УИД:№ 57RS0019-01-2023-000066-06 дело № 2а-1-108/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2023 года пгт. Нарышкино
Урицкий районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Разумной И.М.,
при секретаре судебного заседания Меркуловой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области к Курдюковой Татьяне Юрьевне, действующей в интересах несовершеннолетней К.К.В. о взыскании задолженности по налогам и пени,
установил:
Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области (далее УФНС России по Орловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Курдюковой Т.Ю., действующей в интересах несовершеннолетней К.К.В. о взыскании задолженности по налогам и пени.
В обоснование заявленных требований указано, что за административным ответчиком числится задолженность по имущественному и земельному налогам. В связи с этим налоговым органом в адрес административного ответчика направлены налоговые уведомления на уплату земельного и имущественного налогов за 2014 г.-2017 г.г.. Поскольку исчисленная налоговым органом сумма налогов добровольно административным ответчиком не уплачена, налоговый орган направил административному ответчику требования об уплате налогов, которое также не было исполнено. В связи с этим налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, но мировой судья отказал в выдаче судебного приказа в связи с пропуском срока на его подачу. На основании изложенного, просит суд восстановить срок на обращение в суд и взыскать с законного представителя К.К.В. – Курдюковой Т.Ю.. задолженность на общую сумму 801 руб. 19 коп., из них: по налогу на имущество за 2014 г. в размере 19 руб. 82 коп.; по налогу на имущество за 2015 г. в размере 30 руб. 00 коп.; по налогу на имущество за 2016 г. в размере 35 руб. 00 коп.; по налогу на имущество за 2017 г. в размере 48 руб. 00 коп.; пеня в размере 7 руб. 53 коп.; по земельному налогу за 2014 г. в размере 97 руб. 63 коп.; по земельному налогу за 2015 г. в размере 130 руб. 00 коп.; по земельному налогу за 2016 г. в размере 193 руб. 00 коп.; по земельному налогу за 2017 г. в размере 193 руб. 00 коп.; пеня в размере 47 руб. 21 коп..
Представитель административного истца УФНС России по Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, не ходатайствовал об отложении дела.
Административный ответчик несовершеннолетняя К.К.В. и её представитель Курдюкова Т.Ю. в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
При указанных обстоятельствах суд признает ответчика надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания и не находит препятствий к рассмотрению дела в его отсутствие.
Суд, совещаясь на месте, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Указанное право применительно к задолженности по уплате налогов, страховых взносов и пеней принадлежит налоговым органам (статья 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), статья 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»).
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 июля 2004 г. № 14-П указал, что конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы обусловлена публичным предназначением налогов, которые являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства, условием реализации им указанных публичных функций.
Система налогов и сборов Российской Федерации установлена НК РФ, в состав которой входит в том числе транспортный налог.
Согласно статье 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Из статьи 389 НК РФ следует, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Из статьи 393 НК РФ следует, что налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В силу статьи 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
В соответствии со статьей 396 НК РФ сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В силу статьи 58 НК РФ налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление об уплате налога, которое должно быть исполнено налогоплательщиком в течение одного месяца, если иной срок не указан в налоговом уведомлении.
В случае неуплаты налогоплательщиком суммы налога налоговый орган вправе в силу статьи 69 НК РФ направить налогоплательщику требование об уплате налога, которое должно быть исполнено налогоплательщиком в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В судебном заседании установлено, что в собственности административного ответчика несовершеннолетней К.К.В. находилось следующее имущество:
- 1/5 доля жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, пгт.Нарышкино, <адрес>, кадастровый номер кадастровый № ;
- 1/5 доля земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, пгт.Нарышкино, <адрес>, кадастровый №.
Административному ответчику было направлено требование №, из которого усматривается, что за административным ответчиком по состоянию на 16.08.2016 г. числится общая задолженность по налогу на имущество и земельному налогу и пени в размере 130 руб. 10 коп., в том числе налогам (сборам) в размере 117 руб. 75 коп. со сроком уплаты до 26.09.2016 г..
Административному ответчику направлено налоговое уведомление № от 05.08.2016 на уплату земельного налога за 2015 г. в размере 130 руб. 00 коп. и имущественного налога за 2015 г. в размере 30 руб. 00 коп., со сроком уплаты до 01.12.2016 г..
Земельный и имущественный налоги за 2015 г. до указанной даты уплачены не были, в связи с чем, налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено требование № об уплате налога, сбора и пени, согласно которому по состоянию на 23.11.2017 г. у административного ответчика образовалась задолженность в размере 325 руб. 07 коп., в том числе налогам (сборам) в размере 277 руб. 45 коп., которую необходимо уплатить в срок до 31.01.2018 г..
30.08.2017 г. административному ответчику направлено налоговое уведомление № на уплату земельного налога за 2016 г. в размере 193 руб. 00 коп. и имущественного налога за 2016 г. в размере 35 руб. 00 коп., со сроком уплаты до 01.12.2017 г..
Земельный и имущественный налоги за 2016 г. до указанной даты уплачены не были, в связи с чем, налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено требование № об уплате налога, сбора и пени, согласно которому по состоянию на 04.09.2018 г. у административного ответчика образовалась задолженность в размере 588 руб. 40 коп., в том числе налогам (сборам, страховым взносам) в размере 505 руб. 45 коп., которую необходимо уплатить в срок до 15.10.2018 г..
07.09.2018 г. административному ответчику направлено налоговое уведомление № на уплату земельного налога за 2017 г. в размере 193 руб. 00 коп. и имущественного налога за 2017 г. в размере 48 руб. 00 коп., со сроком уплаты до 03.12.2018 г..
Земельный и имущественный налоги за 2017 г. до указанной даты уплачены не были, в связи с чем, налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено требование № об уплате налога, сбора и пени, согласно которому по состоянию на 08.07.2019 г. у административного ответчика образовалась задолженность в размере 879 руб. 60 коп., в том числе налогам (сборам, страховым взносам) в размере 746 руб. 45 коп., которую необходимо уплатить в срок до 01.11.2019 г..
Обязанность по уплате задолженности по налогу и пени в установленный законодательством срок К.К.В. исполнена не была.Статьей 48 НК РФ предусмотрен порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
В связи с тем, что административным ответчиком задолженность не была погашена, административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности.
В связи с тем, что административным ответчиком задолженность была погашена не в полном объеме, административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности.
15.11.2022 определением мирового судьи судебного участка Урицкого района Орловской области было отказано в принятии заявления УФНС России по Орловской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Курдюковой К.И. задолженности по налогам, в связи с тем, что требования заявлены с пропуском установленного статей 48 НК РФ срока, по истечении шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
13.02.2023 УФНС России по Орловской области посредством почтового отправления обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику К.К.В. в лице её законного представителя Курдюковой Т.Ю. о взыскании задолженности, при этом заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу иска.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со статьей 48 НК РФ (в редакции действовавшей в спорный период), в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В то же время согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в законе общего срока исковой давности, т.е. срока для защиты интересов лица, право которого нарушено (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации), начала его течения (статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и последствий пропуска такого срока (статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации) обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права (Определения от 03.10.2006 № 439-О, от 18.12.2007 № 890-О-О, от 20.11.2008 № 823-О-О, от 24.09.2013 № 1257-О, от 29.01.2015 № 212-О и др.).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).
Таким образом, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.
Исходя из положений ч. 5 ст. 138, ч. 5 ст. 180 КАС РФ, установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке гл. 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Учитывая изложенное, при наличии определения мирового судьи об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с пропуском срока, шестимесячный срок на подачу административного иска исчисляется с даты окончания срока исполнения соответствующего требования, а не с даты вынесения указанного определения.
Факт отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа мировым судьей течение процессуального срока не прерывает, а также не может служить основанием для восстановления процессуального срока.
Заявляя ходатайство о восстановлении срока, административный истец ссылается на проведение организационно-штатных мероприятий в налоговом органе, а также обоснованность их требований по праву.
Суд приходит к выводу о том, что такие обстоятельства не могут являться уважительными, поскольку вызваны не объективными причинами, а связаны исключительно с действиями налогового органа, в связи с чем, не имеют правового значения при разрешении вопроса о восстановлении пропущенного процессуального срока и не могут служить основанием для его восстановления.
Доказательств наличия обстоятельств, препятствующих УФНС России по Орловской области своевременно обратиться за судебной защитой, суду не представлено и в судебном заседании не установлено.
Административный истец является юридическим лицом, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе, соблюдения правил при подаче процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен установленный срок для обращения в суд, в связи с чем, административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области к Курдюковой Татьяне Юрьевне, действующей в интересах несовершеннолетней К.К.В. о взыскании задолженности по налогам и пени, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░