Дело № 2а-254/2023
УИД 34RS0038-01-2023-000171-35
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 апреля 2023 года р.п. Средняя Ахтуба
Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Бескоровайновой Н.Г.,
при секретаре Мещеряковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Павлюченковой Н.А. к РЭО ГИБДД отдела МВД России по Среднеахтубинскому району Волгоградской области, отделу МВД России по Среднеахтубинскому району Волгоградской области о признании незаконным отказа в постановке на учет транспортного средства, возложении обязанности совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Павлюченкова Н.А. обратилась в суд с иском к РЭО ГИБДД отдела МВД России по Среднеахтубинскому району Волгоградской области о признании незаконным отказа в постановке на учет транспортного средства, возложить обязанность совершить действия. В обоснование требований указала, что ей на праве собственности принадлежит автомобиль <.....>, государственный регистрационный знак №. Данный автомобиль перешел к ней по наследству от ее отца ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Обратившись в РЭО ГИБДД отдела МВД России по Среднеахтубинскому району Волгоградской области с целью постановки автомобиля на учет, она получила отказ, поскольку на автомобиле заменен кузов, следовательно, вин-номер на кузове отличается от номера на иных частях автомобиля. Считает, что отказ является незаконным, поскольку препятствует ей пользоваться автомобилем. Просит признать незаконным отказ ответчика в постановке на учет транспортного средства и обязать поставить на учет автомобиль марки <.....>, государственный регистрационный знак №.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГУ МВД России по Волгоградской области, начальник РЭО ГИБДД отдела МВД по Среднеахтубинскому району Курутина И.В.
В судебное заседание истец не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика отдела МВД по Среднеахтубинскому району Черненко С.Б. представила письменные возражения на иск, согласно которым иск не признает, поскольку законом запрещена регистрация транспортных средств в которых идентификационный номер не соответствует документам, также обращает внимание, что отказ в постановке на учет состоялся ДД.ММ.ГГГГ, при том, что в суд с иском истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ, просит в иске отказать.
Заинтересованное лицо Курутин И.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель ГУ МВД России по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя и письменные возражения на иск, указав, что иск не признает, поскольку в силу закона невозможна регистрация транспортного средства, на котором заменен основной компонент, имеющий идентификационный номер другого транспортного средства, права истца не нарушены, просит в удовлетворении требований отказать.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
На основании ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу частей 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
При этом, из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О, от 15 апреля 2008 года N 314-О-О и др.).
В соответствии с частью 1 статьи 1 КАС РФ данный Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном указанным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (пункт 2 части 2 статьи 1 КАС РФ).
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных упомянутым Кодексом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 4 КАС РФ).
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела):
- о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ);
- связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
На основании ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что истцу Павлюченковой Н.А. на праве собственности в порядке наследования принадлежит автомобиль <.....>, государственный регистрационный знак №.
Как пояснила истец, она обратилась в РЭО ГИБДД отдела МВД России по Среднеахтубинскому району Волгоградской области с целью постановки автомобиля на учет, однако получила устный отказ, поскольку на автомобиле заменен кузов и вин-номер на кузове отличается от номера на иных частях автомобиля.
В связи с чем, истец обратилась с иском в суд. В ходе рассмотрения иска в суде истец повторно обратилась к ответчику с заявлением о регистрации транспортного средства, однако получила ДД.ММ.ГГГГ письменный отказ в регистрации, поскольку на транспортном средстве установлен основной компонент (кузов) имеющий идентификационный номер другого транспортного средства.
Частью 4 статьи 10 Федерального закона от 03.08.2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрен исчерпывающий перечень регистрационных действий, среди которых указано - внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства - изменение содержания или состава регистрационных данных транспортного средства, содержащихся в соответствующей записи государственного реестра транспортных средств, и внесение соответствующих изменений в документы, идентифицирующие транспортное средство.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 03.08.2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регистрационным данным транспортного средства относятся:
1) государственный регистрационный номер транспортного средства;
2) год выпуска транспортного средства;
3) марка и (или) модель (коммерческое наименование) транспортного средства (если они были присвоены изготовителем транспортного средства);
4) категория (подкатегория) транспортного средства, на управление которым предоставляется специальное право в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также категория транспортного средства, соответствующая классификации транспортных средств, установленной техническим регламентом Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств;
5) идентификационный номер транспортного средства либо идентификационный номер основного компонента транспортного средства в случае, если транспортное средство не имеет идентификационного номера транспортного средства;
6) цвет транспортного средства;
7) масса в снаряженном состоянии (масса без нагрузки) и технически допустимая максимальная масса (полная масса);
8) данные о владельце транспортного средства:
9) мощность двигателя транспортного средства;
10) экологический класс транспортного средства.
Идентификационный номер - комбинация цифровых и (или) буквенных обозначений, присваиваемая изготовителем транспортному средству или его основным компонентам в целях идентификации транспортного средства или его основных компонентов.
Основная маркировка транспортного средства (основного компонента транспортного средства) - идентификационный номер транспортного средства (основного компонента транспортного средства), нанесенный на основной компонент транспортного средства при его изготовлении (статья 12 Закона о регистрации ТС).
Согласно п. 4. ст.20 Федерального закона от 03.08.2018 №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» запрещается совершение регистрационных действий в случае несоответствия регистрационных данных или конструкции транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство, за исключением регистрационных и иных данных транспортного средства, подлежащих изменению (внесению в документ, идентифицирующий транспортное средство) на основании представленных документов.
Как следует из административного искового заявления и пояснений Павлюченковой Н.А., в автомобиле <.....> государственный регистрационный знак № идентификационный номер №, собственником которого она стала согласно свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, произведена замена кузова, на котором был указан идентификационный номер транспортного средства, т.е. идентификационный номер не соответствует документам на автомобиль.
В силу вышеприведенных требований закона, замена имеющего маркировку основного компонента транспортного средства на аналогичный компонент, не имеющий маркировки, если это препятствует идентификации транспортного средства, или на аналогичный компонент, имеющий идентификационный номер другого транспортного средства является основанием для отказа в совершении регистрационных действий (статья 20 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
По правилам статьи 227 КАС РФ, удовлетворение административного иска возможно исключительно при одновременном наличии двух условий: нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) требований закона, повлекшее нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку в ходе рассмотрения дела не установлено наличия совокупности обстоятельств, необходимых для удовлетворения административного иска, суд приходит к выводу о том, что исковые требования следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 10 ░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░░░ ░ ░░░░ №░-254/2023,
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░
░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░