Дело № 2а-3420/2023
29RS0018-01-2023-003608-27
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 октября 2023 года город Архангельск
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Машутинской И.В.,
при секретаре Мишуковой А.Е.,
рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании в городе Архангельске в помещении суда посредством видеоконференцсвязи, дело по административному исковому заявлению Дрожжина А. АлексА.а к УФСИН России по Архангельской области об оспаривании действий, связанных с условиями содержания в исправительном учреждении, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
Дрожжин А.А. обратился с административным исковым заявлением к УФСИН России по Архангельской области об оспаривании действий, связанных с условиями содержания в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
В обоснование административного иска указал, что с августа 2015 года по февраль 2016 года, вследствие установленного диагноза «<данные изъяты>», он содержался в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области (далее Учреждение). По прибытию в Учреждение был распределён в отряд № 4, где содержался в условиях, нарушающих его права. В камере Учреждения было холодно, температура воздуха была ниже 10 градусов по Цельсию, в связи с чем, постоянно ощущал чувство холода, неудобства, поскольку спать приходилось в одежде. Также указал на то, что в ЛИУ-8 отсутствовала подводка горячей воды в камеры, в связи с чем, невозможно было надлежащим образом соблюдать личную гигиену. Все это причиняло ему нравственные страдания. Указанное нарушало его права и законные интересы, является основанием для выплаты справедливой компенсации в размере 600 000 руб.
Представитель административного ответчика УФСИН России по Архангельской области, заинтересованного лица ФСИН России Верещагина О.А. с административным иском не согласилась. Указала, что Дрожжин А.А., осужденный 28.06.2011 Ухтинским городским судом Республики Коми, отбывал наказание в период с 12.08.2015 по 11.02.2016 в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области. Приказом Минюста России от 15 октября 2018 года № 213 ФКУ «Лечебное исправительное учреждение № 8» УФСИН России по Архангельской области ликвидировано.14.11.2018 внесена запись о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц. Правопреемником учреждения, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, является Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 29» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области. По указанным основаниям, считала, что УФСИН России по Архангельской области, является ненадлежащим административным ответчиком по делу, а спор не подсуден Октябрьскому районному суду г. Архангельска.
Заслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
По утверждению административного истца, в период его содержания в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области с 12.08.2015 по 11.02.2016, вследствие установленного диагноза «туберкулез легких», условия содержания не отвечали предъявляемы к ним требованиям: в камере Учреждения было холодно, а также отсутствовала подводка горячей воды в камеры, в связи с чем, невозможно было надлежащим образом соблюдать личную гигиену.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15 октября 2018 года № 213 ФКУ «Лечебное исправительное учреждение № 8» УФСИН России по Архангельской области ликвидировано.
Пунктом 3 вышеуказанного приказа установлено, что правопреемником учреждения, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, является Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 29» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области.
Приказом ФСИН России от 26.10.2018 № 980 установлено, что ликвидацию Учреждения завершить до 01.09.2019, считать ее завершённой, а Учреждение – прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
14.11.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии юридическим лицом решения о ликвидации.
В силу ст. 43 КАС РФ в случае, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика.
О замене ненадлежащего административного ответчика надлежащим или о привлечении к участию в деле другого надлежащего административного ответчика суд выносит определение.Таким образом, при рассмотрении материалов административного дела, судом установлено, надлежащим административным ответчиком по делу является Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 29» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области.
Стороны полагали необходимым заменить ненадлежащего административного ответчика надлежащим.
Согласно ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами
Согласно ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно части 1 статьи 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
Согласно ч. 7 ст. 23 КАС РФ, административное исковое заявление об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подается осужденным в суд по месту нахождения исправительного учреждения.
Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», при определении территориальной подсудности административных дел, связанных с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, судам следует учитывать, что в случае, когда административным ответчиком является федеральный орган исполнительной власти, его территориальный орган, административное исковое заявление может быть подано в суд того района, на территории которого осуществлены (не осуществлены) полномочия в виде оспариваемых действий (бездействия) или на территории которого исполняется оспариваемое решение. Например, административное исковое заявление об оспаривании бездействия, связанного с необеспечением в исправительном учреждении минимальных норм питания, подается в районный суд, на территории которого расположено такое учреждение (часть 2 статьи 22 КАС РФ).
Таким образом, правовое значение при определении подсудности имеет место расположения учреждения, в котором содержался административный истец и действия (бездействие) сотрудников которых оспариваются.
Как следует из материалов дела, местонахождение правопреемника (ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области) ФКУ «Исправительная колония № 29» УФСИН России по Архангельской области: Архангельская область, <адрес>.
Поскольку учреждение, чьи действия оспариваются, расположено на территории, не относящейся к юрисдикции Октябрьского районного суда г. Архангельска, там же возникают правовые последствия обжалуемых действий (бездействия), настоящее административное дело Октябрьскому районному суду города Архангельска не подсудно.
Лица, участвующие в деле, мотивированных возражений о передаче настоящего административного дела по подсудности, не высказали.
Административный истец полагал необходимым передать настоящее административное дело по подсудности в Плесецкий районный суд Архангельской области.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 27 КАС РФ суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
Руководствуясь ст.ст.27, 43, 198, 199, 202 КАС Российской Федерации, суд
определил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 29» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░.░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 29» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░