Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-372/2023 ~ М-341/2023 от 03.11.2023

Дело № 2а-372/2023

УИД 75RS0№-49

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 декабря 2023 года          <адрес>

Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Виноградовой Ю.А., при секретаре Быковой Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Красночикойского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «<адрес>» о признании незаконным бездействия, обязании создать маневренный жилой фонд,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Красночикойского района Налабордин Ю.В. обратился с указанным административным иском в суд, мотивируя тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства в деятельности администрации муниципального района «<адрес>», которой установлено, что на его территории отсутствует маневренный жилищный фонд. Вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относятся к компетенции администрации муниципального района «<адрес>». Отсутствие маневренного жилищного фонда создает угрозу нарушения прав граждан на жилище, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций в случае срыва отопительного сезона 2023-2024 года. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального района «<адрес>» выразившееся в непринятии мер по созданию маневренного жилищного фонда на территории муниципального района «<адрес>». Обязать администрацию    муниципального района «<адрес>» создать маневренный жилищный фонд муниципального района «<адрес>» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены администрации сельских поселений «Красночикойское», «Малоархангельское», «Коротковское», «Захаровское», «Шимбиликское», «Черемховское», «Байхорское», «Архангельское», «Большереченское», «Верхнешергольджинское», «Альбитуйское», «Урлукское», «Жиндойское», «Конкинское», «Мензинское».

В судебное заседание старший помощник прокурора Красночикойского района Стрелков Е.Н. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика администрации муниципального района «<адрес>» Никифорова И.В., действующая на основании доверенности, административные исковые требования прокурора не признала, указывая, что администрация муниципального района «<адрес>» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку осуществление полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных жилищным законодательством, переданы органам местного самоуправления сельских поселений. Подходящего жилья для присвоения ему статуса специализированного в собственности муниципального района не имеется. Единственная муниципальная квартира используется для обеспечения жильем работников социально-значимых учреждений. Строительство жилых домов в целях создания маневренного жилищного фонда не ведется в связи с отсутствием в бюджете района денежных средств на указанные цели.

Заинтересованные лица администрации сельских поселений «Красночикойское», «Малоархангельское», «Коротковское», «Захаровское», «Шимбиликское», «Черемховское», «Байхорское», «Архангельское», «Большереченское», «Верхнешергольджинское», «Альбитуйское», «Урлукское», «Жиндойское», «Конкинское», «Мензинское» своих представителей в суд не направили, извещены надлежащим образом.

Согласно ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело без участия представителей заинтересованных лиц.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ в целях защиты прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, прокурор вправе в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 226 КАС РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

На основании части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ в целях защиты прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, прокурор вправе в порядке, предусмотренном главы 22 КАС РФ, обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 226 КАС РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно содержанию частей 1, 9 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью.

Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Как следует из содержания пункта 3 части 1 статьи 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся также жилые помещения маневренного фонда.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Статьей 95 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания - в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Исходя из положений пунктов 4, 6, 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (пункт 6); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (пункт 8), которые в силу ч. 4 ст. 14 указанного закона организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

При таких обстоятельствах полномочия по созданию и управлению маневренным жилым фондом, являющимся одним из видов специализированного жилищного фонда (статья 92 ЖК РФ), на территории муниципального района «<адрес>» относятся к его компетенции, из приведенного правового регулирования следует обязанность органов местного самоуправления, в том числе и административного ответчика, создать маневренный жилищный фонд муниципального образования с целью соблюдения жилищных прав граждан.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Красночикойского района проверки установлено отсутствие на территории муниципального района «<адрес>» маневренного жилищного фонда. С начала отопительного сезона произошло 15 аварий на объектах жилищно-коммунального комплекса.

Из ответов администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что маневренный жилой фонд органами местного самоуправления муниципального района «<адрес>» не создан, муниципальные правовые акты в указанной сфере не принимались, полномочия по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда переданы на уровень сельских поселений, с передачей финансирования на эти цели: сельскому поселению «Красночикойское» - <данные изъяты> рубля, «Малоархангельское» - <данные изъяты> рубля, «Коротковское» - <данные изъяты> рублей, «Захаровское» - <данные изъяты> рубля, «Шимбиликское» - <данные изъяты> рубля, «Черемховское» - <данные изъяты> рублей, «Байхорское» - <данные изъяты> рублей, «Архангельское» - <данные изъяты> рублей, «Большереченское» - <данные изъяты> рубля, «Верхнешергольджинское» - <данные изъяты> рублей, «Альбитуйское»- <данные изъяты> рублей, «Урлукское» - <данные изъяты> рубля, «Жиндойское» - <данные изъяты> рубль, «Конкинское» - <данные изъяты> рублей, «Мензинское» - <данные изъяты> рублей. В муниципальной собственности района находится одна жилая квартира, которая передана в оперативное управление МКУ «Хозяйственно-транспортный отдел», предоставляется на условиях социального найма.

Из поступившей на запросы суда администраций сельских поселений «Красночикойское», «Малоархангельское», «Коротковское», «Захаровское», «Шимбиликское», «Черемховское», «Байхорское», «Архангельское», «Большереченское», «Верхнешергольджинское», «Альбитуйское», «Урлукское», «Жиндойское», «Конкинское», «Мензинское» следует, что органами местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального района «<адрес>» маневренный жилой фонд также не создавался, предназначенные для этих целей муниципальные жилые помещения отсутствуют.

Таким образом, в судебном заседании установлен факт отсутствия маневренного жилищного фонда на территории муниципального района «<адрес>».

Назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера, оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение гражданам, оставшимся без жилья вследствие капитального ремонта, обращения взыскания на единственное жилое помещение, чрезвычайных и иных подобных обстоятельств. Включение необходимого количества жилых помещений в маневренный жилищный фонд должно быть проведено заблаговременно до возникновения обстоятельств, перечисленных в статье 95 ЖК РФ.

Решение вопросов, связанных с обеспечением жильем во внеочередном порядке, требует значительных временных затрат, поэтому наличие маневренного жилищного фонда, предназначенного для временного проживания граждан на случай наступления непредвиденных, внезапно наступивших обстоятельств является необходимой гарантией конституционного права на жилье (статья 40 Конституции Российской Федерации).

Отсутствие маневренного жилищного фонда в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории муниципального образования, при возникновении обстоятельств, перечисленных в статье 95 ЖК РФ, что является основанием для удовлетворения заявленных административных исковых требований прокурора.

Доводы административного ответчика о том, что администрация муниципального района является ненадлежащим ответчиком по делу ввиду заключения между администраций муниципального района и администрациями сельских поселений соглашений о передаче полномочий в соответствии с жилищным законодательством отклоняется, поскольку факт заключения указанных соглашений не свидетельствует об изменении установленной законом компетенции органов местного самоуправления муниципального района и сельских поселений. Сами по себе заключенные соглашения о передаче полномочий на уровень сельских поселений не освобождает администрацию муниципального района «<адрес>» от ответственности за неосуществление предусмотренных законом полномочий в сфере организации в границах поселения водоснабжения населения, отнесенных пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципальных районов, а также от исполнения своих обязательств в соответствии с заключенным соглашением по предоставлению соответствующего финансирования, осуществлению надлежащего контроля за исполнением таких полномочий. Срок указанных соглашений ограничивается текущим годом.

Кроме того, частью 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что передача муниципальным районом осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения производится за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Суд приходит к выводу, что размер предоставляемого из бюджета муниципального района «<адрес>» бюджетам сельских поселений финансирования на осуществление полномочий в соответствии с жилищным законодательством явно недостаточное для создания ими маневренного жилищного фонда.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 180 КАС РФ, суд полагает разумным и достаточным установить административному ответчику срок для исполнения решения суда в части возложения обязанности по созданию маневренного жилищного фонда на территории муниципального района «<адрес>» - в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░>».

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░>» ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2023 ░░░░

    

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-372/2023 ~ М-341/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Красночикойского района
Ответчики
Администрация Муниципального района "Красночикойский район"
Другие
Администрация сельского поселения "Мензинское"
Администрация сельского поселения "Верхнешергольджинское"
Администрация сельского поселения "Урлукское"
Администрация сельского поселения " Малоархангельское"
Администрация сельского поселения "Большереченское"
Администрация сельского поселения "Красночикойское"
Администрация сельского поселения "Конкинское"
Администрация сельского поселения "Альбитуйское"
Администрация сельского поселения "Байхорское"
Администрация сельского поселения "Архангельское"
Администрация сельского поселения "Черемховское"
Администрация сельского поселения "Жиндойское"
Администрация сельского поселения "Захаровское"
Администрация сельского посления "Шимбиликское"
Администрация сельского поселения "Коротковское"
Суд
Красночикойский районный суд Забайкальского края
Судья
Виноградова Юлия Александровна
Дело на сайте суда
chikoy--cht.sudrf.ru
03.11.2023Регистрация административного искового заявления
06.11.2023Передача материалов судье
06.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
06.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2023Судебное заседание
01.12.2023Судебное заседание
11.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее