Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-92/2023 ~ М-51/2023 от 28.02.2023

Дело № 2а-92/2023

УИД № 68RS0022-01-2023-000057-84

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июня 2023 года Ржаксинский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Черновой М.В.,

при секретаре Тормышевой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области к Шевелевой А.А. о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени,

У С Т А Н О В И Л :

Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области обратилось в Ржаксинский районный суд Тамбовской области с административным иском к Шевелевой А.А. о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени.

Административные исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ №, МИ ФНС № по Тамбовской области ДД.ММ.ГГГГ реорганизована путем присоединения к УФНС России по Тамбовской области, в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ сделана соответствующая запись. УФНС России по Тамбовской области является правопреемником в отношении задач, функций, прав и обязанностей и иных вопросов деятельности реорганизованного территориального налогового органа области с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с положениями п.1 ст.48 Налогового кодекса РФ, МИ ФНС № по Тамбовской области обратилась к мировому судье судебного участка Ржаксинского района Тамбовской области с заявлением о взыскании задолженности с Шевелевой А.А., мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ №. Однако от должника поступили возражения относительно исполнения указанного судебного приказа, в связи, с чем ДД.ММ.ГГГГ указанный выше судебный приказ был отменен. Кроме того, Постановлением Тамбовской областной Думы принят закон Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении единой даты начала применения на территории Тамбовской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», на основании которого установлена дата начала применения на территории Тамбовской области порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - ДД.ММ.ГГГГ. При этом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом. Шевелевой А.А. принадлежит жилой дом, кадастровый номер №, площадью 53,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, дата возникновения собственности с ДД.ММ.ГГГГ, доля в праве - 0,2. В соответствии с положениями статьи 388, 389 НК РФ плательщиками земельного налога являются граждане, имеющие в собственности земельные участки, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Шевелевой А.А. принадлежит земельный участок, кадастровый номер №, площадью 3400 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, дата возникновения собственности с ДД.ММ.ГГГГ, доля в праве - 0,2. В соответствии со ст. 52 НК РФ, в адрес административного ответчика были направлены налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № на уплату земельного налога за 2016 год в сумме 122 рубля, налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 80 рублей, по сроку уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ № на уплату земельного налога за 2017 год в сумме 122 рубля, налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 21 рубль, по сроку уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ № на уплату земельного налога за 2018 год в сумме 122 рубля, налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 23 рубля, по сроку уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ № на уплату земельного налога за 2019 год в сумме 110 рублей, налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 4 рубля, по сроку уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что административный ответчик уклонялась от уплаты налогов, в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ ей направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ № по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ № по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ № по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ № по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ с предложением погасить имеющуюся задолженность. В настоящее время за налогоплательщиком числится задолженность согласно требованию от ДД.ММ.ГГГГ № по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ: по налогу на имущество физических лиц в размере 80 рублей за 2016 год, пени по налогу на имущество физических лиц на недоимку 80 рублей за 2016 год в размере 4 рубля 03 копейки, начисленные в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; пени по земельному налогу на недоимку 122 рубля за 2016 год (недоимка списана по налогу согласно ст. 12 ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 436-ФЗ) в размере 6 рублей 15 копеек, начисленные в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; согласно требованию от ДД.ММ.ГГГГ № по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ: по налогу на имущество физических лиц в размере 2 рубля за 2017 год (сумма задолженности уменьшена в результате оплаты); по земельному налогу в размере 11 рублей за 2017 год (сумма задолженности уменьшена в результате оплаты), пени по земельному налогу на недоимку 11 рублей за 2017 год в размере 6 рублей 57 копеек, начисленные в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; согласно требованию от ДД.ММ.ГГГГ № по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ: по налогу на имущество физических лиц в размере 4 рубля за 2018 год, пени по налогу на имущество физических лиц на недоимку 4 рубля за 2018 год в размере 0 рублей 16 копеек, начисленные в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; задолженность по земельному налогу в размере 122 рубля за 2018 год, пени по земельному налогу на недоимку 122 рубля за 2018 год в размере 4 рубля 96 копеек, начисленные в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ; согласно требованию от ДД.ММ.ГГГГ № по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ: по налогу на имущество физических лиц в размере 4 рубля за 2019 год, пени по налогу на имущество физических лиц на недоимку 4 рубля за 2019 год в размере 0 рублей 01 копейка, начисленные в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; по земельному налогу в размере 110 рублей за 2019 год, пени по земельному налогу на недоимку 110 рублей за 2019 год в размере 0 рублей 30 копеек, начисленные в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Определение об отмене судебного приказа вынесено мировым судьей Ржаксинского района Тамбовской области ДД.ММ.ГГГГ. В связи с проведением регламентных работ по запуску технических процессов по слиянию информационных баз налоговых органов Тамбовской области, в связи с их реорганизацией, потребовался значительный период времени для восстановления штатного режима функционирования информационного ресурса, содержащего сведения о наличии задолженности по уплате налогов физическими лицами. Кроме того, подготовка иска о взыскании задолженности по пени заняла продолжительное время, так как проводился подробный анализ сумм задолженности, на которую начислены пени, начиная с 2016 года. Вместе с тем, с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился в пределах срока, предусмотренного п.2 ст. 48 НК РФ. На основании указанных обстоятельств УФНС по Тамбовской области вынуждена обратиться в суд, ссылаясь на положения ст.ст. 31, 48, 388 - 400, 403 Налогового кодекса РФ, административный истец просил: признать причины пропуска срока на обращение с административным исковым заявлением уважительными и восстановить пропущенный срок; взыскать с административного ответчика Шевелевой А.А. задолженность в сумме 355 рублей 18 копеек, в том числе: задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 80 рублей за 2016 год; пени по налогу на имущество физических лиц на недоимку 80 рублей за 2016 год в размере 4 рубля 03 копейки; пени по земельному налогу на недоимку 122 рубля за 2016 год в размере 6 рублей 15 копеек; задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 2 рубля за 2017 год; задолженность по земельному налогу в размере 11 рублей за 2017 год; пени по земельному налогу на недоимку 11 рублей за 2017 год в размере 6 рублей 57 копеек; задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 4 рубля за 2018 год; пени по налогу на имущество физических лиц на недоимку 4 рубля за 2018 год в размере 0 рублей 16 копеек; задолженность по земельному налогу в размере 122 рубля за 2018 год; пени по земельному налогу на недоимку 122 рубля за 2018 год в размере 4 рубля 96 копеек; задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 4 рубля за 2019 год, пени по налогу на имущество физических лиц на недоимку 4 рубля за 2019 год в размере 0 рублей 01 копейка; задолженность по земельному налогу в размере 110 рублей за 2019 год; пени по земельному налогу на недоимку 110 рублей за 2019 год в размере 0 рублей 30 копеек.

Представитель административного истца – Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Согласно ходатайства, изложенного в административном исковом заявлении, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Административный ответчик - Шевелева А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Согласно поступивших возражений административные исковые требования УФНС по Тамбовской области считала не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то обстоятельство, что собственником имущества на которое начислен налог, она не является (л.д.76).

Суд приходит к выводу о том, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав. В связи с чем, руководствуясь статьей 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы административного дела, суд считает, что административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области к Шевелевой А.А. о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени, не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в установленный срок.

Согласно пункта 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

На основании статьи 400 и пункта 1 статьи 401 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу статьи 409 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

На основании пункта 1 статьи 388 и пункта 1 статьи 389 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В соответствии с пунктом 1 статьи 390 и пунктами 1 и 4 статьи 391 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В силу пункта 1 статьи 393, пункта 1 и 4 статьи 397 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Согласно пункта 2 и 3 статьи 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

На основании пункта 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно представленным стороной административного истца данным административный ответчик Шевелева А.А. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником объектов недвижимости – 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, кадастровый номер №, площадью 53,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, а так же 1/5 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, кадастровый номер №, площадью 3400 кв.м., расположенный по тому же адресу (л.д.10). В связи с чем, последней налоговым органом был начислен налог на имущество физических лиц за 2016 год, 2017 год, 2018 год и 2019 год, а так же начислен земельный налог за те же налоговые периоды, исходя из количества месяцев владения данным имуществом в каждом налоговом периоде - 12.

На основании пункта 2 статьи 52 НК РФ, Шевелевой А.А. были направлены налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № на уплату земельного налога за 2016 год в сумме 122 рубля, налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 80 рублей, в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-14); от ДД.ММ.ГГГГ № на уплату земельного налога за 2017 год в сумме 122 рубля, налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 21 рубль, в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-19); от ДД.ММ.ГГГГ № на уплату земельного налога за 2018 год в сумме 122 рубля, налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 23 рубля, в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20-23); от ДД.ММ.ГГГГ № на уплату земельного налога за 2019 год в сумме 110 рублей, налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 4 рубля, в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24-27).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (ст. ст. 46, 47, 69 НК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

На основании указанных выше положений пункта 1 статьи 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с пунктом 6 статьи 69 НК РФ, требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу статьи 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Поскольку обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год, 2017 год, 2018 год и 2019 год, а так же земельного налога за те же налоговые периоды, своевременно не исполнена, административному ответчику в соответствии со ст.75 НК РФ были начислены пени по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу за 2016 год, 2017 год, 2018 год и 2019 год (л.д.31-32, 36, 40-41, 45).

На основании ст.ст. 69-70 НК РФ Шевелевой А.А. были выставлены и направлены требование от ДД.ММ.ГГГГ № по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ: по налогу на имущество физических лиц в размере 80 рублей за 2016 год, пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 04 рубля 03 копейки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пени по земельному налогу на недоимку 122 рубля за 2016 год в размере 6 рублей 15 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28-32); требование от ДД.ММ.ГГГГ № по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ: по налогу на имущество физических лиц в размере 2 рубля за 2017 год; по земельному налогу в размере 11 рублей за 2017 год, пени по земельному налогу на недоимку 11 рублей за 2017 год в размере 6 рублей 57 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33-36); требование от ДД.ММ.ГГГГ № по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ: по налогу на имущество физических лиц в размере 04 рубля за 2018 год, пени по налогу на имущество физических лиц на недоимку 04 рубля за 2018 год в размере 0 рублей 16 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; задолженность по земельному налогу в размере 122 рубля за 2018 год, пени по земельному налогу на недоимку 122 рубля за 2018 год в размере 4 рубля 96 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37-41); требование от ДД.ММ.ГГГГ № по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ: по налогу на имущество физических лиц в размере 04 рубля за 2019 год, пени по налогу на имущество физических лиц на недоимку 04 рубля за 2019 год в размере 0 рублей 01 копейка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; по земельному налогу в размере 110 рублей за 2019 год, пени по земельному налогу на недоимку 110 рублей за 2019 год в размере 0 рублей 30 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42-45).

Как следует из материалов дела, судебным приказом мирового судьи судебного участка Сампурского района Тамбовской области, и.о. мирового судьи судебного участка Ржаксинского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ (№) с должника Шевелевой А.А. в пользу Межрайонной ИФНС России № по Тамбовской области взыскана задолженность по уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 588 рублей 18 копеек, в том числе по налогу на имущество в размере 90 рублей, пени в размере 04 рубля 20 копеек, по земельному налогу в размере 476 рублей, пени в размере 17 рублей 98 копеек (л.д. 99).

Определением мирового судьи судебного участка Сампурского района Тамбовской области, и.о. мирового судьи судебного участка Ржаксинского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ указанный выше судебный приказ отменен, в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения (л.д. 101).

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд УФНС по Тамбовской области с административным иском. Рассматривая доводы административного истца, изложенных в иске, суд исходит из следующего.

В процессе рассмотрения дела судом установлено, что решением Ржаксинского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ договор купли-продажи квартиры и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между М.М.А., М.В.В., М.А.В., действующей за себя и как законный представитель своих несовершеннолетних детей Шевелевой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ш.С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и А.Т.В. в отношении объектов недвижимости - здания, назначение: жилой дом, площадью 53,2 кв.м., кадастровый номер №, и земельного участка, площадью 3400 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый номер №, расположенных по адресу: <адрес>, признан состоявшимся ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним аннулированы запись от ДД.ММ.ГГГГ № о регистрации права собственности Шевелевой А.А. на 1/5 долю в праве общей долевой собственности на здание, назначение: жилой дом, площадью 53,2 кв.м., кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес> и запись от ДД.ММ.ГГГГ № на 1/5 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 3400 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>. Указанное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д.134-139).

Вышеназванным решением Ржаксинского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что имущество в виде жилого дома и земельного участка, расположенное по адресу: <адрес> (в связи с изменением адреса впоследствии, по адресу: <адрес>), перешло в собственность А.Т.В. на основании договора купли-продажи квартиры и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, и последней было зарегистрировано не него право собственности, в связи с чем, сделан вывод о том, что сделка купли-продажи квартиры и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, состоялась, поскольку имущество, являющееся его предметом, перешло в собственность покупателя – А.Т.В.

В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Согласно пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", в соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

При этом под лицами, относящимися к категории лиц, в отношении которой установлены названные выше обстоятельства, понимаются, в частности, органы государственной власти, входящие в единую систему государственных органов (например, налоговые органы, таможенные органы и т.п.), должностные лица соответствующей системы государственных органов.

Значение преюдициальных фактов заключается в том, что они установлены в решении суда и истинность преюдициального решения не подвергается сомнению ввиду соблюдения процедуры получения сведений и вынесения решения. Данные факты не оспариваются и не устанавливаются вновь.

В данном случае судом установлено, что обстоятельства, имеющие значение для рассматриваемого дела, установлены при рассмотрении Ржаксинским районным судом Тамбовской области гражданского дела по иску Шевелевой А.А. к А.Т.В. о признании договора купли-продажи недвижимого имущества состоявшимся и аннулировании сведений в Едином государственном реестре недвижимости и отражены в судебном решении от ДД.ММ.ГГГГ, вступившем в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в рассматриваемом административном деле участвуют те же лица, т.е. преюдициальность вышеназванного решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, обязательна для лиц, поскольку они также участвовали в предыдущем процессе.

Таким образом, поскольку вступившим в законную силу решением суда установлено, имущество в виде жилого дома и земельного участка, расположенное по адресу: <адрес>, было отчуждено по договору купли-продажи квартиры и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в связи, с чем данные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела.

На основании указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что на момент начисления налоговым органом Шевелевой А.А. налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2016 год, 2017 год, 2018 год и 2019 год, последняя не являлась собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, кадастровый номер №, площадью 53,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, а так же 1/5 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, кадастровый номер №, площадью 3400 кв.м., расположенный по тому же адресу, следовательно, следовательно, и в силу ст.ст.388, 400 НК РФ, не являллась платильщиком вышеуказанных налогов за данное имущество, несмотря на аннулирование сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество о её праве собственности только ДД.ММ.ГГГГ (л.д.182-185).

Таким образом, принимая во внимание, что указанными выше объектами недвижимости Шевелева А.А. не владеет с момента их продажи по договору купли-продажи квартиры и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, начисление налоговым органом налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2016 год, 2017 год, 2018 год и 2019 год, а так же пеней за их неуплату, необоснованно, что является основанием для отказа в удовлетворении рассматриваемых административных исковых требований.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 48 НК РФ, административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Исходя из смысла указанных положений статьи 48 НК РФ, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.

В данном случае срок на подачу административного искового заявления у налогового органа сохранялся до ДД.ММ.ГГГГ, в суд административное исковое заявление поступило ДД.ММ.ГГГГ (сдано в отделение почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 56).

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что требование административного истца о взыскании с ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, пеней предъявлено налоговым органом за пределами установленного законом срока.

Согласно пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда от 11 июня 1999 года № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Налогового Кодекса Российской Федерации сроки для обращения налоговых органов в суд.

Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, т.е. не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Административный истец УФНС России по Тамбовской области обратился в суд с требованием о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и земельного налога за 2016 год, 2017 год, 2018 год и 2019 год, а так же пеней за их неуплату ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении срока обращения, предусмотренного ч.2 ст. 286 КАС РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, решается судом в зависимости от конкретных обстоятельств. Лицо, обратившееся в суд с просьбой о восстановлении пропущенного срока, должно доказать, что было лишено возможности своевременно выполнить соответствующее действие.

Указанные административным истцом в рассматриваемом иске причины пропуска шестимесячного срока для направления административного искового заявления в суд - проведение регламентных работ по запуску технических процессов по слиянию информационных баз налоговых органов Тамбовской области, в связи их реорганизацией; необходимость значительного периода времени для восстановления штатного режима функционирования информационного ресурса, содержащего сведения о наличии задолженности по уплате налогов физическими лицами; продолжительность времени для подготовки иска о взыскании задолженности, связанного с проведением подробного анализа сумм задолженности, на которую начислены пени, начиная с 2016 года, не могут быть признаны судом уважительными.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что уважительные причины пропуска административным истцом срока для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Шевелевой А.А. о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени, отсутствуют.

Доказательств, свидетельствующих об уважительности пропуска срока для обращения в суд, административным истцом не представлено.

Указанные обстоятельства, так же являются самостоятельным основанием для отказа УФНС по Тамбовской области в удовлетворении рассматриваемых административных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2016 ░░░, 2017 ░░░, 2018 ░░░, 2019 ░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2016 ░░░, 2018 ░░░, 2019 ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2017 ░░░, 2018 ░░░, 2019 ░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016 ░░░, 2017 ░░░, 2018 ░░░, 2019 ░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 355 ░░░░░░ 18 ░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 13.06.2023 ░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-92/2023 ~ М-51/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
УФНС России по Тамбовской области
Ответчики
Шевелева Анастасия Александровна
Суд
Ржаксинский районный суд Тамбовской области
Судья
Чернова Марина Викторовна
Дело на сайте суда
rzhaksinsky--tmb.sudrf.ru
28.02.2023Регистрация административного искового заявления
28.02.2023Передача материалов судье
02.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
02.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2023Судебное заседание
05.04.2023Судебное заседание
21.04.2023Судебное заседание
03.05.2023Производство по делу возобновлено
18.05.2023Судебное заседание
01.06.2023Судебное заседание
06.06.2023Судебное заседание
13.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее