Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-767/2023 ~ М-527/2023 от 22.03.2023

№ 2а-767/2023

УИД 35RS0009-01-2023-000649-16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 апреля 2023 года                                                                                                                г. Вологда

Вологодский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Беловой А.А.,

при секретаре Барболиной Л.А.,

с участием административного истца Вахнина В.В., представителя административного ответчика администрации Вологодского муниципального округа по доверенности Анчукова К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вахнина В.В. к администрации Вологодского муниципального округа о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

решением администрации Вологодского муниципального округа, оформленным письмом № от 14.02.2023, Вахнину В.В. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 2204 кв.м в <адрес> для ведения огородничества на основании пункта 6 статьи 11.9, пунктов 2, 12, подпунктов 1, 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, приказа Росреестра от 19.04.2022 № П/0148 в связи с тем, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенная к заявлению, не соответствуют требованиям к ее подготовке и разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам (не учтен Генеральный план <данные изъяты> сельского поселения Вологодского муниципального района от 13.05.2019 №, согласно которому образуемый земельный участок пересекает границы красных линий).

Не согласившись с отказом, Вахнин В.В. 22.03.2023 обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к администрации Вологодского муниципального округа. Просил признать незаконным отказ администрации Вологодского муниципального округа в предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения огородничества, расположенного в <адрес>, выраженный в письме № от 14.02.2023; возложить на администрацию Вологодского муниципального округа обязанность в течение четырнадцати календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения прав истца путем повторного рассмотрения его заявления с соблюдением требований действующего законодательства. В обоснование административных исковых требований указал, что ни на карте границ населенных пунктов, ни на карте планируемого размещения объектов, ни на карте функциональных зон Генерального плана <данные изъяты> сельского поселения Вологодского муниципального района не указаны красные линии на территории всего сельского поселения <данные изъяты> и <адрес>. Кроме того, в силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии подлежат установлению в документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории), установление красных линий генеральным планом положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Сведения о наличии проекта планировки территории и проекта межевания территории, которыми установлены красные линии в <адрес>, оспариваемый отказ не содержит. Согласно Генеральному плану сельского поселения <данные изъяты> Вологодского муниципального района Вологодской области испрашиваемый земельный участок располагается в функциональной зоне «Жилая и общественная зона». Согласно карте градостроительного зонирования, входящей в состав Правил землепользования и застройки сельского поселения <данные изъяты> Вологодского муниципального района Вологодской области, утвержденных постановлением Правительства Вологодской области от 03.08.2020 №, испрашиваемый земельный участок находится в зоне «Зона населенного пункта», к основным видам разрешенного использования которой относится, в том числе, «Ведение огородничества – 13.1».

Административный истец Вахнин В.В. в судебном заседании поддержал административные исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области по доверенности Анчуков К.А. в судебном заседании административные исковые требования не признал, полагая оспариваемый отказ законным и обоснованным.

Представитель заинтересованного лица Сосновского территориального управления администрации Вологодского муниципального округа в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, необходимость в их восстановлении, является обязательным основанием для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В рассматриваемом случае имеются доказательства наличия совокупности обязательных вышеприведенных условий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (пункт 1).

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).

Статьей 11.10 ЗК РФ регламентирован порядок подготовки, утверждения и содержания схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Согласно данной норме схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (пункт 2).

Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12).

Такие требования установлены приказом Росреестра от 19.04.2022 № П/0148 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».

Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Одними из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в силу подпунктов 1, 3 пункта 16. статьи 11.10 ЗК РФ является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В силу пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Вахнин В.В. 12.01.2023 обратился в администрацию Вологодского муниципального округа с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 2204 кв.м. в <адрес> для ведения огородничества.

Письмом от 14.02.2023 № администрация Вологодского муниципального округа отказала Вахнину В.В. в удовлетворении заявления в связи с тем, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенная к заявлению, не соответствуют требованиям к ее подготовке и разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам (не учтен Генеральный план <данные изъяты> сельского поселения Вологодского муниципального района от 13.05.2019 №, согласно которому образуемый земельный участок пересекает границы красных линий).

В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности своих действий возлагается на орган публичной власти, его должностных лиц.

Таким образом, для признания законным оспариваемого решения об отказе в предварительном согласовании предоставления названного земельного участка административный ответчик должен был доказать, что испрашиваемый административным истцом земельный участок пересекает границы красных линий.

Вместе с тем, относимые, допустимые и достоверные доказательства, которые бы подтверждали наличие данных оснований, в материалах дела отсутствуют.

Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

В силу статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Наряду с этим подпунктом 2 пункта 3, пунктом 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что генеральный план содержит, в частности, карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа. При этом названные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусматривают отображения в генеральном плане красных линий застройки.

Таким образом, действующее правовое регулирование не предусматривает отображения в генеральном плане красных линий.

Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которой включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии (часть 3).

При этом сведений об утвержденной документации по планировке территории (проект планировки, проект межевания), которой установлены красные линии в месте нахождения спорного земельного участка, в материалах дела не имеется.

Исходя из содержания понятия территории общего пользования и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

Постановлением Правительства Вологодской области от 13.05.2019 № утвержден Генеральный план сельского поселения <данные изъяты> Вологодского муниципального района Вологодской области, в соответствии с которым испрашиваемый административным истцом земельный участок отнесен к функциональной зоне «Жилая и общественная зона». Постановлением Правительства Вологодской области от 03.08.2020 № утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения <данные изъяты> Вологодского муниципального района, согласно которым испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в территориальной зоне «зона населенного пункта», для которой в соответствии с градостроительными регламентами предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка «ведение огородничества», 13.1.

С учетом изложенного отказ администрации Вологодского муниципального округа в предварительном согласовании предоставления земельного участка по мотиву нарушения требований к схеме расположения земельного участка не может быть признан законным. Иных оснований для отказа в удовлетворении заявления административного истца в письме не содержится.

В соответствии с частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом.

Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенных прав, суд полагает необходимым возложить на администрацию Вологодского муниципального округа обязанность повторно рассмотреть заявление Вахнина В.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка с соблюдением требований земельного законодательства в течение четырнадцати календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с положениями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629, а также сообщить об исполнении решения суда в суд и административному истцу в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу на основании пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ № ░░ 14.02.2023 ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 2204 ░░.░ ░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 2204 ░░.░ ░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░

░░░░░                          ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 17.04.2023.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-767/2023 ~ М-527/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Вахнин Валерий Валерьевич
Ответчики
Администрация Вологодского муниципального округа Вологодской области
Другие
Сосновское территориальное управление администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области
Суд
Вологодский районный суд Вологодской области
Судья
Белова Анастасия Афанасьевна
Дело на сайте суда
vologodsky--vld.sudrf.ru
22.03.2023Регистрация административного искового заявления
23.03.2023Передача материалов судье
23.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
23.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2023Судебное заседание
17.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее