УИД – 11RS0017-01-2023-000760-53 |
Дело № 2а-438/2023 |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сысольский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Устюжаниновой Е.А.,
при секретаре Стрепетовой Е.Н., с участием
представителя административного истца Яровиковой Н.А., действующей на основании доверенности от 24.10.2023,
представителя административного ответчика администрации муниципального района «Сысольский» Ягодина Н.А., действующего на основании доверенности от 14.07.2023,
представителя заинтересованного лица администрации сельского поселения «Визинга» Кучерова С.Б., действующего на основании решения Совета сельского поселения «Визинга» от 08.11.2023 № V-23/8,
заинтересованного лица Цыпанова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга Сысольского района Республики Коми 22 ноября 2023 года, с учетом перерыва, объявленного в судебном заседании 20 ноября 2023 года, дело по административному иску Попова Дмитрия Васильевича к администрации муниципального района «Сысольский» о признании незаконным решения и возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Попов Д.В. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального района «Сысольский» (далее – АМР «Сысольский») о признании незаконным решения АМР «Сысольский», выраженного в письме № 02-29/2041 от 26.06.2023 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, и возложении обязанности на административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, Сысольский муниципальный район, <адрес>, в кадастровом квартале № в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование административных исковых требований административный истец Попов Д.В. указал, что на основании нотариально удостоверенного договора от 12.02.1998 ему принадлежит жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Жилой дом расположен на принадлежащем административному истцу на праве собственности на основании свидетельства на право пожизненного наследуемого и постоянного владения землей земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>. Границы земельного участка установлены. Поскольку при межевании земельного участка его площадь была уменьшена на 88 кв.м., истец подготовил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для проведения процедуры перераспределения земельного участка. 05.06.2023 Попов Д.В. обратился в АМР «Сысольский» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., образуемого путем перераспределения его земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка из муниципальной собственности, не состоящего на кадастровом учете. Письмом № 02-29/2041 от 26.06.2023 АМР «Сысольский» было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Административный ответчик, ссылаясь на п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), указал, что согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения «Визинга» минимальная площадь земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства составляет 65 кв.м., и что возможно сформировать самостоятельный земельный участок площадью 113 кв.м.. Кроме того, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленной административным истцом, формируемый земельный участок закрывает доступ к земельному участку с кадастровым номером №. Административный истец считает данный отказ незаконным и нарушающим его имущественные права ввиду того, что доступ к земельному участку с кадастровым номером № имеется на дорогу с покрытием из асфальтобетона. Кроме того, до проведения кадастровых работ площадь земельного участка истца составляла № кв.м., тогда как после межевания площадь земельного участка была уменьшена и составила № кв.м.
В судебном заседании представитель административного истца Яровикова Н.А., действующая на основании доверенности от 24.10.2023, на удовлетворении административных исковых требований настаивала.
Представитель административного ответчика АМР «Сысольский» Ягодин Н.А., действующий на основании доверенности от 14.07.2023, требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснил, что п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Так, в соответствии с подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ. В результате рассмотрения заявления Попова Д.В. № 02-29/253 от 05.06.2023 АМР «Сысольский» было принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги в соответствии с п.п. 9 п. 2.12 Административного регламента предоставления услуги, поскольку из дополнительно формируемого земельного участка возможно образовать самостоятельный земельный участок площадью 113 кв.м. Кроме того, формируемый земельный участок закрывает доступ к земельному участку с кадастровым номером №. Также, согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения «Визинга», минимальная площадь земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства составляет 65 кв.м.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Республике Коми, надлежаще уведомленный, в судебное заседание не явился. Представил письменный отзыв, указав, что Управление не является заинтересованным лицом при рассмотрении споров по заявленным требованиям и оставляет рассмотрение дела на усмотрение суда, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Определением Сысольского районного суда Республики Коми от 25.10.2023 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация сельского поселения «Визинга» и Цыпанов В.В.
Представитель заинтересованного лица администрации сельского поселения «Визинга» Кучеров С.Б., действующий на основании решения Совета сельского поселения «Визинга» от 08.11.2023 № V-23/8, полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям, изложенным в письменном отзыве от 20.11.2023. Между земельным участком с кадастровым номером № (<адрес>), принадлежащим Попову Д.В., и земельным участком с кадастровым номером № (<адрес>), принадлежащим М.В.Ю., имеется свободный земельный участок, который проходит от края центральной дороги <адрес> до земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>), принадлежащим Цыпанову В.В. Данный земельный участок является единственным заездом к картофельному полю, расположенному на земельном участке Цыпанова В.В. с кадастровым номером №, и используется для обслуживания картофельного поля и подвоза удобрения к нему. Со стороны хозяйственного проезда, расположенного севернее спорного участка, подъезда к картофельному полю Цыпанова В.В. не имеется, ввиду исторически сложившейся застройки. Кроме того, площадь земельного участка Цыпанова В.В., которая составляет <данные изъяты> кв.м., позволяет разделить его на две части, и в случае передачи третьим лицам одной части земельного участка, на которой будет расположено картофельное поле, данный заезд также останется единственным. Кроме того, представитель заинтересованного лица указал, что данный земельный участок необходим для обеспечения заезда специализированной техники в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств.
Заинтересованное лицо Цыпанов В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что данный земельный участок использовался им для обслуживания картофельного поля, расположенного на его земельном участке, проезда к которому с других сторон не имеется, и планирует использовать его в будущем при необходимости. Впоследствии планирует продать часть своего земельного участка со стороны картофельного поля, и в этом случае заезда к проданной части участка не будет вообще. Кроме того, этот участок регулярно используют соседи для заезда на свой земельный участок.
Дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС в отсутствие административного истца и заинтересованного лица Управления Росреестра по Республике Коми, явка которых не признана судом обязательной.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено, что административному истцу Попову Д.В. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН от 25.10.2023 № КУВИ-001/2023-242138582). Границы земельного участка установлены (л.д. 12-20).
05.06.2023 Попов Д.В. обратился в АМР «Сысольский» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка для заключения Соглашения о перераспределении между собой земель и(или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, при этом площадь земельного участка, находящегося в собственности, указанная в заявлении, составляет <данные изъяты> кв.м., площадь земельного участка, в отношении которого планируется перераспределение - <данные изъяты> кв.м.
АМР «Сысольский» письмом от 26.06.2023 № 02-29/2041 уведомила Попова Д.В. о том, что муниципальная услуга не может быть оказана на основании пп. 9 п. 2.12 административного регламента предоставления услуги, согласно которому в случае, если образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок, администрация принимает решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги. При этом административный ответчик указал следующее: согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения «Визинга», минимальная площадь земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства – 65 кв.м. Учитывая вышесказанное, из дополнительно формируемого земельного участка возможно образовать самостоятельный земельный участок площадью 113 кв.м. Кроме того, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, формируемый земельный участок закрывает доступ к земельному участку с кадастровым номером №.
Статья 36 Конституции Российской Федерации гарантирует, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Как следует из содержания ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В судебном заседании представители административного ответчика АМР «Сысольский» и заинтересованного лица АСП «Визинга» подтвердили, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу ч.ч. 2, 4 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Перечень вопросов местного значения городского, сельского поселений установлен ч.ч. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ). Кроме того, в силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Пунктом 15 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесены, в том числе, утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.
Аналогичные положения содержатся в п.п. 9 п. 1.1 ст. 14 "Устава муниципального образования муниципального района "Сысольский" (принят решением Совета МО "Сысольский район" от 14.12.2005 N 23/177), согласно которому к иным вопросам местного значения, решаемым на территориях сельских поселений, входящих в состав муниципального района, органами местного самоуправления муниципального района в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относятся, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.
К вопросам местного значения сельского поселения, согласно ч. 3, п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Таким образом, требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия АМР «Сысольский» на принятие оспариваемого решения, административным ответчиком соблюдены.
Согласно пунктам 1, 3 ст. 11.7 ЗК РФ, при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Условия, при которых допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, установлены ст. 39.28 ЗК РФ.
Согласно пунктам 2, 3 ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган (п. 1 ст. 39.29 ЗК РФ).
В силу п.п. 2 п. 3 ст. 39.29 ЗК РФ к заявлению о перераспределении земельных участков прилагается схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков.
Согласно п. 8 ст. 11.10 ЗК РФ, в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).
П. 8 ст. 39.29 ЗК РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков принимается уполномоченным органом при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных пунктом 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления), регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ).
В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Предоставление муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами - нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (ст. ст. 2, 12 Федерального закона № 210-ФЗ).
В силу п. 2 ст. 4 Федерального закона № 210-ФЗ, одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является заявительный порядок обращения за их предоставлением.
При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона (п. 1 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ).
В целях оказания муниципальной услуги по перераспределению земель в МО МР «Сысольский» Постановлением АМР «Сысольский» от 19.08.2022 № 8/906 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования муниципального района «Сысольский», и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности» (далее – Регламент).
Согласно п. 2.2 указанного Регламента, предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией муниципального района «Сысольский».
Результатом предоставления муниципальной услуги являются: 1) проект соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, подписанный должностным лицом уполномоченного орган, по форме согласно приложению 1 к настоящему административному регламенту; 2) решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по форме согласно приложению 2 к настоящему административному регламенту (подпункты 1, 2 п. 2.3 Регламента).
Одним из промежуточных результатов предоставления муниципальной услуги является решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков, по форме согласно приложению 4 к настоящему административному регламенту (п.п. 3 п. 2.3 Регламента).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги установлен в п. 2.12 указанного Регламента, согласно которому одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является следующее: образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса (п. 9 п. 2.12 Регламента).
Разделом III (II) Регламента предусмотрены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения в органе, предоставляющем муниципальную услугу.
Как следует из п. 3.11 Регламента, основанием для начала административной процедуры по подготовке решения об утверждения схемы расположения земельного участка, о согласии на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, является наличие в Органе зарегистрированных документов, указанных в Приложении № 3 Регламента. При рассмотрении комплекта документов для предоставления муниципальной услуги специалист Органа, в том числе, устанавливает факт отсутствия или наличия оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренных пунктом 2.12 Административного регламента. Согласно п.п. 3 п. 3.11 Регламента, при наличии оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указанных в п. 2.12 настоящего Административного регламента, специалист Органа, уполномоченный на рассмотрение представленных документов, готовит проект решения Органа об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков с указанием всех оснований для отказа. Согласно пунктам 3.11.3, 3.11.4 Регламента, результатом административной процедуры является подготовка и подписание решения органа об утверждении схемы расположения земельного участка, согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо решения органа об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и передача принятого решения сотруднику Органа, ответственному за выдачу результата предоставления услуги, для выдачи его заявителю. Иных действий, необходимых для предоставления муниципальной услуги, нет.
Согласно материалам дела, 05.06.2023 административный истец обратился к административному ответчику с заявлением на утверждение схемы расположения земельного участка для заключения Соглашения о перераспределении между собой земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. 26.06.2023 административный ответчик направил административному истцу письмо № 02-29/2041, из содержания которого следует, что администрация муниципального района «Сысольский» сообщает Попову Д.В. о том, что муниципальная услуга не может быть оказана на основании п. 2.12 Регламента по предоставлению услуги.
При этом, как следует из ответа АМР «Сысольский» от 08.11.2023 № 02-25/8787, решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков административным ответчиком не принималось.
Таким образом, вопреки доводам административного ответчика, суд приходит к выводу, что предусмотренный п. 3.11.3 результат административной процедуры в виде решения органа об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в связи с наличием оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги и передачи принятого решения сотруднику Органа, ответственному за выдачу результата предоставления услуги, для выдачи его заявителю, не получен, то есть порядок принятия оспариваемого решения, предусмотренный Разделом III (II) Регламента, административным ответчиком не соблюден (п.п. «б» п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ), в связи с чем право административного истца на получение муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления муниципальной услуги является нарушенным (п. 1 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ).
В связи с изложенным, суд полагает, что оспариваемое решение АМР «Сысольский» об отказе в предоставлении муниципальной услуги, выраженное в письме от 26.06.2023 № 02-29/2041, не может быть признано законным.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что требование административного истца о признании незаконным решения АМР «Сысольский», выраженного в письме № 02-29/2041 от 26.06.2023, об отказе в предоставлении муниципальной услуги подлежит удовлетворению; в соответствии с требованиями п.п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ на административного ответчика АМР «Сысольский» должна быть возложена обязанность устранить указанные выше нарушения прав административного истца Попова Д.В. путем рассмотрения его заявления о предоставлении муниципальной услуги в установленные Регламентом порядке и сроки.
При этом требование административного истца о возложении на администрацию муниципального района «Сысольский» обязанности в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка площадью 1201 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Коми, Сысольский муниципальный район, <адрес>, в кадастровом квартале №, суд считает не подлежащим удовлетворению, поскольку понуждение административного ответчика к утверждению схемы расположения земельного участка является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных ему законом полномочий (ст. 12 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 111 КАС РФ).
Как разъяснено в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении требования, подлежащего рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, за исключением требований о взыскании обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 111 указанного кодекса).
Таким образом, с административного ответчика АМР «Сысольский» в пользу административного истца Попова Д.В. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб. (чек-ордер от 03.10.2023, л.д. 56).
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, (░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░ №, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░», ░░░ №, ░░░░ №, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ № 02-29/2041 ░░ 26.06.2023, ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ № 02-29/2041 ░░ 26.06.2023, ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 05 ░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░ 2023 ░░░░.