УИД 39RS0011-01-2024-001308-80 Ад. дело № 2а-1433\2024
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27августа 2024 года г. Зеленоградск
Зеленоградский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Сайбель В.В.
при секретаре судебного заседания Хмелевой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда Калининградской области
административное дело по административному исковому заявлению Кириллова Льва Сергеевича к администрации МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения участка и понуждении к утверждению такой схемы
установил:
Кириллов Л.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспаривал отказ администрации МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» от 14.02.2024 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В обосновании своих требований указал, что он 01.07.2023 обратился в администрацию с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в пос. Сальское. Администрация отказала в удовлетворении заявления. Решением Зеленоградского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а№ вышеуказанный ответ администрации был признан незаконным, и на администрацию была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление истца. В целях исполнения решения суда администрация повторно отказала в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в пос. Сальское. Не согласившись с таким ответом администрации, в целях защиты нарушенных прав истец обратился в суд с вышеуказанным иском. Так же просил восстановить ему срок на обжалование данного отказа, поскольку отказ ему направлен не был, а был получен им при личном обращении в мае 2024 года.
В судебное заседание административный истец Кириллов Л.С. не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил.
Представитель административного ответчика администрации МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, возражений на иск не представили.
Исследовав материалы дела и представленные в нем доказательства в их совокупности, а так же материалы дела №а-№ и дав им оценку, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что решением Зеленоградского районного суда от 23 октября 2023 года был удовлетворен частично административный иск Кириллова Л.С., а именно был признан незаконным ответ администрации МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» от 11 июля 2024 года за № № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и на администрацию МО «Зеленоградский муниципальный округ <адрес>» была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Кириллова Л.С. от 01 июля 2023 года (вх. №/МФЦ) в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Данным решением было установлено, что Кириллов Л.С. 01.07.2023 обратился в администрацию МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1100 кв.м, в пос. Сальское, Зеленоградского района Калининградской области, с видом разрешенного использования – ведение огородничества.
Ответом от 11. 07.2023 за № И- 601/МФЦ администрация в утверждении схемы отказала, со ссылкой на п.п.2,3,4 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, указав, что истец зарегистрирован в г. Калининграде, т.е. не является местным жителем, приоритет в предоставлении земельных участков для ведения огородничества предоставляется местным жителям, которые использовали свои участки ранее, до вступления в силу ЗК РФ, т.е. до 2001 года, но по каким либо причинам не успели оформить их по выпискам из похозяйственней книги. При выезде на месте, специалистами отдела установлено, что вновь образуемый земельный участок образован в разрез с п. 4.15 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», не учтено эффективное использование территорий, что не позволит в дальнейшем рациональному использованию данной территории.
Установив, что в оспариваемом ответе администраций не приведены мотивы, по которым она пришла к выводам, о полном или частичном совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; о разработке схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам; несоответствия схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории, а указанные в оспариваемом ответе основания не входят в перечень, установленный для отказа в утверждении схемы вновь образованного земельного участка, суд признал данный отказ незаконным и возложил на администрацию обязанность повторно рассмотреть заявление истца.
При повторном рассмотрении заявления истца, администрация ответом от 14 февраля 2024 года за № так же отказала в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Основанием к отказу было указано, что в запрашиваемом истцом кадастровом квартале расположены многоквартирные жилые дома, земельные участки под которые не сформированы, в связи с чем, земельные участок может формироваться только в соответствии проектом межевания территории, кроме того, в заявлении не указано обоснование предоставления земельного участка без проведения торгов. При выезде специалистов было установлено, что вновь образуемый земельный участок ранее не использовался под огород, в границы участка включена проездная дорога, вновь формируемый земельный участок образован в разрез в п.4.15 СП 42.13330.2016, не учтено эффективное использование территории, что не позволит в дальнейшем рациональному использованию территории, так же имеется наложение границ на земельный участок с КН 39:05:040605:880 под обслуживание артезианской скважины. Так же указали, что истец не является местным жителем, а приоритет в предоставлении земельных участков для ведения огородничества предоставляется местным жителям, которые использовали свои участки ранее, до вступления в силу ЗК РФ, т.е. до 2001 года, но по каким либо причинам не успели оформить их по выпискам из похозяйственней книги. Основания к отказу указаны п.п.1,3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ и п.п.1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.
Не согласившись с таким ответом администрации, истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу части 5 статьи 138, части 5 статьи 180, части 8 статьи 219 КАС Российской Федерации установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании может являться самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска без исследования фактических обстоятельств дела, со ссылкой в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Как следует из оспариваемого ответа, он направлен в адрес истца 14.02.2024 по адресу регистрации. Доказательств получения истцом оспариваемого ответа стороной ответчика не предоставлено.
Учитывая, что истец указал, что оспариваемый отказ он получил только в мае 2024 года, доказательств обратного не представлено, с иском обратился в июне 2024 года, в связи с чем, суд считает возможным восстановить истцу срок на подачу искового заявления об оспаривании вышеуказанного ответа.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец Кириллов Л.С. наделен правом на обращение в суд в защиту нарушенных прав.
Оценивая требования истца, заявленные в обосновании своих доводов и давая оценку действиям ответчика, связанных с обращением истца, суд приходит к следующему.
Из содержания п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) следует, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу требований пункта 3 части 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
На основании ч. 1 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь образуемого земельного участка.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, или гражданином или юридическим лицом в целях его образования для предоставления без проведения торгов (ч. 2, 3, 4 ст. 11.10 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется предоставление на праве аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства и огородничества, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Таким образом, действующее земельное законодательства предоставляет истцу право сформировать земельный участок на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
В силу пункта 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В оспариваемом ответе администрация МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» сослалась на п. п. 1, 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, к которым, в том числе относится: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи (п.п1); разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам(п.п. 3).
Вместе с тем, в ответе администрации не приведены мотивы, по которым администрация пришла к выводам о несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке и о разработке схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
При этом указанные в оспариваемом ответе основания ничем не подтверждены.
Таким образом, суд находит выданный истцу 14.02.2024 ответ администрации МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» незаконным и немотивированным, связи с чем, требования истца в данной части подлежат удовлетворению.
Исходя из положений ст. 227 КАС Российской Федерации, смыслом судебной процедуры является как оценка соответствия закону действий, решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, так и возложение обязанности по совершению конкретных действий, влекущих восстановление нарушенных прав административного истца.
С учетом приведенных положений Земельного кодекса Российской Федерации, а так же что ответчиком не приведены в ответе основания, предусмотренные данным Кодексом, суд полагает необходимым в качестве способа защиты нарушенного права истца возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление истца, о чем сообщить истцу и суду.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ 14.02.2024 ░░ №
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ 14 ░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░ № ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2023 ░░░░ (░░. №) ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░. ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 06 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.