<данные изъяты>
№2а-257/2024 (№21а-2963/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Бузулук 30 мая 2024 года
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Стратоновой Т.Н.,
при секретаре Зубовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бузулукского межрайонного прокурора Оренбургской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области, администрации муниципального образования Подколкинский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области, Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о признании незаконным бездействия и об обязании устранения нарушений законодательства об отходах производства потребления,
УСТАНОВИЛ:
Бузулукский межрайонный прокурор Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации МО Бузулукский район Оренбургской области, указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области требований законодательства об отходах производства и потребления.
Проверкой установлено, что в районе с.Подколки Бузулукского района образовались свалки твердых бытовых отходов в виде: пластмассовых и стеклянных бутылок, отходов пластмассовой пленки, лома черных металлов, картонных упаковок, обрезков ветвей деревьев, остатков шифера, боя стекла, строительных отходов, отходов от жилищ и другого. Свалки размещены на:
- земельном участке, расположенном в юго-восточной части кадастрового квартала №, площадью 1,2 га, кадастровый номер земельного участка: №;
- земельном участке, расположенном в юго-восточной части кадастрового квартала №, площадью 0,2 га, кадастровый номер земельного участка: №.
Указал, что данные земельные участки, на которых расположены несанкционированный свалки, относятся к землям, собственность на которые не разграничена.
Просит суд с учетом неоднократных уточненных административных исковых требований признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области по непринятию мер к ликвидации несанкционированной свалки отходов производства потребления, расположенной на земельном участке, расположенном в юго-восточной части кадастрового квартала №, площадью 1,2 га, кадастровый номер земельного участка: №; обязать администрацию МО Бузулукский район Оренбургской области устранить выявленные нарушения законодательства об охране окружающей среды, путем организации в срок до ** ** **** ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенной на указанном земельном участке.
Определением Бузулукского районного суда Оренбургской области от ** ** **** производство по административному делу в части требований о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области по непринятию мер к ликвидации несанкционированной свалки отходов производства потребления, расположенной на земельном участке в юго-восточной части кадастрового квартала №, площадью 0,2 га, кадастровый номер земельного участка: №, и обязании администрации МО Бузулукский район Оренбургской области устранить выявленные нарушения законодательства об охране окружающей среды, путем организации в срок до ** ** **** ликвидации указанной несанкционированной свалки прекращено в связи с отказом административного истца от заявленных требований.
Определением судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от ** ** **** определен круг лиц, участвующих в деле, в качестве административного соответчика привлечена администрация муниципального образования Подколкинский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области.
Протокольным определением Бузулукского районного суда Оренбургской области от ** ** **** к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Оренбургской области.
Протокольным определением Бузулукского районного суда Оренбургской области от ** ** **** к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Протокольным определением Бузулукского районного суда Оренбургской области от ** ** **** к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен глава администрации МО Подколкинский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области Лисовская Т.А.
Протокольным определением Бузулукского районного суда Оренбургской области от ** ** **** к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Биятова С.Г., Царицын Н.Н., Соловов Н.И., Шахова М.А., Русяева Л.А., Салина А.А., Яковлева Т.Ю., Явкин С.Н., Михайлов С.А., Кузнецов А.Д., Рябина З.И., Наумов И.В., ООО «Карла Маркса».
Определением Бузулукского районного суда Оренбургской области от ** ** **** к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Определением Бузулукского районного суда Оренбургской области от ** ** **** Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области переведено в статус административного соответчика.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Старший помощник Бузулукского межрайонного прокурора Оренбургской области Рязанцева Л.П. ранее в судебном заседании ** ** **** административное исковое заявление с учетом уточнений исковых требований поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации МО Бузулукский район Оренбургской области Рассохина Е.В., представитель ответчика администрации МО Подколкинский сельсовет Бузулукского района Котунова А.Н. ранее в судебных заседаниях признали административные исковые требования прокурора, просили увеличить срок устранения нарушений законодательства до конца ** ** **** года.
Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в представленном суду письменном отзыве просил суд отказать в удовлетворении административных исковых требований.
Заинтересованные лица глава администрации МО Подколкинский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области Лисовская Т.А., Яковлева Т.Ю., Кузнецов А.Д. ранее в судебном заседании не возражали против удовлетворения заявленных Бузулукским межрайонным прокурором требований.
Судом на основании положений статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Согласно п. 17 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.
В соответствии со ст.ст. 12 и 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, а также водоохранных зон. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьёй 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
В силу п. 14 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 ст. 8 Закона Оренбургской области от 29.08.2005 № 2531/452-Ш-ОЗ «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156, предусмотрено, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Из правового анализа указанных правовых норм в их взаимосвязи следует, что обязанность по содержанию территории в надлежащем экологическом и санитарном состоянии, а также организация мероприятий по охране окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами, возложена на органы местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что в районе с.Подколки Бузулукского района на земельном участке, расположенном в юго-восточной части кадастрового квартала №, площадью 1,2 га, кадастровый номер земельного участка: №, находится свалка твердых бытовых отходов.
До настоящего времени выявленное место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов не ликвидировано, нарушения законодательства не устранены.
В соответствии со сведениями из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) правообладателем земельного участка, расположенного в юго-восточной части кадастрового квартала №, с кадастровым номером № на праве постоянного (бессрочного) пользования с ** ** **** является муниципальное образование Подколкинский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Из вышеизложенного следует, земельный участок с кадастровым номером № не отнесен к тем, государственная собственность на которые не разграничена, а является разграниченным в силу закона.
Исходя из предписаний пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.
Таким образом, поскольку несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, находящемся в собственности муниципального образования Подколкинский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области, то обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на этот участок несёт администрация МО Подколкинский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области.
Таким образом, административное исковое заявление Бузулукского межрайонного прокурора Оренбургской области подлежит удовлетворению с установлением срока для исполнения решения суда до ** ** ****.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 1,2 ░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: №.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 1,2 ░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: №, ░ ░░░░ ░░ ** ** ****.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №2░-257/2024 (№2░-2963/2024), ░░░ №56RS0008-01-2023-003297-39, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>