Дело № 2а-611\2023г.
Поступило 23.11.2023 г.
УИД 54RS0016-01-2023-000806-57
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Доволенский районный суд Новосибирской области в составе
председательствующего судьи Лукиной Л.А.
при секретаре Шмидт А.В.,
с участием сторон:
представителя административного истца – прокуратуры Доволенского района Новосибирской области Тимошенко Т.Е., и представителя административного ответчика – Морозовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Доволенского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красногривенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области о признании незаконным бездействие администрации сельсовета по необеспечению безопасности дорожного движения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Доволенского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Красногривенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области о признании незаконным бездействие администрации сельсовета по необеспечению безопасности дорожного движения, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Прокуратурой Доволенского района Новосибирской области проведена проверка исполнения администрацией Красногривенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области законодательства о безопасности дорожного движения.
Проверкой установлено, что на остановочном пункте, расположенном по ул. Набережная в деревне Сарыбалык Доволенского района Новосибирской области в нарушение п. п. 3.23, 3.24 ОДМ 218.2.007 - 2011 отсутствует информация, которая предназначена для тактильного восприятия и может быть воспринята (опознана) человеком путем прикосновения к источнику этой информации (тактильному объекту), а также тактильный наземный указатель: средство отображения информации, представляющее собой полосу из различных материалов определенного цвета и рисунка рифления, позволяющее инвалидам по зрению распознавать типы дорожного покрытия путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение.
Допущенные нарушения стали возможны по причине несоблюдения администрацией Красногривенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области законодательства о безопасности дорожного движения, а также законодательства о социальной защите инвалидов и других маломобильных групп населения в части беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, что может привести к росту количества дорожно – транспортных происшествий на территории поселения.
Просят суд признать бездействие администрации Красногривенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области по необеспечению безопасности дорожного движения, незаконным.
Обязать администрацию Красногривенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области до 01.11.2024 привести в соответствие с требованиями п. 5.3.3.1 ГОСТ Р. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требовании. - остановочный пункт, расположенный по ул. Набережная в деревне Сарыбалык Доволенского района Новосибирской области;
Обязать администрацию Красногривенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области до 01.11.2024 на остановочном пункте, расположенном на ул. Набережная деревни Сарыбалык Доволенского района Новосибирской области установить тактильную информацию, а также тактильный наземный указатель.
В судебном заседании представитель административного истца – пом. прокурора Тимошенко Т.Е. на удовлетворении исковых требований настаивает в полном объеме по доводам указанным в иске.
Представитель административного ответчика – Морозова В.В. в судебном заседании исковые требования признал полностью, указав, что в настоящее время указанные недостатки имеют место быть. Просит суд принять признание иска.
Выслушав доводы истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 № 484 – ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту – Федеральный закон № 196 – ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п.п. 6, 7, 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона № 196 – ФЗ определено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования (далее по тексту – ГОСТ Р 52766-2007) установлено, что остановочный пункт должен состоять из следующих элементов:
- остановочная площадка;
- посадочная площадка;
- заездной «карман» на дорогах;
- боковая разделительная полоса;
- тротуары и/или пешеходные дорожки;
- автопавильон или навес по 5.3.3.10;
- пешеходный переход;
- скамья;
- урна для мусора;
- технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения);
- освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
Остановочный пункт на улицах размещают в заездном «кармане» по 5.3.3.2 и 5.3.3.3.
Проверкой установлено, что в нарушение требований п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 на остановочном пункте, расположенном вблизи д. 9 по ул. Гагарина с. Баклуши справа отсутствует дорожный знак 5.16. Слева отсутствуют посадочная площадка, остановочная площадка, заездной «карман», автопавильон, дорожный знак 5.16.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 181 – ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ст. 15 Федерального закона № 181 – ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В ч. 1 ст. 9 Конвенции ООН «О правах инвалидов» определено, что чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 № 484 – ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384 – ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
В силу п. 3.23 отраслевому дорожному методическому документу «Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства» ОДМ 218.2.007-2011 (далее по тексту – ОДМ 218.2.007 -2011) тактильная информация: Информация, которая предназначена для тактильного восприятия и может быть воспринята (опознана) человеком путем прикосновения к источнику этой информации (тактильному объекту). В п. 3.24 ОДМ 218.2.007-2011 тактильный наземный указатель: средство отображения информации, представляющее собой полосу из различных материалов определенного цвета и рисунка рифления, позволяющее инвалидам по зрению распознавать типы дорожного покрытия путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение.
В материалах дела имеется информация от 28.03.2023 года на имя прокурора Доволенского района Новосибирской области от врио начальника МО МВД России «Краснозерский» о выявленных недостатках при проверки остановочных павильонов в муниципальных образованиях Доволенского района Новосибирской области ( л.д. 8 - 9).
31 августа 2023 года прокурором Доволенского района Новосибирской области принято решение о проведении проверки за № 267 администрации Красногривенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области по исполнению требований законодательства о безопасности дорожного движения ( л.д. 10).
Проверкой установлено, что на остановочном пункте, расположенном по ул. Набережная деревни Сарыбалык Доволенского района Новосибирской области в нарушение п. п. 3.23, 3.24 ОДМ 218.2.007 - 2011 отсутствует информация, которая предназначена для тактильного восприятия и может быть воспринята (опознана) человеком путем прикосновения к источнику этой информации (тактильному объекту), а также тактильный наземный указатель: средство отображения информации, представляющее собой полосу из различных материалов определенного цвета и рисунка рифления, позволяющее инвалидам по зрению распознавать типы дорожного покрытия путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение.
31 августа 2023 года в адрес администрации Красногривенского сельсовета прокурором Доволенского района Новосибирской области направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Однако, в судебном заседании установлено, что до настоящего времени указанные нарушения законодательства в области безопасности дорожного движения администрацией Красногривенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области не устранены, в связи с чем, исковые требования прокурора являются законными и обоснованными, подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 01.11.2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 5.3.3.1 ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░. - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 01.11.2024 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.