Дело № 2а-2141/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июня 2024 г. г. Севастополь
Ленинский районный суд г. Севастополя в составе суда:
председательствующего судьи: Бабарика О.В.,
с участием помощника Курганской М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Царенко Александра Валерьевича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя, об оспаривании решения органа государственной власти, понуждении совершить определенные действия,
установил:
Административный истец Царенко А.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее – Департамент), в котором просил признать незаконным и отменить решение административного ответчика от 17.04.2023 №ГУ-исх-5840/24, которым отказано в предоставлении Царенко А.В. государственной услуги о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города Федерального значения Севастополя, и земельного участка, находящегося в частной собственности, расположенного по адресу: <адрес>; обязать административного ответчика утвердить схему перераспределения земельного участка площадью 538 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, приложенную к заявлению Царенко А.В. за вх.№ГУ-6121/24 от 26.03.2024
В обоснование иска указано, что основанием для отказа административного ответчика в перераспределении земель, стало то, что выявлено пересечение перераспределяемой части земельного участка со строением (сооружением) сведения о капитальности/принадлежности которого отсутствует, что в дальнейшем может привести к невозможности эксплуатации строения (сооружения) по его целевому назначению, кроме того, указано, что согласно ортофотоплану перераспределяемая часть земельного участка формируется на фактическом землепользовании земельного участка с кадастровым номером 91:03:001014:285, что, по мнению административного истца не соответствует действительности.
В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом. До начала судебного заседания от представителя административного ответчика поступило заявление о рассмотрении дела без его участия.
Суд, с учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцу Царенко А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 400 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый № (вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1).
Основанием для возникновения права собственности на земельный участок является договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (удостоверенного нотариусом <адрес> ФИО4 №) и соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности от ДД.ММ.ГГГГ.
Запись о праве собственности Царенко А.В. на данный земельный участок внесена в ЕГРН 02.06.2023 за №91:03:001014:2259-92/02/2023-1.
Административный истец 23.03.2024 через МФЦ (г. Севастополь, ул. Вокзальная, д.10, запись №01/2024/15361) обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением вх.№ГУ-6124/24 от 26.12.2024 о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города Федерального значения Севастополя, и земельного участка, находящегося в частной собственности, расположенного по адресу: <адрес>ю 538 кв.м., путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 17.04.2023 №ГУ-исх-5840/24 Царенко А.В. отказано в предоставлении государственной услуги.
Вышеуказанный отказ мотивирован тем, что в соответствии с подп.11. пункта 2.9 Административного регламента предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного приказом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 07.12.2021 №9-АР, основанием для принятия решения об отказе в предоставлении государственно услуги является: наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ. В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ), основанием для отказав утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК требований к образуемым земельным участкам, а именно: образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливаню, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные земельным кодексом и другими федеральными законами. В результате анализа предоставленной схемы выявлено пересечение перераспределяемой части образуемого земельного участка со строениями (сооружениями), сведения о капитальности/принадлежности которых отсутствуют, что в дальнейшем может привести к невозможности эксплуатации строения (сооружения) по его целевому назначению. Также согласно ортофотоплану, перераспределяемая часть полностью формируется на фактическом землепользовании земельного участка с кадастровым номером 91:03:001014:285.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункта 2 и 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагается, в том числе, схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В то же время административным ответчиком, в нарушение требований части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено доказательств, обосновывающих законность принятого им решения.
Так, административный ответчик, принимая решение об отказе в предоставлении государственной услуги административному истцу, руководствовался проведенным анализом документов, представленными заявителем, указал, что на формируемом земельном участке расположено строение (сооружение) при этом документы, свидетельствующие о капитальности и принадлежности данных сооружений отсутствуют.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства подтверждения указанных в оспариваемом отказе обстоятельств (акт выхода на местность, иное).
Таким образом, административный ответчик принял решение об отказе в предоставлении услуги без проверки и подтверждения того обстоятельства, что на земельном участке находятся объекты капитального строительства.
Вместе с тем, согласно сведениям публичной кадастровой карты, объекты недвижимости на спорном земельном участке отсутствуют.
Из заключения кадастрового инженера Челядинова К.В. следует, что геодезическим методом установлено, что граница перераспределяемого земельного участка не пересекает строения-сооружения, расположенные на смежных земельных участках.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административным ответчиком не подтверждено наличие на земельном участке объектов капитального строительства, отказ в предоставлении государственной услуги по данному основанию нельзя признать обоснованным.
Также не нашло своего подтверждения указание административного ответчика на то, что перераспределяемая часть полностью формируется на фактическом землепользовании земельного участка с кадастровым номером 91:03:001014:285.
Согласно ответу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 27.05.20224 №3250/01-02-04-15/02/24 исходя из Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополь, утвержденных Постановлением Правительства Севастополя от 29.12.2022 №730-ПП «Об утверждении Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя» применительно к части территории города во внутригородских муниципальных образований: Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского муниципальных округов и города Инкермана,,находящийся в государственной собственности земельный участок площадью 538 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, о перераспределении которого просит Царенко А.В., находится Безумов П.Б., находится в границах контура Ж-2.3/Л/К1/14 территориальной зоны смешанной индивидуальной жилой застройки Ж-2.3, согласно утвержденной Постановлением Правительством Севастополя от 23.04.2018 №248-ПП документации по планировке улично-дорожной сети и территории общественного пользования» расположен за границами красных линий улично-дорожной сети и территории общего пользования (в зоне застройки).
Согласно представленным Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя сведениям, содержащимся в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности в городе Севастополе (раздел 5 «Градостроительное зонирование» и раздел 7 «Планировка территории»), отсутствует какое либо пересечение перераспределяемой части земельного участка со смежным земельным участком с кадастровым номером 91:03:001014:285.
Представленная Царенко А.В. в департамент схема перераспределяемой части земельного участка на кадастровом плане территории изготовлена с учетом информации о местоположении границ земельных участков, сведения о которых внесены ЕГРН.
Из представленной Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя выписки из ЕГРН об объекте недвижимости, а также копий документов, помещенных в реестровое дело на указанный земельный участок, следует, что право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке 24.08.2017.
Данных о том, что в установленном законом порядке за правообладателями указанного земельного участка или иными лицами было зарегистрировано на каком-либо праве, указанном в части 3 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", перераспределяемой части земельного участка, в материалах дела не имеется, административным ответчиком не представлено доказательств нарушения прав смежных землепользователей.
Иные основания для отказа, которые могли бы быть проверены судом при рассмотрении настоящего спора, административным ответчиком не приведены.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ является незаконным и необоснованным.
С целью соблюдения и восстановления прав административного истца, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца, признании незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 17.04.2024 №ГУ-исх-5840/2024 об отказе в предоставлении государственной услуги о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города Федерального значения Севастополя, и земельного участка, находящегося в частной собственности, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Балтийская, 14в и возложении на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанности повторно рассмотреть заявление Царенко А.В. о перераспределении земель (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города Федерального значения Севастополя, и земельного участка, находящегося в частной собственности, расположенного по адресу: <адрес>.
В силу части 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Таким образом, суд также полагает необходимым возложить на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу сообщить о его исполнении, направив соответствующее уведомление в суд и Царенко А.В.
Руководствуясь статьями 175-189, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 17.04.2024 №░░-░░░-5840/2024 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ 538 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 05.07.2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░