Дело № 2а-7968/2022
УИД 59RS0007-01-2022-008569-93
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 27 декабря 2022 года
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Лузиной Т.В.,
при секретаре судебного заседания Джахангировой Р.А. к.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора г. Перми Фатыховой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора города Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Шелковникову <данные изъяты> о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Перми в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд, указав, что прокуратурой города в рамках надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения проведена проверка по выявлению лиц, имеющих противопоказания и ограничения к управлению транспортными средствами.
В ходе проведенной проверки установлено, что согласно карточке операции с водительским удостоверением, представленной регистрационно-экзаменационным отделом ГИБДД Управления МВД России по г. Перми, Шелковникову <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.р. выдано водительское удостоверение серии 9923 № от ДД.ММ.ГГГГ категории «В, В1 (АS)», действительное до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям ГБУЗ ПК «Пермский краевой клинический наркологический диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 состоит на диспансерном наблюдении у врача психиатра-нарколога с февраля 2017 г. <данные изъяты> диспансерное наблюдение не осуществляется, стойкая ремиссия не подтверждена. Указанное заболевание входит в перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средством, утвержденный Постановлением Правительства РФ №.
Указывает, что ФИО1, имеющий медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами, в нарушение требований закона обладает правом на управление транспортными средствами, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации.
На основании изложенного, просит прекратить действие права на управление транспортными средствами у ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приобретенного на основании водительского удостоверения серии № № от ДД.ММ.ГГГГ категории «B, B1 (AS)», действительного до ДД.ММ.ГГГГ; решение суда направить в ОГИБДД Управления МВД России по г. Перми.
Представитель административного истца - помощник прокурора г. Перми ФИО3, действующая на основании служебного удостоверения, в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 30-32), сведений о причинах неявки не представил, отложить разбирательство дела не просил.
Заинтересованное лицо – ОГИБДД Управления МВД России по г. Перми о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, мнения по заявленным требованиям не высказал.
Заинтересованное лицо - ГБУЗ ПК «Пермский краевой наркологический диспансер» о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, просило рассмотреть дело без участия представителя, направлены письменные пояснения.
Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, изучив и оценив материалы дела, пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 12.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о безопасности дорожного движения).
В силу положений статьи 24 Закона о безопасности дорожного движения права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Согласно статье 23 Закона о безопасности дорожного движения медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе в организации обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о безопасности дорожного движения одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
В силу положений статьи 23.1 Закона о безопасности дорожного движения медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1604, из которого следует, что к указанным противопоказаниям относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ с кодами заболеваний по МКБ-10: F10-F16, F18, F19 (пункт 7 Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством).
В соответствии с пунктом 12 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия при наличие у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет.
Исходя из анализа вышеприведенных норм следует, что управление транспортным средством лицом, имеющим медицинские противопоказания к указанному виду деятельности безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, посягающей на жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения. При этом при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеет водительское удостоверение серии № № от ДД.ММ.ГГГГ категории «B, B1 (AS)», действительное до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).
Согласно сведениям ГБУЗ «Пермский краевой наркологический диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Шелковников <данные изъяты> состоит под диспансерным наблюдением в ГБУЗ ПК «ПККНД» с февраля 2017 г. с диагнозом: <данные изъяты> Лечился в психиатрическом отделении ГБУЗ ПК «ПККНД» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: <данные изъяты> Выписан по купированию психоза, рекомендовано лечение, наблюдение у нарколога. После выписки из стационара на прием к врачу психиатру-наркологу не обращался. Однократное посещение врача психиатра-нарколога в июне 2021 г. В дальнейшем на прием к врачу психиатру-наркологу не обращался, диспансерное наблюдение не осуществлялось, стойкая ремиссия не подтверждена. Нуждается в диспансерном наблюдении, лечении, реабилитации (л.д. 34).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что у Шелковникова <данные изъяты> имеются медицинские противопоказания к занятию водительской деятельностью по состоянию здоровья.
При этом доказательств снятия административного ответчика с диспансерного наблюдения, как и доказательств, свидетельствующих о наличии у него стойкой ремиссии, материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в настоящее время у Шелковникова <данные изъяты> имеется диагноз <данные изъяты>, он продолжает состоять под диспансерным наблюдением у врача нарколога в ГБУЗ «Пермский краевой наркологический диспансер» с данным диагнозом, доказательств прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) суду не представлено, наличие приведенного заболевания у Шелковникова <данные изъяты>. исключает его право осуществлять деятельность, связанную с управлением транспортными средствами.
Суд полагает, что состояние здоровья административного ответчика препятствует управлению им транспортными средствами, поскольку создает, а также может создать реальную опасность жизни и здоровью других участников дорожного движения, причинения ущерба имуществу других лиц, что повлечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором г. Перми требований и необходимости прекращения действия права Шелковникова <данные изъяты> на управление транспортными средствами.
Руководствуясь, статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ «B, B1 (AS)», ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░/░░░░░░░/
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.01.2023.