Дело №а-38/2024
УИД 34RS0038-01-2023-001377-06
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 марта 2024 г. г. Краснослободск
Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Чурюмова А.М.,
при секретаре Завгородней Ю.В.,
с участием административного истца Федотовой Н.А.,
представителя административного ответчика администрации городского поселения г. Краснослободск Волгоградской области, действующего на основании доверенности, Конотопова К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Краснослободск Волгоградской области административное дело по административному исковому заявлению Федотовой Н.А. к администрации городского поселения г. Краснослободск Волгоградской области о признании незаконным решения, об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Федотова Н.А. обратилась в суд с административным иском к администрации городского поселения г. Краснослободск Волгоградской области, в котором просила признать незаконным и отменить решение администрации городского поселения город Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать администрацию городского поселения г. Краснослободск Волгоградской области устранить нарушение прав и законных интересов Федотовой Н.А. и повторно рассмотреть заявление вх. № от ДД.ММ.ГГГГ.
В обосновании заявленных требований ссылаясь на то, что постановлением главы городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Федотова Н.А., была поставлена на учет по предоставлению земельного участка в собственность бесплатно. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию городского поселения г. Краснослободск с заявлением о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка, для дальнейшего предоставления в собственность бесплатно, как многодетной семье.
ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отказал в предварительном согласовании схемы, указав, что данный земельный участок зарезервирован за администрацией городского поселения г. Краснослободск; согласно правилам землепользования и застройки городского поселения город Краснослободск, территория, на которой предстоит образовать земельный участок, расположена в зоне Ж-2 (зона застройки малоэтажными жилыми домами).
Административный истец Федотова Н.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь, в том числе на выводы судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика администрации городского поселения г. Краснослободск Волгоградской области – Конотопов К.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает поданное административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Граждане могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица.
Статьей 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ст. 70.1 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 настоящего кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
Пунктами 2, 3, 4 вышеуказанной статьи установлено, что резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на срок не более чем два года.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» утверждено прилагаемое Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, которое определяет порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Вышеуказанным положением определено, что решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение о резервировании земель принимается на основании следующих документов: а) документация по планировке территории; б) документы территориального планирования в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности; в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.
Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости.
Решение о резервировании земель должно содержать: а) цели и сроки резервирования земель; б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Решение о резервировании земель принимается по отношению к земельным участкам, находящимся в пределах одного кадастрового округа.
Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.
Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
В силу абз. 6 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одним из способов защиты гражданских прав.
Из материалов дела следует и установлено судом, что постановлением главы городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Федотова Н.А., была поставлена на учет по предоставлению земельного участка в собственность бесплатно.
ДД.ММ.ГГГГ Федотова Н.А. обратилась в администрацию городского поселения г. Краснослободск с заявлением о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка, для дальнейшего предоставления в собственность бесплатно, как многодетной семье.
ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отказал в предварительном согласовании схемы, указав, что данный земельный участок зарезервирован за администрацией городского поселения г. Краснослободск; согласно правилам землепользования и застройки городского поселения город Краснослободск, территория, на которой предстоит образовать земельный участок, расположена в зоне Ж-2 (зона застройки малоэтажными жилыми домами).
С целью разрешения спора по ходатайству административного истца, судом была назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Эксперт Система».
Согласно выводам, экспертного заключения №, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, номер кадастрового квартала: №, в соответствие со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (т. 1 л.д. 12), находится за пределами границ <адрес> (зона застройки малоэтажными жилыми домами).
Выводы эксперта в судебном заседании сторонами не оспаривались, суд находит заключение судебной экспертизы достоверными доказательствами, поскольку экспертиза назначенная судом в соответствии с правилами гражданского процессуального законодательства, выводы эксперта обоснованы и подтверждены в судебном заседании.
При таких обстоятельствах, поскольку спорный земельный участок не входит в границы территориальной зоны Ж-2 (зона застройки малоэтажными жилыми домами) с учетом проанализированных и исследованных судом материалов дела, суд признает требования административного истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░ 2024 ░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░░░ ░ ░░░░ №2░-38/2024,
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░