ПОСТАНОВЛЕНИЕ
<адрес> 20 мая 2019 года
Заместитель Председателя Верховного Суда Чеченской Республики ФИО2. рассмотрев жалобу директора ООО «Пархато» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Чеченской Республике от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Ачхой-Мартановского районного суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Верховного Суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Пархато» ФИО1,
установил:
постановлением исполняющего обязанности начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Чеченской Республике от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Ачхой- Мартановского районного суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, директор ООО «Пархато» ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Решением судьи Верховного Суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица надзорного органа и решение судьи по данному делу оставлены без изменения.
ФИО1 обратился в Верховный Суд Чеченской Республики 05.04.2019г. с жалобой в порядке статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на указанные выше постановление надзорного органа и решение судьи Ачхой-Мартановского районного суда Чеченской Республики, ссылаясь на их незаконность, просит их отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события правонарушения, ввиду того, что вправе на принадлежащем ему земельном участке строить водоем без специального на то разрешения. Также указывает на то, что привлечен к административной ответственности на основании утратившего силу с ДД.ММ.ГГГГ постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О рекультивации земель, снятии, сохранении, рациональном использовании плодородного слоя почвы» и изданного в соответствии с ним приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации №, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству № от 22.12.1995г. «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».
Изучение представленных материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Как установлено судами, ДД.ММ.ГГГГ в ходе административного расследования должностным лицом управления Россельхознадзора по Чеченской Республике было выявлено нарушение требований земельного законодательства Российской Федерации. Нарушение выразилось в том, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения, с кадастровым № площадью 600 кв.м., расположенном в <адрес>, с левой стороны дороги Ачхой-Мартан-Бамут, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования ООО «Пархато», производятся работы по строительству водоема, вырыт котлован (пруд). Плодородный слой почвы общей площадью 600 кв.м, снят и перемещен путем копки карьера глубиной в среднем 1,5 м., длиной 30м, шириной 20м. Разрешение уполномоченного органа на проведение земляных работ отсутствовало. По сообщению пользователя земельного участка - директора ООО «Пархато» ФИО3 проведение указанных работ не согласовывалось.
Данные обстоятельства отражены и зафиксированы в протоколе осмотра земельного участка от 17.07.2018г., протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ административным органом в отношении директора ООО «Пархато» вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.6 КоАП РФ и он подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Указанные обстоятельства, которые не оспариваются лицом, привлеченным к административной ответственности, послужили основанием для возбуждения в отношении данного лица дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) земля, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
В силу пунктов 1, 2 статьи 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Такие лица обеспечивают соблюдение нормативов качества
окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территории в соответствии с законодательством.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обнаружения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия.
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16.07.1998г. №- ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельск.х ьяйственного назначения», Федеральным законом от 10.01.2002г. №- ФЗ «Об охране окружающей среды».
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться, в частности, для целей аквакультуры (рыбоводства) (п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ) и согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ. - №, строительство определенных объектов на земельном участке, предназначенном для рыболовства, разрешено.
Между тем, в силу положений статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель,
отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно указанным выше нормативным положениям приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы осуществляется на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. За порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.
Признавая директора ООО «Пархато» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ, суды исходили из доказанности факта нарушения земельного законодательства, что образует объективную сторону правонарушения.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен. Наказание назначено исходя из конкретных обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения, в пределах санкции части 1 статьи 8.6 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в жалобе, выводы судов не опровергают. Несогласие заявителя с выводами судов и толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На день составления протокола об административном правонарушении в отношении ФИО3 17.07.2018г., постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О рекультивации земель, снятии, сохранении, рациональном использовании плодородного слоя почвы» утратило свою силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Действующим на указанную дату является Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утверждены «Правила проведения рекультивации и консервации земель».
Нормативные положения как утратившего силу, так и действующего на день составления протокола об административном правонарушении приведенных выше нормативных актов относительно порядка снятия, сохранения и рационального использования плодородного слоя почвы не предполагают произвольного совершения указанных действий любым пользователем земли без согласования и получения разрешения в порядке, установленном указанными нормативными актами. Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
При этих обстоятельствах доводы жалобы о применении судом утратившего силу нормативного акта не имеют правового значения по делу.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено, оснований для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление исполняющего обязанности начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Чеченской Республике от 23.07. 2018 г., решение судьи Ачхой-Мартановского районного суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Верховного Суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении,
предусмотренном частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Пархато» ФИО1 - оставить без изменения, жалобу директора ООО «Пархато» ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Чеченской Республики ФИО2