Дело №а-6109/2023
УИД 74RS0№-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2023 года г. Челябинск
Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Шовкун Н.А.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению земельного участка, без проведения торгов,
установил:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению земельного участка, без проведения торгов, о возложении обязанности заключить договоры купли-продажи земельного участка.
В обоснование требований указано, что являются собственниками объектов недвижимости, расположенных на земельном участке по адресу: Красноармейский район, <адрес>, площадью 23168 кв.м. Указанный земельный участок находится в муниципальной собственности Красноармейского района Челябинской области. Истцы обратились в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 23168 кв.м. в собственность для эксплуатации производственной базы. Решением администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области, оформленного письмом от 01.06.2023 года № 3046 отказано в предоставлении земельного участка, по тем основаниям, что данный земельный участок обременен правами пользования по договору аренды. Полагают, что данный отказ является незаконным так как в силу закона как у собственников объекта недвижимости имеют приоритетное право на приобретение указанного земельного участка исходя из положений норм материального права о единстве объекта недвижимости с земельным участком.
В судебное заседание истцы ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц на основании ст. 150 КАС РФ.
Представители истцов ФИО6, ФИО5, действующие по доверенности в судебном заседании на удовлетворении требований настаивали по доводам изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области и заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска администрации Красноармейского муниципального района просила отказать в удовлетворении иска по доводам изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица ООО СК «Каменный лог» в судебном заседании пояснил, что спорный земельный участок находится в аренде, полагает, что интересы истцов нарушены.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Разрешая требования административных истцов, суд исходит из положений части 9 статьи 226 КАС РФ согласно которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из изложенных положений действующего законодательства об административном судопроизводстве следует, что суд, рассматривая административное дело в порядке главы 22 КАС РФ, осуществляет проверку оснований принятия оспариваемого решения и его соответствие требований нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно подпункту 2 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что ФИО1 и ФИО2 являются долевыми сособственниками сооружения (трансформаторная подстанция), сооружения (цистерна), нежилого здания (дробильно-сортировочный комплекс), нежилого здания (гараж), нежилое здание (склад железный), нежилое здание (мастерские), нежилого здания (административное здание) расположенных по адресу: Красноармейский район, <адрес>. Права собственности на объекты недвижимости зарегистрированы в едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается представленными копиями свидетельств.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав недвижимости об объекте по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 23166+/- 53 кв.м. с кадастровым номером 74:12:1202001:1 по адресу: Красноармейский район, <адрес> с видом разрешенного использования под производственную базу, обременен арендными правоотношениями. Срок действия обременения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сведения о правообладатели отсутствуют, права на земельный участок не разграничены, но согласно плана земельного участка, данный земельный участок расположен в границах Красноармейского муниципального района, в связи с чем в соответствии с ФЗ № 131 -ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» распоряжение земельными участками относятся к органу местного самоуправления в границах которого он находится.
24 октября 2002 года заключен договор аренды земельного участка № между Администрацией Баландинского сельсовета Красноармейского района Челябинской области (арендодатель) и ЗАО «Береговое», по условиям которого ЗАО «Береговое» предоставляется в аренду земельный участок площадью 23176 кв.м. для размещения предприятия.
01 февраля 2011 года между Администрацией Баландинского сельского поселения Красноармейского района Челябинской области, Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям Красноармейского муниципального района Челябинской области, ЗАО «Береговое» заключено соглашение к договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому права арендодателя переходят к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Красноармейского муниципального района Челябинской области. Соглашение действует с момента его государственной регистрации и до 23 октября 2022 года.
ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Береговое» по соглашению о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ права и обязанности арендатора ООО СК «Каменный берег» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, направив уведомление об уступки права аренды Главе Красноармейского муниципального района Челябинской области.
Как следует из пояснений сторон, договор аренды пролонгирован, поскольку ни одна из сторон договора аренды не заявила о его расторжении после истечения срока действия договора в установленном законом порядке.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО1 обратились в администрацию Красноармейского муниципального района Челябинкой области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № без торгов на основании ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области, оформленного письмом от 01.06.2023 года № 3046 отказано в предоставлении земельного участка на основании п. 2 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку вышеуказанный земельный участок обременен правами пользования ООО СК «Каменный берег» по договору аренды.
Как следует из материалов дела, заявление о предоставлении земельного участка без торгов рассмотрено в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренды, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов» (далее по тексту Административный регламент), утвержденного Постановлением Красноармейского муниципального района Челябинкой области от 30.11.2022 г. № 900.
Так, согласно административному регламенту по результатам предоставления муниципальной услуги являются: постановление администрации о предоставлении земельного участка или направление проекта договора купли-продажи, или договора аренды земельного участка, или решение об отказе в предоставлении услуги с указанием обоснования, а так же перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Срок рассмотрения заявления составляет не более чем тридцать дней со дня поступления заявления. Регламентом предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
Порядок и особенности приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, регулируются статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, в которой закреплено исключительное право собственников указанных объектов недвижимости на приобретение публичного земельного участка, занятого объектом недвижимости, в собственность либо аренду в соответствии с процедурой, установленной этим же Кодексом.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В пункте 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом и федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, на основании договоров купли-продажи недвижимого имущества № 7 от 18.03.2015 г., договора купли-продажи недвижимого имущества № 002 от 24.12.2014 г., договора купли-продажи недвижимого имущества № 001 от 24.12.2014 г., договора купли-продажи недвижимого имущества № 005 от 24.12.2014 г., договора купли-продажи недвижимого имущества № 003 от 24.12.2014 г., договора купли-продажи недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО1 являются долевыми собственниками объектов недвижимости, расположенных по адресу: Красноармейский район, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 23166 кв. м, находящемся в аренде ООО СК «Каменный берег».
Письмом от 01 июня 2023 года № 3046 за подписью Главы района Красноармейского муниципального района в удовлетворении заявления ФИО2, ФИО1 о предоставлении земельного участка отказано со ссылкой на п. 2 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ. Решение об отказе в передаче земельного участка без торгов обосновано тем, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, так как земельный участок обременен арендой.
Суд отмечает, что поскольку истцы являются собственниками нескольких нежилых помещений, расположенных на земельном участке, который относится к публичной собственности, в силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ именно истцам принадлежит исключительное право на приобретение этого участка в собственность. Данная позиция согласуется с Определением Верховного Суда РФ от 02.09.2015 г. № 46-АПГ15-23.
Разрешая спор, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения администрации Красноармейского муниципального района Челябинкой области от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку на спорном земельном участке расположены принадлежащие на праве долевой собственности объекты недвижимости, при этом наличие права аренды у ООО СК «Каменный берег» на земельный участок с кадастровым номером № в пределах которого расположен объект недвижимости, не может являться препятствием для предоставления испрашиваемого земельного участка собственникам объектов недвижимости.
Вместе с тем суд не усматривает оснований для удовлетворения требований о возложении обязанности на администрацию Красноармейского муниципального района Челябинской области заключить договор купли-продажи земельного участка с ФИО1 и ФИО2, поскольку суд, рассматривая споры, не подменяет собой государственные органы, на которые законом возложена соответствующая обязанность; суд не осуществляет административные функции, свойственные органам государственной власти и местного самоуправления, он защищает нарушенное или оспариваемое право через реализацию полномочий судебной власти.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 22.12.2023 ░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░ ░░░░░░░(░) ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 22.12.2023 ░.
░░░░░
░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ № 2░-6109/2023