ФИО2 ОБЛАСТНОЙ СУД
УИД 39OS0000-01-2023-000248-69
Дело № 3а-238/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2023 года г. Калининград
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шкуратовой А.В.,
при секретаре Худоба О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Роменко Алексея Владимировича к ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости», Правительству Калининградской области, заинтересованные лица: Управление Росреестра по Калининградской области, администрация ГО «Город Калининград»об оспаривании решения бюджетного учреждения, установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2023 года,
У С Т А Н О В И Л:
Роменко А.В., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером №, обратился в Калининградский областной суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» от 26 июля 2023 года № ОРС-39/2023/000535 об отказе в установлении кадастровой стоимости данного объекта в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2023 года в размере 1 250 000 руб. в отчете об оценке от 24 июня 2023 года №279К-2023 оценщика АНО «Калининградское бюро судебной экспертизы и оценки» Щавелевой Е.Н.
Сославшись на незаконность оспариваемого решения и на нарушение его права на справедливое налогообложение, административный истец просил суд установить с учетом уточнений требований кадастровую стоимость объекта в размере рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы по состоянию на 01 января 2023 года в размере 1 000 000 руб., указав, что утвержденная Постановлением Правительства Калининградской области от 14 ноября 2022 года кадастровая стоимость данного объекта в размере 4 114 847,62 руб. значительно завышена.
Роменко А.В. направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором просил уточненное административное исковое заявление удовлетворить.
Представитель ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» Михайлова Т.А. подала письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя бюджетного учреждения, поддержав позицию, изложенную в письменных возражениях об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска ввиду законности оспариваемого решения и несоответствия отчета об оценке, представленного в бюджетное учреждение, требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Правительство Калининградской области, администрация ГО «Город Калининград», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, каких-либо ходатайств, в том числе об отложении судебного заседания, не заявили, представителя для участия в рассмотрении дела не направили, в связи с чем суд на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела подтверждено, что Роменко А.В. с 17 марта 2020 года является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1054 +/-8 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 55-58).
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Калининградской области от 14 ноября 2022 года № 590 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости на территории Калининградской области, за исключением случаев, предусмотренных частью 03 статьи 11 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», по состоянию на 01 января 2022 года.
В соответствии с данным Постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 4 114 847,62 руб.
Постановлением Правительства Калининградской области от 24 ноября 2021 года №754 установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Калининградской области - 1 декабря 2021 года.
На основании части 1 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции Федерального закона от 6 декабря 2021 года № 408-ФЗ) для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 15 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) РФ к местным налогам и сборам относится земельный налог.
На основании пункта 1 статьи 391 НК РФ, если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Таким образом, установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2023 года является основанием для перерасчета земельного налога за налоговый период 2023 года.
С учетом изложенного суд полагает, что установление кадастровой стоимости в размере рыночной имеет для административного истца правовое значение для целей исчисления земельного налога в справедливом размере.
В силу части 5 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ к заявлению об установлении рыночной стоимости должен быть приложен, помимо прочих документов, отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости.
Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7 статьи 22.1).
Частью 11 этой же статьи определено, что бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:
1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;
2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).
При этом согласно части 12 названной статьи в случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения.
На основании части 15 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В целях установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости Роменко А.В. обратился 27 июня 2023 года в ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2023 года в размере 1 250 000 руб., представив отчет об оценке оценщика АНО «Калининградское бюро судебной экспертизы и оценки» Щавелевой Е.Н. от 24 июня 2023 года № 279К-2023.
Решением ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» от 26 июля 2023 года №ОРС-39/2023/000535 в удовлетворении заявления отказано по тому основанию, что представленный Роменко А.В. отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности:
- не выполнены требования статьи 15 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», устанавливающей применение федеральных стандартов оценки, а именно: при проведении оценки оценщик отказался от использования основного действующего федерального стандарта оценки «Оценки недвижимости (ФСО № 7)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 № 611;
- не выполнены требования статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»: отчет не подписан оценщиком Щавелевой Е.Н.
По мнению бюджетного учреждения, оформление и содержание отчета об оценке не соответствуют требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, в связи с чем рыночная стоимость объекта оценки не может быть принята как достоверная по состоянию на 01 января 2023 года.
В целях проверки доводов административного истца и бюджетного учреждения определением суда от 21 сентября 2023 года по ходатайству представителя административного истца по делу назначена судебная экспертиза, производство которой с согласия сторон поручено эксперту АНО «ЭКСКО» Кулаковой Т.В., на разрешение эксперта поставлены вопросы:
- соответствует ли отчет об оценке № 279К-2023 от 24 июня 2023 года, выполненный оценщиком АНО «Калининградское бюро судебной экспертизы и оценки» Щавелевой Е.Н. требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки?
- имеются ли в отчете об оценке неточности и недостатки, расчетные или иные ошибки, влияющие на итоговую величину рыночной стоимости объекта оценки?
- при положительном ответе на первый и (или) второй вопросы определить по состоянию на 01 января 2023 года рыночную стоимость объекта с кадастровым номером №
В соответствии с заключением эксперта АНО «ЭКСКО» Кулаковой Т.В. № 367-23 отчет об оценке, выполненный оценщиком АНО «Калининградское бюро судебной экспертизы и оценки» Щавелевой Е.Н. № 279К-2023 от 24 июня 2023 года, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, выявлено нарушение методологии оценки, что приводит к искажению стоимости объекта оценки, рыночная стоимость объекта с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2023 года составляет 1 000 000 руб.
Заключение эксперта выявило те же нарушения, допущенные в отчете об оценке № 279К-2023 от 24 июня 2023 года, что и бюджетное учреждение, подтвердив тем самым правильность выводов ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости», содержащихся в оспариваемом административным истцом решении.
Экспертом установлено, что оценщик использовал неактуальные федеральные стандарты оценки, в отчете отсутствует анализ фактических данных о ценах сделок или предложениях, информация по ценообразующим факторам в сегменте объекта оценки. Также в расчете сравнительным подходом не применена корректировка на ценообразующий фактор «вид разрешенного использования», в связи с чем оценщиком не применена повышающая корректировка.
Суд, исследовав заключение эксперта и сопоставив его содержание с материалами дела, приходит к выводу о том, что оно отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов эксперта Кулаковой Т.В., поскольку составленное им заключение мотивировано и не содержат противоречий.
Эксперт АНО «ЭКСКО» Кулакова Т.В. соответствует по уровню образования и квалификации требованиям, предъявляемым к кандидатуре эксперта, имеет высшее образование, диплом о профессиональной переподготовке по специальности «Судебная стоимостная и строительно-техническая экспертиза недвижимости», диплом о профессиональной переподготовке по специальности «Оценка предприятия (бизнеса)», квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости», является членом саморегулируемой организации оценщиков – Ассоциация «Русское общество оценщиков», имеет большой стаж работы эксперта в сфере оценочной деятельности (с 2007 года), предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 УК РФ.
В силу части 2 статьи 83 КАС РФ в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта (комиссии экспертов) или наличия противоречий в выводах эксперта (комиссии экспертов) суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту (другой комиссии экспертов).
По настоящему делу лица, участвующие в деле, ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы не заявили, выразили согласие с результатом экспертного исследования.
Таким образом, в порядке, установленном процессуальным законом, выводы эксперта о несоответствии отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности не опровергнуты.
Объективные основания полагать искаженной определенную экспертом величину рыночной стоимости объекта отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд полагает требования о признании незаконным решения ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» от 26 июля 2023 года №ОРС-39/2023/000535 не подлежащими удовлетворению.
Также не подлежат удовлетворению требования, заявленные к Правительству Калининградской области, которое в данном случае не является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости объекта оценки и разрешавшим в порядке статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ вопрос об установлении рыночной стоимости объекта.
Согласно части 3 статьи 249 КАС РФ в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости.
Уточненные требования административного истца об установлении рыночной стоимости объекта по состоянию на 01 января 2023 года в размере 1 000 000 руб., определенной по результатам судебной экспертизы, подлежат удовлетворению.
Исходя из положений пункта 6 части 2 статьи 18 Федерального закона №237-ФЗ правовое значение имеет дата подачи в бюджетное учреждение заявления об установлении рыночной стоимости, а именно 27 июня 2023 года, которая подлежит указанию в резолютивной части решения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 248-249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░ 2023 ░░░░ №░░░-39/2023/000535 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 000 000 ░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 27 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░