57RS0013-01-2023-000209-89 №2а-200/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 ноября 2023 года г. Малоархангельск
Малоархангельский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Семендяевой И.О., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Недилько О.И., с участием помощника прокурора Малоархангельского района Орловской области Федотовой М.М., представителя административного ответчика администрации Малоархангельского района Орловской области Григорьева Д.А., представителя заинтересованного лица отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Малоархангельского района Орловской области Ляшенко Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Малоархангельского районного суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Малоархангельского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Малоархангельского района Орловской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Малоархангельского района «Совхозская средняя общеобразовательная школа» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
установил:
прокурор Малоархангельского района Орловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Малоархангельского района Орловской области, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Совхозская средняя общеобразовательная школа» (далее МБОУ «Совхозская СОШ») о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнении требований законодательств в области социальной защиты населения. В обоснование административных исковых требований прокурор указал, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидом, в деятельности МБОУ «Совхозская СОШ» были установлены нарушения положений ст. 27 Конституции Российской Федерации, п.п. 5, 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п.п. 2, 15 ч. 3, п. 2 ч. 6 ст. 28, п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Свода правил 59.13330.2020 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 904/пр от 30.12.2020, поскольку вход в здание МБОУ «Совхозская СОШ», расположенное по адресу: Орловская область, Малоархангельский район, п. Станция Малоархангельск, пер. Молодежный, д. 10, являющееся объектом социальной инфраструктуры, не оборудован пандусом, для инвалидов по зрению не установлена тактильная или тактильно-звуковая схема, отображающая информацию о помещениях в здании. По данному факту в адрес директора МБОУ «Совхозская СОШ» 21 августа 2023 года внесено представление, до настоящего времени нарушения не устранены. Указывая на то, что в результате неисполнения ответчиками требований действующего законодательства, не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов в здание муниципальной общеобразовательной школы, являющееся объектом социальной инфраструктуры, прокурор Малоархангельского района Орловской области просил суд признать бездействие администрации Малоархангельского района Орловской области, выразившееся в неисполнении требований законодательства в области социальной защиты населения незаконным; обязать администрацию Малоархангельского района Орловской области в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование работ по оборудованию входа в здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Малоархангельского района «Совхозская средняя общеобразовательная школа» пандусом, параметры которого должны соответствовать требованиям п. 5.1.14-5.1.16 Свода правил, а также информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемой в соответствии с требованиями п. 6.5.12 Свода правил 59.13330.2020 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения; обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Малоархангельского района «Совхозская средняя общеобразовательная школа» в течение 2 (двух) месяцев с момента обеспечения финансирования работ администрацией Малоархангельского района Орловской области оборудовать вход в здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Малоархангельского района «Совхозская средняя общеобразовательная школа» пандусом, параметры которого должны соответствовать требованиям п. 5.1.14-5.1.16 Свода правил, а также информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемой в соответствии с требованиями п. 6.5.12 Свода правил 59.13330.2020 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
В судебном заседании помощник прокурора Малоархангельского района Орловской области Федотова М.М. поддержала административные исковые требования по доводам, изложенным в иске, просила суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Малоархангельского района Орловской области Григорьев Д.А. административные исковые требования признал в полном объеме, подтвердил, что до настоящего времени вход в здание МБОУ «Совхозская СОШ» не оборудован пандусом и информационной тактильной или тактильно - звуковой мнемосхемой, обязанность по финансированию приобретения и установке указанных предметов лежит на администрации Малоархангельского района.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Малоархангельского района Орловской области Ляшенко Н.А. административные исковые требования прокурора поддержал, указав, что денежные средства на указанные в иске цели администрация Малоархангельского района может выделить по заявке, утвержденной отделом образования.
Представитель административного ответчика МБОУ «Совхозская СОШ» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено.
Согласно ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) дело было рассмотрено судом в отсутствие административного ответчика МБОУ «Совхозская СОШ».
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 39 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с п. п. 1, 5, 6 ст. 15 данного Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.12.2015 N 1399 был утвержден План мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования, который направлен на обеспечение условий доступности для инвалидов объектов Министерства образования и науки Российской Федерации и находящихся в его ведении образовательных организаций.
Целями данного плана являются создание условий доступности для инвалидов объектов и услуг на период 2016 - 2030 годов, оснащение объектов приспособлениями, средствами и источниками информации в доступной форме, позволяющими обеспечить доступность для инвалидов, предоставляемых для них услуг.
В Своде правил 59.13330.2020 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001", утвержденном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 904/пр от 30.12.2020, установлены общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям.
Согласно п. 4.1 Свода правил 59.13330.2020 требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования.
В соответствии с положением п. 6.1.2 Свода правил 59.13330.2020 в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Параметры наружного пандуса входных групп следует принимать по п. 5.1.14-5.1.16 Свода правил.
В силу подп. 5.1.16 пункта 5.1 "Входы и пути движения" Свода правил 59.13330.2020, пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика).
В соответствии с п. 6.5.12 Свода правил 59.13330.2020 в зданиях с массовым пребыванием людей (вокзалы всех видов транспорта, организации социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м. от входа в здание.
Согласно п. 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 N 1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам надлежащего размещения носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Малоархангельского района Орловской области проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере защиты прав инвалидов, в ходе которой выявлено, что вход в помещение (здание) МБОУ «Совхозская СОШ», расположенное по адресу: Орловская область, Малоархангельский район, п. Станция Малоархангельск, пер. Молодежный, д. 10, не оборудован пандусом, параметры которого должны соответствовать требованиями п. 5.1.14-5.1.16 Свода правил, при входе в здание МБОУ «Совхозская СОШ» не оборудовано информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемой (тактильная схема движения), отображающей информацию о помещениях в здании.
Помещение МБОУ «Совхозская СОШ» находится в муниципальной собственности и закреплено на праве оперативного управления за образовательным учреждением.
В связи с выявленными нарушениями прокурором Малоархангельского района Орловской области 21 августа 2023 года в адрес директора МБОУ «Совхозская СОШ» было внесено представление, которое было рассмотрено, но имеющиеся нарушения законодательства Российской Федерации до настоящего времени не устранены.
В результате бездействия административных ответчиков нарушаются права неопределенного круга лиц.
Из ответа на представление прокурора МБОУ «Совхозская СОШ» следует, что требования прокурора района признаны обоснованными, подана заявка в администрацию Малоархангельского района Орловской области для исполнения требования законодательства о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, за ненадлежащее исполнение требований законодательства к завхозу применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
Согласно отчета МБОУ «Совхозская СОШ» от 10 октября 2023 года об исполнении представления следует, что в администрацию Малоархангельского района Орловской области подана заявка на выделение денежных средств в сумме 9800 рублей на изготовление мнемосхемы. Решение вопроса по установке пандуса находится на рассмотрении.
Как следует из п. 2 ч. 3, п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в редакции от 24.06.2023) "Об образовании в Российской Федерации", к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также; безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии со статьей 51 Устава Малоархангельского района Орловской области, утвержденного постановлением Малоархангельского районного Совета народных депутатов 23.06.2005 года № 26/164-РС, муниципальный район может создавать муниципальные предприятия и учреждения района, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе, межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Муниципальные учреждения создаются для осуществления управленческих, социальных и других функций района.
Согласно Уставу МБОУ «Совхозская СОШ», утвержденному постановлением администрации Малоархангельского района № 204 от 24 мая 2017 года, образовательное учреждение является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, учредителем и собственником имущества которого является муниципальное образование Малоархангельский район Орловской области. Отдельные права и функции учредителя, права и функции собственника имущества осуществляет отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Малоархангельского района. Учредитель обеспечивает правовые, финансовые и материально-технические условия, необходимые для сохранности, целостности закрепленного на праве оперативного управления за учреждением муниципального имущества Малоархангельского района, а также его деятельности в качестве муниципального образовательного учреждения. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из муниципального бюджета. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются имущество, закрепленное Учредителем за Учреждением на праве оперативного управления, субсидии из муниципального бюджета на выполнение муниципального задания, средства, выделяемые целевым назначением в соответствии с целевыми программами, иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации. При осуществлении права оперативного управления имуществом Учреждение обязано осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества.
Таким образом, МБОУ «Совхозская СОШ», являясь муниципальным учреждением, финансируется из средств бюджетов бюджетной системы РФ. Финансирование деятельности образовательного учреждения осуществляется согласно утвержденной смете доходов и расходов. Образовательное учреждение обеспечивает материально-техническое оснащение образовательного процесса, безопасные условия обучения в переделах имеющихся финансовых средств, использует бюджетные ассигнования в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.
Исследовав в судебном заседании представленные доказательства, суд находит установленным бездействие администрации Малоархангельского района Орловской области в части не установления информационной тактильной или тактильно - звуковой схемы, а также пандусов на входе в здание МБОУ «Совхозская СОШ».
Административным ответчиком администрацией Малоархангельского района Орловской области не предпринималось достаточных мер для решения указанного вопроса и выделения бюджетных средств для проведения указанного вида работ, что не оспорено в судебном заседании.
Неисполнение административными ответчиками положений Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Свода правил 59.13330.2020 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001", Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, влечет нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями, ограничивают беспрепятственный доступ инвалидов к общеобразовательному учреждению.
Для всех категорий инвалидности здание МБОУ «Совхозская СОШ» не удовлетворяет требованиям безопасности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, не содержит доступных средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Учитывая характер обязанностей, подлежащих выполнению, суд считает необходимым установить срок на финансирование работ по оборудованию входа в здание МБОУ «Совхозская СОШ» пандусом и информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемой для администрации Малоархангельского района Орловской области в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для МБОУ «Совхозская СОШ», обязанного оборудовать вход в здание указанными предметами в течение 2 месяцев с момента обеспечения финансирования работ, поскольку указанные сроки являются разумными и достаточными.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 (░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. 5.1.14-5.1.16 ░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 6.5.12 ░░░░░ ░░░░░░ 59.13330.2020 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░ 2 (░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. 5.1.14-5.1.16 ░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 6.5.12 ░░░░░ ░░░░░░ 59.13330.2020 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░