Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2023 г.
Дело №2а-887/2023
УИД 33RS0006-01-2023-000728-85
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
8 июня 2023 г. г. Вязники
Вязниковский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего Глазковой Д.А.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Егорычева В. П. к врио старшего судебного приставу ОСП <адрес> ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об обязании устранить нарушение права в рамках исполнения решения суда,
установил:
Егорычев В.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к врио старшего судебного приставу ОСП <адрес> ФИО1 и просил отменить ответ на его обращение, обязать устранить нарушение его права пользования сервитутом.
В обоснование иска указал на то, что решением Вязниковского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ его исковые требования о нечинении препятствий удовлетворены, суд обязал ФИО4, ФИО5 предоставить ему беспрепятственный доступ к земельному участку между домами № и № по <адрес> в <адрес> шириной 1 м путем нечинения препятствий и обеспечении доступа на нем. Вместе с тем решение суда до настоящего времени не исполнено, поскольку доступ на сервитут ему ограничен, что подтверждается материалами проверки ОВД России по <адрес> КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании административный истец Егорычев В.П. пояснил, что в № году исполнительное производство было окончено судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> ФИО6 в связи с фактическим исполнением решения суда в части обязания ФИО5 и ФИО4 обеспечить беспрепятственный доступ на сервитут, с чем он не был согласен, поскольку и на тот период решение суда не было надлежащим образом исполнено должниками. В настоящее время доступ также отсутствует, поскольку между жилыми домами установлен сплошной забор, препятствующий проходу административного истца. Полагает, что в данном случае как судебным приставом-исполнителем, так и должниками по исполнительному производству неверно понимаются положения пункта 1 статьи 274 ГК РФ. Полагает, что исполнительное производство должно быть возобновлено.
Административный ответчик - врио старшего судебного пристава ОСП <адрес> ФИО1, извещенная о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, направила в суд отзыв, в котором не согласилась с заявленными требованиями, полагая свои ответ на обращение Егорычева В.П. правомерным. Также указала на то, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ №ФС №, выданного Вязниковским городским судом <адрес> в отношении должника ФИО5, предмет исполнения: обязать ФИО4, ФИО5 предоставить Егорычеву В.П. беспрепятственный доступ к земельному участку между домами № и 12, шириной 1,0м. от стен <адрес> (лит. А,А1) и нежилых строений, путем нечинения препятствий и обеспечении доступа на нем. Данное исполнительное производство постановлением судебного пристава от ДД.ММ.ГГГГ окончено фактическим исполнением по пункту 1 части 1 статьи 47 ФЗ «Об исполнительном производстве». В настоящее время в связи с истечением срока хранения исполнительное производство и исполнительный лист уничтожены.
Привлеченное к участию в деле в качестве административного ответчика Управление Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, надлежащим образом уведомленное о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, возражений на иск не представило.
Заслушав объяснения административного истца Егорычева В.П., изучив материалы дела, оценив доводы административного истца и ответчика, с учетом требований статьи 84 КАС РФ суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения (статья 4 Закона об исполнительном производстве).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> находилось на исполнении исполнительное производство, взыскателем по которым является Егорычев В.П., а именно №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ №ФС №, выданного Вязниковским городским судом <адрес> в отношении должника ФИО5., предмет исполнения: обязать ФИО4, ФИО5 предоставить Егорычеву В.П. беспрепятственный доступ к земельному участку между домами № и 12, шириной 1,0м. от стен <адрес> (лит. А,А1) и нежилых строений, путем нечинения препятствий и обеспечении доступа на нем.
Постановлением судебного пристава ОСП <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП окончено фактическим исполнением по пункту 1 части 1 статьи 47 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Решением Вязниковского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, требования Егорычева В.П. к судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес>, Управлению ФССП России по <адрес> о признании действий судебного пристава-исполнителя по окончанию исполнительного производства незаконным, отмене вышеназванного постановления и возобновлении исполнительного производства оставлены без удовлетворения.
В обоснование требований нарушения своих прав административный истец сослался на материал проверки КУСП 11028 от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно материалам данной проверки, проведенной УУП ГУУП ПП № ОМВД России по <адрес> основанием для ее проведения послужило обращение Егорычева В.П., в котором он указал на то, что не может реализовать свое право на сервитут, поскольку со стороны соседей ФИО4 и К.Э. ему чинятся препятствия.
Определением УУП ГУУП ПП № ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.11 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Из материалов проверки усматривается, что УУП были получены объяснения ФИО5 и С.К., которые подтвердили наличие права пользования с их разрешения Егорычевым В.П. сервитутом на принадлежащем им земельном участке и отсутствия каких-либо препятствий к этому.
В соответствии с положениями статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; взыскивать исполнительский сбор; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №39-ФЗ "О рынке ценных бумаг, и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
По смыслу действующего законодательства об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель осуществляет вышеназванные действия в рамках находящегося на исполнении исполнительного производства.
Поскольку исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ №ФС №, выданного Вязниковским городским судом <адрес> в отношении должника ФИО5, предмет исполнения: обязать ФИО4, ФИО5 предоставить Егорычеву В.П. беспрепятственный доступ к земельному участку между домами № и 12, шириной 1,0м. от стен <адрес> (лит. А,А1) и нежилых строений, путем нечинения препятствий и обеспечении доступа на нем в настоящее время окончено фактическим исполнением, что подтверждается материалами дела, судебный пристав-исполнитель как должностное лицо не вправе совершать какие-либо исполнительские действия по данным исполнительным производствам.
В силу части 9 статьи 47 Закона об исполнительном производстве в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.
Согласно положениям части 1 статьи 21 Закона об исполнительном производстве исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов о взыскании денежных сумм, не являющихся периодическими платежами, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет наряду с соблюдением требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок их принятия, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Учитывая, что с момента вынесения постановления об окончании исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> прошло более 3 лет, то есть истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению, суд полагает, что оснований для возобновления исполнительного производства не имеется.
В соответствии с положениями статьи 64.1 Федерального закона «Об исполнительного производства» заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. В случае поступления заявления, ходатайства, не содержащих просьб о совершении конкретных исполнительных действий, применении мер принудительного исполнения в рамках исполнительного производства, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает их в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (части 1,2,5.1).
Согласно статье 10 Федерального закона Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
В силу положений пункта 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Несогласие административного истца с содержанием ответа само по себе не свидетельствует о незаконности действий либо о бездействии административного ответчика.
Кроме того, по смыслу требований административного истца нарушение его прав имеет место быть со стороны собственников соседнего дома и земельного участка ФИО5 и ФИО4, оно возникло уже после окончания исполнительного производства, в настоящее время Егорычев В.П. просит обязать устранить нарушение его, является новым обстоятельством чинения препятствий со стороны собственников, которое может быть восстановлено путем инициирования соответствующего требования в рамках гражданского судопроизводства.
Законодательством Российской Федерации установлен обязательный порядок для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица, необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов истца.
Материалами настоящего административного дела не подтверждены факты нарушений прав административного истца, отсутствует наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов истца. Оспариваемые действия совершены в соответствии с действующим законодательством в пределах представленных полномочий в установленном законом порядке, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░░░1, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░