УИД 81RS0006-01-2024-001963-46 <данные изъяты>
Дело № 2а-893/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июля 2024 года г.Кудымкар
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Кировой Е.Н.,
при секретаре Гагариной О.В.,
с участием административного истца - прокурора Ковыляевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар административное дело по административному исковому заявлению Кудымкарского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Климову Сергею Анатольевичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
установил:
Кудымкарский городской прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Климову С.А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами. Требование мотивирует тем, что Климов С.А., имеющий право управления транспортными средствами категории «В, В1 (AS), M», приобретенное на основании водительского удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ, с мая 2024 года состоит на диспансерном учете в наркологическом отделении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Больница <адрес>» с диагнозом «<данные изъяты>». В соответствии с требованиями действующего законодательства Климов С.А. имеет медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами. Управление им транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний влечет нарушение конституционных прав граждан на безопасность жизни и здоровья. Просит прекратить действие права на управление транспортными средствами Климова С.А., приобретенного на основании водительского удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Регистрационно-экзаменационным отделением отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Кудымкарский» (далее – РЭО ОГИБДД МО МВД России «Кудымкарский).
В судебном заседании прокурор Ковыляева Е.В. требование поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Климов С.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Заявлений и ходатайств не представил.
Представитель заинтересованного лица Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Кудымкарский» (далее - МО МВД России «Кудымкарский») в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Заслушав прокурора, исследовав доводы административного искового заявления, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения –состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
В статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплены основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, которыми являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статьей 5 указанного Федерального закона определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, помимо прочего, посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя также обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств (пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В силу пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определены основания прекращения действия права на управление транспортными средствами: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.
Таким образом, законодательством Российской Федерации в области дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Как предусмотрено пунктом 4 статьи 23.1 названного Федерального закона, перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Так, согласно пункту 7 раздела II указанного Перечня к медицинским противопоказаниям к управлению транспортным средством относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), коды заболеваний по Международной классификации болезней-10: F10 - F16, F18, F19.
Указанный пункт применяется вне зависимости от установленной категории права на управление транспортными средствами.
Судом на основании материалов дела установлено, что административный ответчик Климов С.А. имеет право управления транспортными средствами категории «В, В1 (AS), M», на основании водительского удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ РЭО ОГИБДД МО МВД России «Кудымкарский» (л.д. 7). При этом административный ответчик с мая 2024 года состоит на диспансерном наблюдении в наркологическом отделении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Больница <адрес>» с диагнозом «синдром зависимости от алкоголя, средняя стадия (F10.2), ремиссии нет» (л.д. 6).
Указанные обстоятельства подтверждают наличие у Климова С.А. медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии с пунктом 2 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного приказом Минздрава России от 30.12.2015 № 1034н, диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
Согласно пункту 12 указанного Порядка решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях: наличие у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по МКБ-10 - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии: подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет; подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Из изложенного следует, что при решении вопроса, касающегося прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих такое право и имеющих диагноз «синдром зависимости», необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии (выздоровления).
Как следует из материалов дела, стойкая ремиссия у Климова С.А. отсутствует, он состоит на диспансерном наблюдении с мая 2024 года, решение о прекращении диспансерного наблюдения врачебной комиссией не принято, в связи с чем он не может быть допущен к управлению транспортными средствами.
Каких-либо доказательств, опровергающих медицинские сведения о наличии вышеуказанного заболевания, или наличия состояния стойкой ремиссии (выздоровления) Климов С.А. суду не представил.
Наличие у Климова С.А. медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым административное исковое заявление Кудымкарского городского прокурора удовлетворить, действие права Климова С.А. на управление транспортными средствами прекратить.
При этом суд полагает необходимым отметить, что в силу пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 № 1191 «Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами» в случае, если у административного ответчика отпадут основания прекращения права управления транспортными средствами, указанное право восстанавливается путем возврата водительского удостоверения.
Руководствуясь статьями 175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (№), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░.░. ░░░░░░