Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-122/2024 ~ М-88/2024 от 08.05.2024

№2а-122/2024

УИД 24RS0005-01-2024-000136-21

Категория: 3.207

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Новобирилюссы Красноярского края                                                                          5 июня 2024 г.

Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Лайшевой Ю.И.,

при секретаре Волковой Т.М.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Бирилюсского района Красноярского края Климатова П.Д.,

представителя административного ответчика – Администрации Орловского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края Маягачева С.А.,

заинтересованного лица – Администрации Бирилюсского района Красноярского края Григорьевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-122/2024 по административному исковому заявлению прокурора Бирилюсского района Красноярского края в защиту интересов РФ, неопределенного круга лиц к Администрации Орловского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Бирилюсского района Красноярского края обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Орловского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Бирилюсского района Красноярского края проведена проверка исполнения Орловского сельсоветом законодательства о водоснабжении. Установлено, что на территории сельсовета расположено и эксплуатируются четыре водонапорных скважины по адресам: <адрес> <адрес>», <адрес>», для осуществления водоснабжения населения. При этом лицензия на пользование недрами сельсоветом не получена, мероприятия, предусмотренные установленными требованиям федерального законодательства по производственному контролю качества, не проводятся. По результатам проверки 15 июня 2023 г. в адрес главы Орловского сельсовета прокуратурой района внесено преставление, в рамках рассмотрения которого выявленные нарушения не устранены. Поскольку непринятие сельсоветом мер к устранению выявленных прокуратурой района нарушений несет за собой угрозу здоровью и качества жизни населения, административной истец просит признать не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц бездействие администрации Орловского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края в связи с неисполнением требований законодательства в части: непринятия мер по разработке и согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, программы производственного контроля качества воды; не размещения в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведений о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов; не получения лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод при эксплуатации объектов водоснабжения; обязать администрацию Орловского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края в течение 1 года со дня вступления в силу настоящего решения: разработать и согласовать с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, программу производственного контроля качества воды, используемой для хозяйственно-питьевого водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования Орловский сельсовет Бирилюсского района Красноярского края водонапорных башен в <адрес>», <адрес> <адрес>». разместить в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования Орловского сельсовета в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов; получить лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод при эксплуатации объектов водоснабжения, расположенных в <адрес>», <адрес>», <адрес>

Определениями Бирилюсского районного суда Красноярского края от 8 мая 2024 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены – Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Администрация Бирилюсского района Красноярского края.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Бирилюсского района Красноярского края Климатов П.Д. административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика – администрации Орловского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края Маягачев С.А. в судебном заседании пояснил, что мероприятия по разработке программы производственного контроля качества воды, а также мероприятия, направленные на проверку соответствия вод гигиеническим нормативам, в администрации сельсовета ведутся, однако срока, в течение которого прокурор Бирилюсского района Красноярского края просит осуществить все требуемые мероприятия не хватит, в связи с чем, просил увеличить срок исполнения заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица – Администрации Бирилюсского района Красноярского края Григорьева А.А., действующая на основании доверенности, пояснила, что требуемого административным истцом срока для исполнения заявленных требований недостаточно, в связи с чем, также ходатайствовала об увеличении срока исполнения решения суда.

Заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о месте, дате и времени судебного разбирательства было уведомлено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило. Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Казакова А.И. просила рассматривать административное дело в ее отсутствие, указала, что территориальный отдел Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Ачинске не возражает против удовлетворения заявленных исковых требований.

В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие заинтересованных лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств о соблюдении требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, и соответствия содержания оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагаются на орган, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявший оспариваемые решения либо совершивший оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец обжалует бездействие органа местного самоуправления, которым нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, которое до настоящего времени не прекращено. Следует считать установленным, что срок обращения административного истца в суд с административным иском не пропущен.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу положений ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения в виде организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, могут закрепляться за сельскими поселениями Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений.

В соответствии с п. «а» ст. 1 Закона Красноярского края от 15 октября 2015 г. №9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями Красноярского края закреплены вопросы местного значения по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения определено как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

На основании ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (п. 4 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 5 ст. 25 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. №10. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, в том числе гарантирующими организациями (далее соответственно - качество воды, организация, осуществляющая водоснабжение, производственный контроль). Гарантирующие организации вправе осуществлять производственный контроль на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых другими организациями (п. 1). Производственный контроль осуществляется в целях обеспечения качества и безопасности воды в бактериологическом и физическом отношении, безвредности воды по химическому составу, благоприятности органолептических и других свойств воды для человека, в том числе ее температуры, при централизованном водоснабжении и включает в себя: а) отбор проб воды; б) проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям; в) контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения (п.3). Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - территориальный орган). Программа производственного контроля утверждается на срок не более 5 лет (п. 5). Для организаций, осуществляющих водоснабжение, имеющих несколько водозаборных сооружений, в том числе связанных с использованием подземных водных объектов, объединенных общей зоной санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и эксплуатирующих 1 водоносный горизонт, программа производственного контроля должна предусматривать отдельные разделы для каждого водозаборного сооружения с учетом его особенностей (п. 11). Программа производственного контроля представляется организацией, осуществляющей водоснабжение, на согласование в территориальный орган по месту ее нахождения (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату ее представления). Территориальный орган рассматривает программу производственного контроля в течение 15 рабочих дней со дня ее получения, принимает решение о ее согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет о принятом решении организацию, осуществляющую водоснабжение (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления) (п. 12).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. №3 утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), в разделе IV которых изложены санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Согласно п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам (Нормативы качества и безопасности воды отражены в разделе III Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. №2022 (далее - СанПиН 1.2.3685-21).

Согласно п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. №10 и приложениями №2 - №4 к Санитарным правилам.

В настоящем судебном заседании установлено, что администрация Орловского сельсовета самостоятельно собственными силами организует водоснабжение населения населенного пункта с. Орловка, д. Ивановка и д. Петровка посредством водозаборных скважин и находящихся в собственности муниципального образования водонапорных башен и водопроводов, расположенных в указанных населенных пунктах без привлечения сторонних организаций. Данного обстоятельства административный ответчик не оспаривает.

Согласно выпискам из ЕГРН по состоянию на 23 января 2024 г., на 20 мая 2024 г. муниципальное образование Орловский сельсовет Бирилюсского района Красноярского края является собственником объекта недвижимости – нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>», собственником объектов недвижимости – нежилые здания, расположенным по адресам: <адрес>»; <адрес>, является муниципальное образование Бирилюсский район.

Эксплуатирующей организацией централизованных систем водоснабжения в населенных пунктах с. Орловка, д. Ивановка и д. Петровка является Администрация Орловского сельсовета.

Таким образом, в силу закона на административного ответчика возложена обязанность обеспечить соответствие качества подаваемой населению воды санитарным нормам и правилам.

Проверкой, проведенной прокуратурой Бирилюсского района Красноярского края в 2023 г., было установлено, что на территории Орловского сельсовета расположено и эксплуатируются три водонапорные башни по адресам: <адрес>», <адрес>», <адрес> для осуществления водоснабжения населения, при этом лицензия на пользование недрами сельсоветом не получена, мероприятия, предусмотренные требованиями федерального законодательства в сфере водоснабжения по производственному контролю качества, не проводятся.

Прокуратурой района в связи с бездействием органов местного самоуправления 15 июня 2023 г. внесено представление об устранении нарушений законодательства, в том числе, о лицензировании, о недрах, главе Орловского сельсовета Маягачеву С.А.

Из ответа главы Орловского сельсовета от 14 июля 2023 г. следует, что представление прокурора рассмотрено, на территории Орловского сельсовета расположены три водонапорные башни со скважинами по адресам: <адрес>» (забор воды осуществляется из верхних слоев, объем емкости менее 10 куб.м, суточное потребление воды менее 5 куб.м), <адрес>» (подача воды осуществляется глубинным насосом, объем емкости 10 куб.м, суточное потребление 20 куб.м), <адрес>» (подача воды осуществляется глубинным насосом, объем емкости 10 куб.м, суточное потребление 20 куб.м). Глава сельсовета указал, что в соответствии с требованиями законодательства о лицензировании, скважины не подлежат лицензированию по техническим параметрам, по объему емкости, водонапорные башни используются для обеспечения водой населения и противопожарной безопасности.

19 января 2024 г. главе Орловского сельсовета прокурором Бирилюсского района Красноярского края внесено представление об устранении действующего законодательства с требованиями принять в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона (путем: размещения следующих сведений в средствах массовой информации, интернет-сайте администрации Бирилюсского района: о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также об итогах исполнения этих планов; устранить причины и условия, способствующие к нарушению действующего законодательства.

Кроме того, 19 января 2024 г. заместителем прокурора Бирилюсского района главам Арефьевского, Зачулымского, Кирчиженского, Малокетского, Маталасского, Новобирилюсского, Орловского, Полевского, Проточенского, Рассветовского, Суриковского сельсоветов направлено требование о предоставлении информации о способе обеспечения питьевой водой населения муниципалитетов, о водозаборных башнях и скважинах на территории муниципалитетов, о государственной регистрации права собственности муниципалитетов на водозаборные башни и скважины, о целях использования водозаборных башен и скважин на территории муниципалитетов, о наличии (отсутствии) соответствующих лицензий, о наличии (отсутствии) программы производственного контроля, о результатах и количестве отборов проб воды из водозаборных башен и скважин за 2023 г. – истекший период 2024 г., о суммах налога, начисленных за забор воды из водных объектов, а также о предоставлении подтверждающих данные сведения документов.

Согласно ответу главы Орловского сельсовета Маягачева С.А. от 23 января 2024 г. на территории сельсовета у жителей имеются колонки, скважины, колодцы, также в каждом населенном пункте имеется водонапорная башня. В 2022 г. производился ремонт здания Петровской водонапорной башни с заменой емкости под воду. На территории сельсовета имеется три водонапорные башни со скважинами по адресам: <адрес>», <адрес>», <адрес>». Водонапорные башни находятся в оперативном управлении Орловского сельсовета и принадлежат району. Орловская и Ивановская водонапорные башни приспособлены для заправки пожарных машин, Петровская водонапорная башня не подходит по нормативным показателям, так как забор воды происходит с помощью компрессора. Лицензии на использование недр и подземных вод отсутствуют, так как водонапорные башни находятся в местах с близкой застройкой, что делает получение лицензии не возможным. Один раз в три года проходит проверка Роспотребнадзора, два раза в год сдаются пробы воды на санитарно-гигиенические исследования. В 2023 г. забор проб воды не брался в связи с отсутствием финансирования. За 2023 г. было начислено и выплачено налога в сумме 13 472 руб.

По сведениям администрации Орловского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края от 24 мая 2024 г. на территории сельсовета у жителей имеются скважины, колодцы, также в каждом населенном пункте (с. Орловка, д. Ивановка, д. Петровка) имеются водонапорные башни. Письменных обращений граждан, касающихся качества питьевой воды, не поступало. Забор питьевой воды производился 13 августа 2021 г. В реестре муниципальной собственности находится только Петровская водонапорная башня, водонапорные башни в с. Орловка, д. Ивановка находятся в оперативной управлении. Программа качества питьевой воды не разрабатывалась, лицензия на использование недр для добычи подземных вод не получалась ввиду недостатка финансирования. Централизованное водоснабжение на территории Орловского сельсовета отсутствует.

По информации Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от 20 мая 2024 г. каких-либо обращений, касающихся качества питьевой воды в с. Орловка Бирилюсского района Красноярского края в территориальный отдел Роспотребнадзора в г. Ачинске не поступало, какие-либо административные дела в отношении норм законодательства о водоснабжении не возбуждались.

Из ответа администрации Бирилюсского района Красноярского края от 16 мая 2024 г. следует, что полномочия по осуществлению водоснабжения питьевой водой населения относятся к полномочиям сельских советов, запрашиваемая информация в Администрации Бирилюсского района Красноярского края отсутствует.

Согласно акту проверки от 18 января 2024 г. в средствах массовой информации и на сайте Администрации Бирилюсского района Красноярского края не размещены сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории Орловского сельсовета, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также об итогах исполнения этих планов.

Таким образом, до настоящего времени администрацией Орловского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края не разработана программа производственного контроля качества воды, не согласована с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Длительное, в том числе в период после внесения представления прокурором 15 июня 2023 г. непринятие административным ответчиком мер по разработке программы производственного контроля качества воды, согласованной с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор является нарушением ч.ч. 1 и 5 ст. 25 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 5, 11 и 12 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. №10, п. 75 и 77 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. №3, является незаконным бездействием, нарушающим конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку в отсутствие программы производственного контроля невозможно определить надлежащее качество поставляемой населению через централизованную систему питьевой холодной воды.

Тот факт, что административный ответчик проводит иные мероприятия в области водоснабжения населения, не свидетельствует о том, что административный ответчик принимал эффективные меры к выполнению требований действующего законодательства, направленного на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части разработки и согласования программы производственного контроля качества воды.

Иск прокурора в части оспаривания указанного бездействия и возложении на административного ответчика обязанности разработать и согласовать программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 10 ст. 23 Федерального закона 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, муниципального округа, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

В ходе проведения в 2023 г. прокуратурой Бирилюсского района проверки установлено, что указанная обязанность административным ответчиком не исполняется. Не представлено суду и доказательств исполнения административным ответчиком указанной обязанности. Бездействие в указанной части является незаконным, нарушающим права неопределенного круга лиц на получение информации о состоянии потребляемой ими воды. Административный иск в указанной части также подлежит удовлетворению.

В силу ч. 3 ст. 42 Водного кодекса Российской Федерации порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

Согласно ч. 3 статье 9 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. №2395-1 «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. Право пользования подземными водными объектами приобретается по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Согласно положениям ст. 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. №2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.

В силу положений п. 1 ч. 1 ст. 23 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. №2395-1 «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.

Судом установлено, что администрация Орловского сельсовета при обеспечении населения водой для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения осуществляет добычу подземных вод. Лицензия на пользование недрами для добычи подземных вод из эксплуатируемых скважин в с. Орловка, д. Петровка и д. Ивановка администрацией Орловского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края не оформлена, пользование недрами для снабжения населения питьевой водой осуществляется самовольно, что является нарушением ст. 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. №2395-1 «О недрах». Являясь в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» юридическим лицом, административный ответчик обязан получить лицензию, в соответствии с требованиями ст. 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. №2395-1 «О недрах». Получение лицензии позволяет контролировать безопасность подаваемой потребителям питьевой воды и воды хозяйственно-бытового назначения, а отсутствие лицензии создает угрозу нарушения права неопределённого круга лиц на такую безопасность.

Административный иск в части признания незаконным бездействия административного ответчика по получению лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод при эксплуатации водонапорных башен, возложении на него обязанности устранить допущенное нарушение путем получения лицензии, подлежит удовлетворению.

Согласно положениям ч. 1 ст. 10 КАС РФ исполнение судебных актов по административным делам осуществляются в разумный срок.

В силу положений ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Административный истец просил суд об установлении административному ответчику срока для исполнения решения суда – один год. Суд соглашается с доводами административного истца о том, что с учетом характера спорного правоотношения, предстоящего административному ответчику объема работ и особенностей бюджетного процесса такой срок будет являться разумным и соответствующим балансу интересов сторон административного судопроизводства.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории «Сириус», выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Таким образом, категория рассмотренного дела не предполагает взыскания с административного истца и административного ответчика государственной пошлины, независимо от результатов разрешения спора. Судебные расходы следует принять на счет федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 360 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░:

░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░;

░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» (░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░») ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░;

░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:

░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ <░░░░░>», <░░░░░> <░░░░░>».

░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» (░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░») ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░;

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>», <░░░░░>, <░░░░░>».

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                               ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░ 2024 ░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-122/2024 ~ М-88/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Бирилюсского района Красноярского края
Ответчики
Орловский сельсовет Бирилюсского района Красноярского края
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Министерство экологии и рационального природопользования Краснроярского края
Администрация Бирилюсского района
Суд
Бирилюсский районный суд Красноярского края
Судья
Лайшева Юлия Игоревна
Дело на сайте суда
birilus--krk.sudrf.ru
08.05.2024Регистрация административного искового заявления
08.05.2024Передача материалов судье
08.05.2024Решение вопроса о принятии к производству
08.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2024Судебное заседание
20.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2024Дело оформлено
23.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее