Дело № 2а-628/2024
УИД 34RS0007-01-2024-000782-55
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2024 года г.Волгоград
Тракторозаводский районный суд г.Волгограда в составе:
председательствующего судьи Кучеровой Л.П.,
при секретаре судебного заседания Бочаровой Ю.В.,
с участием:
административного ответчика Гречаникова С.Е., посредством видеоконференц-связи,
старшего помощника прокурора Тракторозаводского района города Волгограда Куровой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 УФСИН России по Волгоградской области» к Гречаникову Сергею Евгеньевичу об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 УФСИН России по Волгоградской области» (далее по тексту ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Гречаникова С.Е. сроком до 25 мая 2028 года за вычетом срока истекшего после отбытия наказания с установлением административных ограничений в виде:
- обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 часов до 06.00 часов;
- запрета на выезд за установленные судом пределы, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица.
Административный истец мотивирует свои требования тем, что Гречаников С.Е. отбывает наказание по приговору Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 10 октября 2022 года, которым он осужден по п. «в» ч.2 ст.158, ч.5 ст.69 УК РФ к окончательному наказанию в виде лишения свободы сроком 2 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока отбывания наказания осужденным – 21 октября 2022 года, конец срока – 04 апреля 2024 года, за время отбывания наказания в местах лишения свободы административный ответчик не имеет поощрений, имеет 8 взысканий.
Решением Тракторозаводского районного суда г.Волгограда от 04 февраля 2020 года Гречаникову С.Е. установлен административный надзор сроком 8 лет, то есть до 25 мая 2028 года.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 22 февраля 2021 года Гречаникову С.Е. установлен административный надзор до 25 мая 2028 года.
В связи с тем, что Гречаников С.Е. в период нахождения под административным надзором совершил преступление, за которое был осужден к лишению свободы и направлен в места лишения свободы для отбывания наказания, учитывая, что судимость по приговору Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 10 октября 2022 года погашается по истечении 3 лет, просил установить в отношении Гречаникова С.Е. административный надзор сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания с установлением вышеуказанных административных ограничений в виде:
- обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, поскольку данное ограничение является обязательным и установлено решением Тракторозаводского районного суда г.Волгограда от 04 февраля 2020 года и решением Волжского городского суда Волгоградской области от 22 сентября 2021 года;
- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 часов до 06.00 часов, так как данное ограничение является обязательным и установлено решением Тракторозаводского районного суда г.Волгограда от 04 февраля 2021 года и решением Волжского городского суда Волгоградской области от 22 сентября 2021 года
- запрета на выезд за установленные судом пределы, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, поскольку данное ограничение является обязательным и установлено решением Волжского городского суда Волгоградской области от 22 сентября 2021 года.
Представитель административного истца - ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Гречаников С.Е. в судебном заседании административные исковые требования признал частично, просил уменьшить число явок в орган внутренних дел для регистрации, а также не устанавливать ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22.00 часов до 06.00 часов, поскольку данное ограничение будет препятствовать трудовой деятельности в том числе, в ночное время.
Выслушав административного ответчика Гречаникова С.Е., заключение старшего помощника прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда Куровой Е.Н., полагавшей заявленные требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Федеральным законом от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено установление административного надзора для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
На основании статьи 6 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
В соответствии с пунктами 2, 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, а также за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи) административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Анализ указанного положения закона позволяет сделать вывод о том, что основанием для установления административного надзора является сам факт совершения лицом в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
В судебном заседании установлено, что 12 сентября 2017 года Гречаников С.Е. осужден приговором Волжского городского суда Волгоградской области по ч.1 ст.314 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком 05 месяцев с присоединением на основании ч.5 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенного наказания с наказанием, назначенным по приговору Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 24 августа 2017 года, к окончательному наказанию в виде лишения свободы сроком 02 года 11 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. (Указанным приговором в действиях Гречаникова С.Е. установлен опасный рецидив преступлений).
Решением Тракторозаводского районного суда г.Волгограда от 04 февраля 2020 года, вступившим в законную силу 17 июня 2020 года, Гречаникову С.В. установлен административный надзор сроком на 08 лет –по 25 мая 2028 года, с установлением административных ограничений в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации два раза в месяц; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
25 мая 2020 года Гречаников С.Е. освободился из мест лишения свободы по отбытии срока наказания, что подтверждается справкой ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области.
В период нахождения под административным надзором, Гречаников С.Е. совершил преступление, за которое осужден приговором Волжского городского суда Волгоградской области от 21 января 2021 года по ч.1 ст.314.1 УК РФ с присоединением на основании ч.5 ст.69 УК РФ наказания по приговору мирового судьи судебного участка № 134 г.Волжского Волгоградской области от 13 ноября 2020 года (ст.319 УК РФ) к окончательному наказанию в виде лишения свободы сроком 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительно колонии строгого режима. (Указанным приговором в действиях Гречаникова С.Е. установлен опасный рецидив преступлений).
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 22 сентября 2021 года, вступившим в законную силу 07 октября 2021 года, в отношении Гречаникова С.Е. установлен административный надзор на срок погашения судимости, то есть до 25 мая 2028 года с установлением административных ограничений в виде: обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации два раза в месяц; запрета на выезд за пределы г.Волжского Волгоградской области; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
Основанием для установления административного надзора послужило наличие у Гречаникова С.Е. непогашенной и неснятой судимости за совершение преступления при опасном рецидиве, за которое он был осужден приговором Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 24 августа 2017 года по п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ к наказанию в виде 2 лет 11 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В период нахождения под административным надзором, Гречаников С.Е. совершил преступления, за которое осужден приговором Волжского городского суда Волгоградской области от 30 мая 2022 года по ч.3 ст.30 ч.1 ст.166, ч.1 ст.314.1 УК РФ, в соответствии с ч.2 ст.69 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком 1 год 4 месяца с отбыванием наказания в исправительно колонии строгого режима. (Указанным приговором в действиях Гречаникова С.Е. установлен рецидив преступлений).
Судом также установлено, что Гречаников С.Е. осужден приговором Красноармейского районного суда г.Волгограда от 16 августа 2022 года по ч.3 ст.30 ч.1 ст.161, ч.1 ст.158, ч.1 ст.161, ч.1 ст.161, п. «в» ч.2 ст.158, ч.1 ст.161, п. «б» ч.2 ст.158, ч.1 ст.166 УК РФ, в соответствии с ч.2 ст.69 УК РФ путем частичного сложения наказаний Гречаникову С.Е. по совокупности преступлений назначено наказание в виде 1 года 9 месяцев лишения свободы; на основании ч.5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказания, назначенного по настоящему приговору, с наказанием, назначенным приговором Волжского городского суда Волгоградской области от 30 мая 2022 года, Гречаникову С.Е. назначено окончательное наказание в виде 01 года 10 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Указанным приговором в действиях Гречаникова С.Е. установлен рецидив преступлений.
Он же, осужден приговором Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 10 октября 2022 года по п. «в» ч.2 ст.158 УК РФ к наказанию в виде 1 года 8 месяцев лишения свободы; на основании ч.5 ст.69 УК по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний по настоящему приговору и приговору Красноармейского районного суда г.Волгограда от 16 августа 2022 года к окончательному наказанию в виде лишения свободы сроком 2 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Указанным приговором в действиях Гречаникова С.Е. установлен рецидив преступлений.
Совершенное преступление, предусмотренное п. «в» ч.2 ст.158 УК РФ относится к категории средней тяжести.
Пунктом 3 части 1 статьи 9 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор прекращается в случае осуждения поднадзорного лица к лишению свободы и направлению его к месту отбывания наказания.
Поскольку после принятия 22 сентября 2021 года Волжским городским судом Волгоградской области решения об установлении Гречаникову С.Е. административного надзора последний был осужден к наказанию в виде лишения свободы и направлен к месту отбытия наказания в колонию строгого режима, то ранее установленный в отношении него административный надзор был прекращен в силу закона.
Наказание по приговору Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 10 октября 2022 года Гречаников С.Е. отбывает в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области; срок отбытия наказания истекает 04 апреля 2024 года.
Из характеристики осужденного ФИО2 следует, что он ранее судим, отбывает наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по АДРЕС ИЗЪЯТ с ДАТА ИЗЪЯТА, прибыл из ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по АДРЕС ИЗЪЯТ; ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ. В целом характеризуется отрицательно.
Представленная в материалах дела характеристика подписана должностными лицами исправительного учреждения и оснований не доверять сведениям, изложенным в характеристике, у суда не имеется.
Из справки о взысканиях и поощрениях усматривается, что осужденный Гречаников С.Е. за время отбывания наказания в местах лишения свободы не имеет 8 взысканий, поощрений не имеет.
Гречаников С.Е. подлежит освобождению 04 апреля 2024 года.
Таким образом, судом установлено, что Гречаников С.Е. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, имеющим непогашенную и неснятую судимость за совершение преступления при опасном рецидиве, а также за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
Указанные обстоятельства в силу п.2 ч.2 ст.3 и п.4 ч.2 ст.3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» являются самостоятельными основаниями к установлению административного надзора.
Административный ответчик относится к числу лиц, указанных в части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», и в отношении него должен быть установлен административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
С учетом этого, административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 38 Постановления Пленума от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», статья 86 Уголовного кодекса Российской Федерации).
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
После отбытия Гречаниковым С.Е. наказания, в связи с которым был прекращен административный надзор, за ним по приговору Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 24 августа 2017 года сохраняется неснятая и непогашенная судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве, указанного в части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
То есть, Гречаников С.Е. имеет неснятую, непогашенную судимость по приговору Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 24 августа 2017 года за совершение им тяжкого преступления (п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ) при опасном рецидиве.
В соответствии с ч.3 ст.86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость по этому приговору погашается по истечении 8 лет после отбытия наказания, то есть 25 мая 2028 года.
Кроме того, в судебном заседании также установлено, что Гречаников С.Е. имеет неснятую и не погашенную судимость по приговору Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 10 октября 2022 года за совершение преступления средней тяжести (п. «в» ч.2 ст.158 УК РФ), которое он совершил в период нахождения под административным надзором и отбывает наказание в настоящее время.
В соответствии с ч.3 ст.86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость по названному приговору погашается по истечении 3 лет после отбытия наказания, то есть 04 апреля 2027 года.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм закона, суд приходит к выводу о наличии двух оснований для установления Гречаникову С.Е. административного надзора.
При таких обстоятельствах, в целях предупреждения совершения преступлений в дальнейшем, принятия индивидуальных мер профилактического воздействия к Гречаникову С.Е. административного надзора и считает возможным установить ему административный надзор на 8 лет по приговору Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 24 августа 2017 года, то есть на срок погашения судимости по данному приговору, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по данному приговору.
В соответствии с частью 3 статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом.
Согласно статье 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного могут устанавливаться следующие административные ограничения:
запрещение пребывания в определённых местах;
запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определённое время суток;
запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
При определении количества явок в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения Гречаникова С.Е., принимая во внимание личность административного ответчика, его поведение в период отбывания наказания, которое являлось нестабильным, а также в целях предупреждения преступлений и правонарушений, суд приходит к выводу о том, что профилактическое воздействие на осужденного может быть обеспечено его обязательной явкой два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Суд не находит оснований для удовлетворения требований об установлении ограничений в виде запрета пребывания осуждённого Гречаникова С.Е. вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 часов до 06.00 часов, запрета на выезд за установленные судом пределы, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, поскольку административным истцом не мотивировано установление данных административных ограничений, не приведены аргументы, подтверждающие необходимость установления таких административных ограничений.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Таким образом, срок административного надзора надлежит исчислять со дня постановки Гречаникова С.Е. на учет в органе внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Руководствуясь статьями 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 9 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░2 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 8 (░░░░░░) ░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ - ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░░ 2017 ░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 2 (░░░) ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░