Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-215/2022 ~ М-4/2022 от 10.01.2022

Дело №2а-№/2022

УИД 62RS0№-40

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


г. Касимов 02 марта 2022 года

Касимовский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Антиповой М.Н., с участием

представителя административного истца – помощника Касимовского межрайонного прокурора Гусевой И.А.,

представителя заинтересованного лица ГБУ РО «Касимовский ММЦ» - Фетисовой А.В.,

при секретаре Талаевой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-№/2022 по административному иску Касимовского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Макееву В.В. о прекращении действия права на управление транспортным средством,

УСТАНОВИЛ:

    Касимовский межрайонный прокурор обратился в Касимовский районный суд Рязанской области с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Макееву В.В., в котором просит признать водительское удостоверение №, выданное ДД.ММ.ГГГГ на право управления транспортными средствами категории «В, В1» административному ответчику недействительным и прекратить действие права Макеева В.В. на управление транспортными средствами по указанному водительскому удостоверению. Административное исковое заявление мотивировано тем, что в ходе проведенной прокурорской проверки на предмет соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в части соблюдения ограничения к водительской деятельности установлено, что Макееву В.В. ДД.ММ.ГГГГ года выдано водительское удостоверение № на право управления транспортным средством категории «В, В1» сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно медицинской справке, предоставленной врачом-наркологом ГБУ РО «Касимовский ММЦ», Макеев В.В.. состоит на учете в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «<данные изъяты>», ремиссия отсутствует. Указанное обстоятельство в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 №1604, Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» является противопоказанием к осуществлению деятельности, связанной с использованием источника повышенной опасности, к которым относятся также транспортные средства. В соответствии с положениями Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», прокурор просит суд удовлетворить административное исковое заявление и направить решение суда в МРЭО ГИБДД МО МВД России «Касимовский» для розыска и изъятия вышеуказанного водительского удостоверения.

Помощник Касимовского межрайонного прокурора Гусева И.А. в судебном заседании поддержала административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям, пояснив, что в настоящее время Макеев В.В., страдающий заболеванием «<данные изъяты>» и состоящий на учёте с указанным диагнозом в <данные изъяты>, в нарушение требований закона обладает правом управление транспортным средством –источником повышенной опасности, в результате чего создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни и здоровью граждан, причинению имущественного вреда, в связи с чем нарушаются права граждан на безопасное движение по дорогам Российской федерации.

Административный ответчик Макеев В.В. неоднократно извещался надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по месту его регистрации, в судебное заседание не явился, информация о времени и месте проведения судебного заседания своевременно размещалась на официальном интернет-сайте районного суда. Однако судебная корреспонденция ответчику не вручена, возвращена в адрес суда по истечению срока хранения.

Согласно информации, представленной МО МВД России «Касимовский» Макеев В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

    Представитель заинтересованного лица ГБУ РО «Касимовский ММЦ» Фетисова А.В. в судебном заседании полностью согласилась с заявленными Касимовским межрайонным прокурором требованиями.

Заинтересованное лицо РЭО ГИБДД МО МВД «России «Касимовский», извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, возражения по существу административного иска не представил.

Суд на основании ст.150 и ч.4 ст.263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав прокурора, суд считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 2 КАС РФ).

Регулируемые Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора, суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Касимовский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в связи с нарушением прав участников дорожного движения.

Частью 3 статьи 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г.Вене 08.11.1968 (с изм. от 23.09.2014) установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

Согласно ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Часть 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п.1 ст.1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В силу пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса РФ использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих.

Частями 1,2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

Согласно абзацу 9 статьи 5 указанного Федерального закона, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

В ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.

В соответствии с ч.1 ст.23 указанного Федерального закона, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании кандидатов в водители транспортных средств, водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами); внеочередном обязательном медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения; обязательных предварительных, периодических (не реже одного раза в два года), предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотрах; проведение санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; оказание медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и обучение участников дорожного движения, сотрудников экстренных оперативных служб, а также населения навыкам оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (часть 6 указанной статьи).

В пункте 1 статьи 23.1 названного закона указано, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п.7 Перечня медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 №1604 (ред. от 03.08.2019), противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе пчихиечские расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ ( код заболевания по МБК-10 ( международная классификация болезней) F10 - F16, F18, F19 до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением)

Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 №377 (ред. от 23.09.2002) "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (вместе с "Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности") утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Так, противопоказанием для управления транспортными средствами всех категорий является, в частности, эпилепсия, алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Также установлено, что больные наркоманией и токсикоманией допускаюся к управлению транспортным средством категории «В» лишь при стойкой ремиссии стойкой ремиссии в течение не менее трех лет.

Согласно ч. 2 приложения № 2 к Приказу Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н (ред. от 21.02.2020г.) "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ" диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.

Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях: наличие у пациентов с диагнозом "синдром зависимости" (код заболевания по МКБ-10): подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет; подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ; наличие у пациентов с диагнозом "употребление с вредными последствиями" (код заболевания по МКБ-10) подтвержденной стойкой ремиссии не менее года ( часть 12 указанного Приложения).

Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.

При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.

Согласно перечню медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденных Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604 (ред. от 03.08.2019), перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», лица, страдающие наркоманией не имеют права осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности. Управление транспортными средствами категории «В» возможно при заболевании наркоманией лишь при стойкой ремиссии. Ремиссией после лечения наркоманией является воздержание от приема наркотических веществ, а стойкая ремиссия – это выздоровление.

Из материалов дела следует, что Макееву В.В. ДД.ММ.ГГГГ выдано водительское удостоверение категории «В,В1» серия и номер №, со сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ.

Касимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлено, что административный ответчик с ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном учете в <данные изъяты> с диагнозом «<данные изъяты>», ремиссия отсутствует.

Согласно Международной классификации болезней МКБ-10 и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. N 420 "Об утверждении форм первичной медицинской документации для психиатрических и наркологических учреждений" хронический алкоголизм, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ имеют коды F10-F19, к которым в частности относится заболевание «<данные изъяты>».

Из справки врача <данные изъяты> Викторовой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из амбулаторной карты <данные изъяты> больного, следует, что Макеев В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, доставлялся в приемное отделение КЦРБ на медицинское освидетельствование; обнаружено: <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ на приёме у врача-<данные изъяты> для трудоустройства на железную дорогу был признан негодным и поставлен на диспансерный учет ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> с диагнозом «<данные изъяты>». С момента постановки на учёт врача-нарколога не посещал.

В соответствии с перечнем медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (коды заболеваний F10 - F16, F18, F19), являются медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством.

Таким образом, сведений о наличии у Макеева В.В. стойкой ремиссии либо снятии его с диспансерного учета, не имеется.

Поскольку Макеев В.В. имеет заболевание, наличие которого в силу действующего законодательства запрещает его допуск к управлению транспортными средствами, при этом он имеет водительское удостоверение, дающее право на управление транспортными средствами, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения его права на управление транспортными средствами.

Одновременно с этим суд приходит к выводу о необходимости объявления в установленном законом порядке в розыск и изъятия водительского удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ на имя Макеева В.В., который следует осуществить компетентным органом МО МВД России «Касимовский».

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ № ░░░░░░░░░ «░», «░1».

░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░ ░.░..

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░ :

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-215/2022 ~ М-4/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Касимовский межрайонный прокурор
Ответчики
Макеев Владимир Вячеславович
Другие
РЭГ ГИБДД МО МВД России "Касимовский"
ГБУ РО "Касимовский ММЦ"
Суд
Касимовский районный суд Рязанской области
Судья
Антипова Марина Николаевна
Дело на сайте суда
kasymovsky--riz.sudrf.ru
10.01.2022Регистрация административного искового заявления
11.01.2022Передача материалов судье
13.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
26.01.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2022Судебное заседание
02.03.2022Судебное заседание
05.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2022Дело оформлено
20.10.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее