с участием представителя административного истца - заместителя прокурора Земетчинского района Пензенской области Гуляевой Н.М.,
при секретаре Оликовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 58RS0010-01-2020-000425-12 (производство № 2а-196/2020) по административному исковому заявлению прокурора Земетчинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Земетчинского района Пензенской области о понуждении к созданию оповещения и информировании населения о чрезвычайных ситуациях на территории Земетчинского района Пензенской области,
установил:
прокурор Земетчинского района Пензенской области обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Земетчинского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по созданию системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории р.п. Земетчино Земетчинского района Пензенской области, обязать администрацию Земетчинского района устранить выявленные нарушения законодательства, а именно создать систему оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории р.п. Земетчино Земетчинского района Пензенской области.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что прокуратурой Земетчинского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения бесперебойного функционирования муниципальных систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории Земетчинского района, в результате которой установлено следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», органы местного самоуправления проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68 – ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно оздают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
В ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» закреплено, что руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
В соответствии с п. 4 Приказа МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006г. «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», системы оповещения создаются на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.
В силу п. 21 Приказа МЧС РФ № 422, Миниформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006г., в целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения при их создании предусматривается: доведение информации оповещения с нескольких территориально разнесенных пунктов управления; размещение используемых в интересах оповещения центров (студий) радиовещаний, средств связи и аппаратуры оповещения на запасных пунктах управления.
Пункт 12 приказа МЧС РФ № 422, Миниформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006г. предусматривает, что основной способ оповещения населения – передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.
В результате проведенной в сентябре 2019 года прокуратурой Земетчинского района проверки, установлено, что вопреки нормам действующего законодательства, администрацией Земетчинского района Пензенской области не принято мер к созданию системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории Земетчинского района.
В целях устранения выявленных нарушений федерального законодательства РФ в сфере обеспечения бесперебойного функционирования муниципальных систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях 18.09.2019 года прокурором района в адрес главы администрации Земетчинского района было внесено представление об устранении выявленных нарушений.
10.10.2019 года администрацией Земетчинского района в прокуратуру Земетчинского района предоставлен ответ, согласно которому, при формировании бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 г.г. планируется заложить необходимые денежные средства на создание муниципальной системы оповещения и информирования населения Земетчинского района о чрезвычайных ситуациях.
Вместе с тем, по результатам повторной проверки, проведенной прокуратурой района в феврале 2020 года, установлено, что при формировании бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 г.г. необходимые денежные средства на создание муниципальной системы оповещения и информирования населения Земетчинского района о чрезвычайных ситуациях предусмотрены не были.
Как следует из информации администрации Земетчинского района от 02.03.2020 года, во втором квартале 2020 года при внесении изменений в бюджет муниципального образования «Земетчинский район Пензенской области» будут предусмотрены денежные средства по расходам на приобретение муниципальной системы оповещения в сумме 300000 рублей, в 3-4 квартале будет приобретена муниципальная система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Согласно информации администрации Земетчинского района Пензенской области от 29.06.2020 года, система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях не приобретена, в бюджете муниципального образования «Земетчинский район Пензенской области» денежные средства на приобретение муниципальной системы оповещения не предусмотрены.
Указанные нарушения в деятельности администрации Земетчинского района Пензенской области грубо нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель административного истца -заместитель прокурора Земетчинского района Пензенской области Гуляева Н.М. заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить. Согласна с ходатайством представителя административного ответчика о предоставлении срока для устранения выявленных нарушений до 01.12.2020 года.
Представитель административного ответчика - администрации Земетчинского района Пензенской области С.Н. Кутенкова, действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения данных административных требований, пояснив суду, что после проведенной проверки администрация Земетчинского района не бездействовала. Во исполнение требований прокурора Земетчинского района решениями Собрания представителей Земетчинского района от 15.05.2020 года № 398-38/4 и Комитета местного самоуправления р.п. Земетчино Земетчинского района Пензенской области от 15.05.2020 года № 2-27/6 было заключено соглашение о передаче администрацией р.п. Земетчино Земетчинского района Пензенской области осуществления части полномочий в сфере гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера администрации Земетчинского района Пензенской области, согласно положениям которого,на исполнение полномочий были предусмотрены средства МБТ (межбюджетные трансферты), перечисляемые из бюджета муниципального образования «Рабочий поселок Земетчино Земетчинского района Пензенской области». В настоящее время разработан проект решения Собрания представителей Земетчинского района Пензенской области и Комитета местного самоуправления р.п. Земетчино о внесении изменений в Соглашение в части конкретизации оборудования системы оповещения и изменения размера МБТ. Администрацией Земетчинского района предприняты меры по исполнению законных требований прокурора, которые будут реализованы после утверждения на очередных сессиях представительных органов Земетчинского района и р.п. Земетчино дополнительного соглашения к Соглашению и перечисления предусмотренных им финансовых средств. Поскольку создание муниципальной системы оповещения включает в себя не только поставку соответствующего оборудования, но и осуществление монтажных и пусконаладочных работ, а также необходимость проведения процедуры закупки, просила установить срок для исполнения данных административных требований до 01.12.2020 года.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Положениями ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», органы местного самоуправления проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В силу ст. 11 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления (ч. 3); руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения (ч. 4).
В соответствии с Приказом МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006г. «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», системы оповещения создаются на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться (п. 4); основной способ оповещения населения – передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания (п. 12); в целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения при их создании предусматривается: доведение информации оповещения с нескольких территориально разнесенных пунктов управления; размещение используемых в интересах оповещения центров (студий) радиовещаний, средств связи и аппаратуры оповещения на запасных пунктах управления (п. 21).
Из материалов дела следует, что в сентябре 2019 года прокуратурой Земетчинского района Пензенской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в части обеспечения бесперебойного функционирования муниципальных систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории Земетчинского района. В ходе проверки установлено, что администрацией Земетчинского района Пензенской области не принято мер к созданию системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории Земетчинского района. В целях устранения выявленных нарушений федерального законодательства РФ в сфере обеспечения бесперебойного функционирования муниципальных систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях 18.09.2019 года прокурором района в адрес главы администрации Земетчинского района было внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Согласно ответу администрации Земетчинского района от 10.10.2019 года, предоставленному прокуратуре Земетчинского района, при формировании бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 г.г. планируется заложить необходимые денежные средства на создание муниципальной системы оповещения и информирования населения Земетчинского района о чрезвычайных ситуациях.
В феврале 2020 года прокуратурой района проведена повторная проверка соблюдения требований законодательства в части обеспечения бесперебойного функционирования муниципальных систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории Земетчинского района, в ходе которой установлено, что при формировании бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 г.г. необходимые денежные средства на создание муниципальной системы оповещения и информирования населения Земетчинского района о чрезвычайных ситуациях предусмотрены не были.
Согласно информации администрации Земетчинского района от 02.03.2020 года, во втором квартале 2020 года при внесении изменений в бюджет муниципального образования «Земетчинский район Пензенской области» будут предусмотрены денежные средства по расходам на приобретение муниципальной системы оповещения в сумме 300000 рублей, в 3-4 квартале будет приобретена муниципальная система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
По информации администрации Земетчинского района Пензенской области от 29.06.2020 года, система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях не приобретена, в бюджете муниципального образования «Земетчинский район Пензенской области» денежные средства на приобретение муниципальной системы оповещения не предусмотрены.
Согласно п. 23 ч. 1 ст. 4 Устава Земетчинского района Пензенской области к вопросам местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Указанные нарушения в деятельности администрации Земетчинского района Пензенской области грубо нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор в праве обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а так же в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Администрацией Земетчинского района Пензенской области не приняты меры по созданию системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории Земетчинского района, что свидетельствует о бездействии администрации Земетчинского района Пензенской области, чем грубо нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
При указанных обстоятельствах суд считает, что административные исковые требования прокурора Земетчинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Земетчинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по созданию системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории р.п. Земетчино Земетчинского района Пензенской области подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) в связи, с чем государственную пошлину с административного ответчика администрации Земетчинского района Пензенской области суд не взыскивает.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░: