Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-63/2024 ~ М-2/2024 от 09.01.2024

Дело № 3а-63/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Архангельск 30 мая 2024 года

Архангельский областной суд в составе

председательствующего судьи Саблиной Е.А.

при секретаре Когиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Киселева Сергея Викторовича о признании незаконным решения государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации» от 15 декабря 2023 года № об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

установил:

Киселев С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации» (далее Учреждение) от 15 декабря 2023 года № об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером *********, расположенного по адресу: ********* размере его рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. С учетом уточнения исковых требований просил установить размер кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости 7 621 000 рублей по состоянию на 21 августа 2023 года.

В обоснование требований указал, что является участником долевой собственности на нежилое здание с кадастровым номером ********* (далее – нежилое здание, объект недвижимости). Кадастровая стоимость нежилого здания по состоянию на 1 января 2021 года (дата начала применения кадастровой стоимости 1 января 2022 года) утверждена в размере 16 661 762 рубля 91 копейка на основании постановления министерства имущественных отношений Архангельской области от 15 ноября 2021 года № 7-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства, расположенных на территории Архангельской области». 16 ноября 2023 года административный истец обратился в Учреждение с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, составляющей на 21 августа 2023 года 6 085 000 рублей, на основании отчета об оценке от 5 сентября 2023 года №, выполненного обществом с ограниченной ответственностью «*********». 15 декабря 2023 года учреждением принято решение №, которым отказано в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. Полагает, что решение от 15 декабря 2023 года является незаконным.

В судебном заседании представитель административного истца Максимов Д.М. уточненные требования поддержал.

Представитель административного ответчика государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации» Захарова Е.А., а также представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Архангельской области Фокин С.С. в судебном заседании с заявленными требованиям не согласились, полагая, что оспариваемое решение принято уполномоченным лицом при соблюдении установленного порядка, является законным и обоснованным. Не оспаривали право истца на установление кадастровой стоимости поименованного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени проведения судебного заседания, не явились, представителей не направили. Административный истец, и заинтересованное лицо Киселев А.В. просили рассмотреть дело без своего участия.

Определением суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Установление кадастровой стоимости и порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 269-ФЗ) в Федеральный закон № 237-ФЗ внесены изменения – введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.

Согласно статье 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Частью 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ до 1 января 2026 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ (редакция 19 декабря 2022 года).

Пунктом 1 части 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ в течение переходного периода высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право принять решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

    Постановлением Правительства Архангельской области от 29 декабря 2022 года № 1188-пп «О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» 1 января 2023 года установлено датой перехода к применению на территории Архангельской области положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее – Постановление № 1188-пп).

    Постановление № 1188-пп опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 30 декабря 2022 года и в соответствии с пунктом 2 указанного Постановления со дня его официального опубликования вступило в законную силу.

С 1 января 2023 года на территории Архангельской области установлен внесудебный порядок рассмотрения заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости и подлежат применению положения статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, согласно пункту 15 которой в суде может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в отношении заявления об установлении рыночной стоимости объекта.

Из материалов административного дела следует, что административный истец с ДД.ММ.ГГГГ является участником долевой собственности с размером доли ********* на нежилое здание типографии (здание бывшей АГЭС) с кадастровым номером *********, площадью: 2977 кв.м, расположенное по адресу: *********.

Оспариваемая кадастровая стоимость здания на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года составляла 16 661 762 рубля 91 копейка и определена на основании постановления министерства имущественных отношений Архангельской области от 15 ноября 2021 года №7-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства, расположенных на территории Архангельской области».

С 1 января 2024 года в отношении спорного нежилого здания постановлением министерства имущественных отношений Архангельской области от 20 ноября 2023 года № 40-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, расположенных на территории Архангельской области» установлена кадастровая стоимость в размере 9 519 418 рублей 5 копеек.

Следовательно, оспариваемая кадастровая стоимость спорного здания является архивной.

16 ноября 2023 года административный истец обратился в Учреждение с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определенной на 21 августа 2023 года в сумме 6 085 000 рублей, приложив отчет об оценке от 5 сентября 2023 года №, выполненный обществом с ограниченной ответственностью «*********».

На основании положений части 4 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ днем поступления заявления об установлении рыночной стоимости считается день его представления в бюджетное учреждение или многофункциональный центр, либо день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае его направления регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг.

Административный регламент предоставления Учреждением услуги по рассмотрению заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее – Административный регламент) утвержден приказом директора Учреждения от 30 декабря 2022 года № 24.

На основании подпункта 1 пункта 17 раздела 2.3 Административного регламента поступившее 16 ноября 2023 года заявление Общества было зарегистрировано.

15 декабря 2023 года, то есть в срок, установленный частью 10 статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ Учреждением принято решение №, которым отказано в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 29:22:050407:97, площадью: 2977 кв.м, расположенного по адресу: ********* в размере его рыночной стоимости. Нарушения, выявленные в представленном отчете, поименованы в разделе V Решения.

В соответствии с разделом V Решения содержание отчета не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ, Федеральных стандартов оценки, выявлено использование неполных и (или) недостоверных сведений, наличие расчетных или иных ошибок, повлиявших на итоговый результат определения рыночной стоимости объекта недвижимости (приведены четыре конкретные ошибки).

Согласно экспертному заключению от 7 мая 2024 года №, оценщиком общества с ограниченной ответственностью «*********» при составлении отчета об оценке от 11 октября 2023 года № допущены нарушения, указанные в разделе V решения Учреждения от 15 декабря 2023 года №. Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО пояснила, что замечания, указанные в пунктах 1, 4 решения влияют на размер определенной рыночной стоимости объекта недвижимости в сторону ее увеличения.

Суд, исследовав доказательства, пришел к выводу, что Учреждение имело основания для отказа в удовлетворении заявления административного истца, предусмотренные пунктом 2 части 11 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, поскольку представленный отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Оспариваемое решение подписано директором от имени Учреждения, т.е. принято уполномоченным органом, при этом порядок и форма его принятия соблюдена.

Следовательно, оснований для удовлетворения административного искового заявления в этой части суд не находит.

В соответствии с проведенной экспертизой, назначенной определением суда от 1 февраля 2024 года по ходатайству представителя административного истца рыночная стоимость спорного помещения на 21 августа 2023 года составила 7 621 000 рублей.

Экспертное заключение соответствует положениям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования, составлено специалистом в области оценочной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за отказ от дачи заключения и дачу заведомо ложного заключения, который в ходе применения сравнительного и затратного подходов произвел анализ рынка предложений по продаже объектов недвижимости. Оснований не доверять эксперту суд не имеет.

Указанная рыночная стоимость спорного помещения приведена административным истцом в уточненном исковом заявлении.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости подлежит установлению в размере рыночной стоимости в соответствии с заключением судебной экспертизы.

Оснований для установления рыночной стоимости объектов недвижимости в размере, определенном в предоставленном Обществом отчете об оценке не имеется, поскольку в нем допущены ошибки, не позволяющие признать их соответствующим требованиям законодательства в области оценочной деятельности.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

    решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░ 15 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ № ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ *********, ░░░░░░░░: 2977 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ********* ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 621 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                      ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-63/2024 ~ М-2/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Киселев Сергей Викторович
Ответчики
ГБУ АО «АрхОблКадастр»
Министерство имущественных отношений Архангельской области
Другие
ФГБУ ФКП Росреестра филиал по Архангельской области и НАО
Киселев Андрей Викторович
Управление Росреестра по Архангельской области и НАО
Максимов Дмитрий Михайлович
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Саблина Екатерина Александровна
Дело на сайте суда
oblsud--arh.sudrf.ru
09.01.2024Регистрация административного искового заявления
09.01.2024Передача материалов судье
11.01.2024Решение вопроса о принятии к производству
11.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.01.2024Предварительное судебное заседание
01.02.2024Предварительное судебное заседание
29.05.2024Производство по делу возобновлено
29.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2024Судебное заседание
30.05.2024Судебное заседание
14.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее