В окончательном виде изготовлено 25.11.2019 года
Дело №2а-8213/2019 29 октября 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.И.,
при секретаре Астапчик Г.А.,
с участием прокурора Носковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Емельянова Александра Анатольевича к территориальной избирательной комиссии №29 Санкт-Петербурга о признании незаконным и отмене решения от 09.09.2019 года, отмене результатов голосования на выборах депутатов муниципального совета муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Балканский шестого созыва по многомандатному избирательному округу 228 участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2164 Санкт-Петербурга, проведении повторного подсчета голосов,
УСТАНОВИЛ:
Емельянов А.А. обратился в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии №29 Санкт-Петербурга, в котором просит признать незаконным и отменить решение административного ответчика от 09.09.2019 года и восстановить нарушенные избирательные права административного истца в части соблюдения строго установленного порядка и последовательности стадий при обработке итогов голосования в территориальных комиссиях Российской Федерации, признать незаконным и отменить решение административного ответчика от 09.09.2019 года и восстановить нарушенные избирательные права административного истца в части соблюдении порядка при использовании системы ГАС «Выборы», отменить результаты голосования на муниципальных выборах шестого созыва в МО «Балканский» по 228 округу Санкт-Петербурга на избирательном участке №2164, а также провести повторный пересчёт голосов избирателей в бюллетенях, совместно с членом комиссии №2164 ФИО3, кандидатом в муниципальные депутаты МО «Балканский» Емельяновым А.А., а также представителями городской избирательной комиссии и представителями прокуратуры.
В обоснование требований Емельянов А.А. указал, что 09.09.2019 года при подведении итогов голосования на муниципальных выборах шестого созыва в МО «Балканский» по 228 округу Санкт-Петербурга, административным ответчиком при переносе данных голосования из итогового протокола участковой избирательной комиссии №2164 в увеличенную форму протокола, расположенную в помещении ТИК №29, а также в систему ГАС «Выборы», примерно в 8:27, было принято решение изменить данные итогов голосования избирателей. В частности, в итоговой копии протокола, полученной членом комиссии №2164 с правом совещательного голоса ФИО3, у кандидата ФИО2 зафиксирован 91 голос избирателей, а у кандидата ФИО1 зафиксирован 71 голос избирателей. При этом в увеличенной форме протокола ТИК №29 и системе ГАС «Выборы» ситуация прямо противоположная, а именно у ФИО2 71 голос, а у ФИО1 91 голос. Данные факты подтверждаются копией итогового протокола УИК №2164, фотографией увеличенной копии протокола ТИК №29, а также выпиской из системы ГАС «Выборы». Вышеуказанное решение административного ответчика нарушает избирательные права административного истца, а именно: строго установленный порядок и последовательность стадий при обработке итогов голосования в территориальных комиссиях Российской Федерации, что противоречит ст.69 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также порядок при использовании системы ГАС «Выборы» при проведении выборов, что противоречит ст. 74 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (л.д. 2-3).
Административный истец, в судебное заседание явился, требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика - Белоусова И.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, требования не признала, поддержала представленные письменные возражения (л.д. 40-41).
Суд, выслушав мнение явившихся лиц, изучив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 15 ст. 239 КАС РФ заявление об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования может быть подано гражданином, зарегистрированным в установленном порядке и участвовавшим в выборах в качестве кандидата, а также избирателем, принимавшим участие в выборах, - применительно к решению участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором он принимал участие в соответствующих выборах.
Согласно ч. 1 ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными (ч. 2 ст. 244 КАС РФ).
На 08.09.2019 года было назначено проведение выборов депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Балканский шестого созыва.
Судом установлено, что на указанных выборах Емельянов А.А. принимал участие в качестве кандидата в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Балканский шестого созыва по многомандатному округу № 228.
Материалами дела подтверждается, что выборы по многомандатному округу № 228 проводились, в том числе, участковой избирательной комиссии избирательного участка №2164 Санкт-Петербурга.
09.09.2019 года указанной участковой избирательной комиссией был составлен и подписан протокол об итогах голосования (л.д. 29-30).
10.09.2019 года Территориальной избирательной комиссией №29 Санкт-Петербурга было принято решение №86-3 «Об определении результатов выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Балканский шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 228» (л.д. 31-32).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3, часть 2), граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2). Данные конституционные положения согласуются со статьей 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пунктом "b" статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1.1 ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует комиссию, организующую выборы, референдум. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная".
Частью 1.2 ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлен исчерпывающий список оснований для отмены итогов голосования.
Так суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
В административном иске Емельянов А.А. указывает, что Территориальной избирательной комиссии №29 при внесении сведений в систему ГАС «Выборы» были искажены итоги голосования на избирательном участке №2164 Санкт-Петербурга.
В силу ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых, территориальных комиссий, окружных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий и заверенных копий сводных таблиц лицам, имеющим право на получение этих копий, поступают в вышестоящую комиссию в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах, и последующей передачи этих данных в комиссию, устанавливающую итоги голосования в целом на территории, на которой проводились выборы, референдум, и определяющую результаты соответствующих выборов, референдума, в том числе, в комиссию, организующую эти выборы, референдум.
Исходя из ч. 2 ст. 69 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации. Решение комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования.
Согласно ч. 1 ст. 70 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов, референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов, референдума лично. О результатах выборов, референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. Протокол о результатах выборов, референдума подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. Сводную таблицу подписывают председатель (заместитель председателя) и секретарь комиссии. На основании протокола о результатах выборов, референдума комиссия принимает решение о результатах выборов, референдума.
Аналогичные положения установлены в ст. 57, 58 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
В соответствии с ч. 1 ст. 74 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при подготовке и проведении выборов, референдума, а также для осуществления иных полномочий комиссий по обеспечению избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации используется ГАС "Выборы" в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. Федеральным законом может быть предусмотрено использование иных государственных информационных систем при подготовке и проведении выборов, референдума, а также для осуществления иных полномочий комиссий по обеспечению избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Требования к ГАС "Выборы" и к ее использованию, эксплуатации и развитию определяются федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральным законом, - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Ввод в ГАС "Выборы" данных, содержащихся в протоколах комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, является обязательным. Ввод в ГАС "Выборы" данных об итогах голосования, о результатах выборов осуществляется в порядке, определенном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 60-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", при подготовке и проведении выборов, а также для осуществления иных полномочий избирательных комиссий по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации используется только ГАС "Выборы" в порядке, предусмотренном федеральными законами. Ввод в ГАС "Выборы" данных, содержащихся в протоколах избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, является обязательным.
Исходя из ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
В обоснование своих требований Емельянов А.А. указал, что в увеличенной форме протокола и итоговом протоколе имеются разночтения в указании количества голосов, отданных за кандидатов ФИО1 и ФИО2
Административным истцом в материалы дела представлена копия протокола УИК №2164 от 09.09.2019 года (л.д. 5-8).
В ходе рассмотрения дела по ходатайству административного истца в качестве свидетеля был допрошен ФИО3, который присутствовал на избирательном участке №2164 в качестве наблюдателя, и пояснивший, что им была получена копия итогового протокола. Свидетель пояснил, что копия протокола была выдана ему секретарем комиссии, а также им было произведено фотографирование расширенной формы протокола. Кроме того, свидетель пояснил, что через неделю после проведения выборов, им были установлены разночтения в результатах, внесенных в систему ГАС «Выборы» и сфотографированной расширенной форме протокола.
Также в качестве свидетеля была допрошена ФИО4, являющаяся председателем УИК №2164, и пояснившая, что в ходе подведения итогов голосования нарушений не имелось, все время подведения итогов свидетель находилась в помещении для голосования, где происходил подсчет голосов, жалоб от лиц, присутствующих при подсчете голосов, не поступало. Также свидетель пояснила, что всем желающим секретарь комиссии выдавала копии протокола.
Исходя из ч. 2 ст. 67 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в случае, если протокол об итогах голосования оформляется на бумажном носителе, он должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии. Протокол об итогах голосования должен содержать: а) номер экземпляра; б) название выборов, референдума, дату голосования; в) слово "Протокол"; г) адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка, участка референдума; д) строки протокола в следующей последовательности: строка 1: число избирателей, участников референдума, внесенных в список на момент окончания голосования; строка 2: число бюллетеней, полученных участковой комиссией; строка 3: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 - в помещении территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии); строка 5: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума в помещении для голосования в день голосования; строка 6: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования; строка 7: число погашенных бюллетеней; строка 8: число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования; строка 9: число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; строка 10: число недействительных бюллетеней; строка 11: число действительных бюллетеней; строка 12 и последующие строки: число голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, а на выборах в органы местного самоуправления по каждой из позиций, включая позицию "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), число голосов участников референдума по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), содержащимся в бюллетенях для голосования на референдуме. Если законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, в протокол об итогах голосования вносятся также строки: строка 11а: число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией; строка 11б: число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям, участникам референдума на избирательном участке, участке референдума до дня голосования; строка 11в: число избирателей, участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, участке референдума; строка 11г: число погашенных на избирательном участке, участке референдума открепительных удостоверений; строка 11д: число открепительных удостоверений, выданных территориальной комиссией (избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией) избирателям, участникам референдума; строка 11е: число утраченных открепительных удостоверений. Для внесения сведений, получаемых в случае, предусмотренном пунктом 22 статьи 68 настоящего Федерального закона, протокол об итогах голосования должен также содержать следующие строки: строка 11ж: число утраченных бюллетеней; строка 11з: число бюллетеней, не учтенных при получении; е) сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу; ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой комиссии с правом решающего голоса и их подписи; з) дату и время подписания протокола; и) печать участковой комиссии (для протокола, составленного на бумажном носителе).
В настоящем случае суд критически оценивает представленную Емельяновым А.А. копию протокола (л.д. 5-8), поскольку представленная копия не отвечает требования законодательства в силу отсутствия сведений о номере экземпляра, составлении протокола на четырех страницах, при этом страницы не пронумерованы и каждая из страниц не подписана в установленном законом порядке. Кроме того, суду не представлен оригинал данного протокола, а представленная копия не заверена в установленном законом порядке.
Представленные административным истцом фотографии протоколов (л.д. 9-11) суд также оценивает критически, поскольку не представляется возможным определить, что за протоколы изображены на фотографиях, а также где и кем они были размещены.
С учетом представленных документов и собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу о том, что Территориальной избирательной комиссией №29 Санкт-Петербурга не было допущено нарушений законодательства при подведении итогов голосования, поскольку УИК №2164 в Территориальную избирательную комиссию №29 Санкт-Петербурга был представлен экземпляр №1 протокола об итогах голосования, сведения из которого были учтены при подведении итогов голосования на избирательном округе №228.
Доказательств, разночтения итогов указанных в представленном УИК №2164 протоколе и внесенных в систему ГАС «Выборы», суду не представлено. При этом при сравнении сведений из протокола и сведений, содержащихся в системе ГАС «Выборы», видно, что сведения идентичны и различий не имеют.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела доводы, изложенные Емельяновым А.А. подтверждения не нашли, при этом доказательств искажения сведений об итогах голосования Территориальной избирательной комиссии №29 Санкт-Петербурга судом не установлено, что в свою очередь является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При вынесении решения суд полагает необходимым отметить, что в ходе рассмотрения дела административным истцом так и не было указано какое конкретное решение Территориальной избирательной комиссии №29 Санкт-Петербурга им обжалуется, при этом стороной административного ответчика указано, что решений о внесении изменений в протокол УИК №2164 Территориальной избирательной комиссией №29 Санкт-Петербурга не принималось, поскольку представленный в Территориальную избирательную комиссию №29 Санкт-Петербурга экземпляр №1 протокола об итогах голосования соответствовал требованиям законодательства.
Кроме того, заслуживает внимания и тот факт, что административным истцом не указано каким образом нарушены его права, поскольку доводов относительно неверного указания голосов, отданных за него, как кандидата, административный иск не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░: