Дело №2а-1-693/2022 года УИД: 40RS0008-01-2022-000703-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Жуковский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Юзепчук Л.Н.,
при секретаре Трофимове Д.А.,
с участием представителя административного истца Щедроткина Е.В.,
представителя административного ответчика администрации МР «Жуковский район» Шкодова П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Жуков в зале суда
01 сентября 2022 года
административное дело по административному иску Пульнева В. С. к администрации муниципального района «Жуковский район», главе администрации муниципального района «Жуковский район» Суярко А. В. о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно,
УСТАНОВИЛ:
07 июня 2022 года Пульнев В.С. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального района «Жуковский район», главе администрации муниципального района «Жуковский район» Суярко А.В. о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец указал, что 28 февраля 2022 года им в администрацию муниципального района «Жуковский район» на основании пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 137-ФЗ) было подано заявление о бесплатном предоставлении в собственность в целях ведения садоводства земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 500 кв.м. с кадастровым номером <НОМЕР ИЗЪЯТ>, расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, муниципальное образование сельского поселения <АДРЕС>, с/т «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>», участок <НОМЕР ИЗЪЯТ>. К данному заявлению была приложена выписка из протокола <НОМЕР ИЗЪЯТ> внеочередного общего собрания членов некоммерческого объединения граждан садоводческого некоммерческого товарищества «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>» от <ДАТА>, подтверждающая закрепление за ним указанного земельного участка. Однако, в марте 2022 года он получил письмо администрации муниципального района «Жуковский район» от <ДАТА> <НОМЕР ИЗЪЯТ>, согласно которому в предоставлении в собственность бесплатного вышеуказанного земельного участка отказано по причине того, что согласно списков членов с/т «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>» от <ДАТА> испрашиваемый земельный участок был распределен другому гражданину, сведения о прекращении права пользования которым у администрации МР «Жуковский район» отсутствуют. Считает отказ администрации незаконным, нарушающим положения пунктов 2.7, 2.8, 2.10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ и его право на бесплатное получение в собственность садового участка. Просил признать незаконным содержащееся в письме администрации муниципального района «Жуковский район» от <ДАТА> <НОМЕР ИЗЪЯТ> решение об отказе в предоставлении ему, Пульневу В.С., в собственность бесплатно земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 500 кв.м. с кадастровым номером <НОМЕР ИЗЪЯТ>, расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, муниципальное образование сельское поселение <АДРЕС>, с/т «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>», участок <НОМЕР ИЗЪЯТ>.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены некоммерческое объединение граждан садоводческое некоммерческое товарищество «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>», Управление Росреестра по Калужской области.
В судебное заседание административный истец Пульнев В.С. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Щедроткин Е.В. исковые требования поддержал, суду дал объяснения аналогичные, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что отказывая Пульневу В.С. в предоставлении земельного участка административные ответчики указали, что испрашиваемый земельный участок был ранее распределен другому гражданину на основании списков членов с/т «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>» от <ДАТА>. Однако список членов с/т «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>» не является правоустанавливающим документом и не подтверждает право постоянного (бессрочного) пользования землей. Указанная в списке членов СНТ от 1992 года Гоншенкова А.П. никогда земельным участком не пользовалась, членские взносы не платила. Доказательств наличия решения уполномоченного органа о предоставлении Гоншенковой А.П. земельного участка <НОМЕР ИЗЪЯТ> административными ответчиками не представлено. Административный истец является членом СНТ «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>» с 2010 года. Земельный участок <НОМЕР ИЗЪЯТ> был предоставлен Пульневу В.С. на основании решения общего собрания членов СНТ «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>», которое никем не оспорено, недействительным не признано.
Представитель административного ответчика администрации муниципального района «Жуковский район» Шкодов П.В. в судебном заседании административные исковые требования не признал. Пояснил, что решение об отказе в предоставлении административному истцу земельного участка было принято в связи с тем, что согласно списку членов с/т «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>» от 1992 года испрашиваемый Пульневым В.С. земельный участок был закреплен за Гоншенковой А.П., а также в связи с отсутствием сведений о прекращении права пользования Гоншенковой А.П. данным земельным участком.
Представители заинтересованных лиц некоммерческого объединения граждан садоводческого некоммерческого товарищества «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>», Управления Росреестра по Калужской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения представителя административного истца и представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно частям 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из системного толкования положений статьи 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия решений, действий (бездействия) закону и нарушение этим прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Срок обращения с настоящим административным иском административным истцом не пропущен.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что решением Исполнительного комитета Жуковского районного Совета народных депутатов Калужской области № 445 от 16 декабря 1987 года на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 31 декабря 1986 года №1821 Дорожно-передвижной механизированной колонне передан земельный участок общей площадью 22,9 га.
Решением Исполнительного комитета Жуковского районного Совета народных депутатов Калужской области № 317 от 22 августа 1988 года утвержден план садоводческого товарищества «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>» при Жуковской дорожно-передвижной механизированной колонне на площади 22,9 га, предоставленной распоряжением Совета Министров РСФСР от 31 декабря 1986 года.
Согласно списку членов садоводческого товарищества «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>» Жуковского района Калужской области от <ДАТА>, земельный участок <НОМЕР ИЗЪЯТ> закреплен за Гоншенковой А.П.
Административный истец Пульнев В.С. является членом НОГ СНТ «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>», что подтверждается выпиской из протокола <НОМЕР ИЗЪЯТ> общего собрания членов НОГ СНТ «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>» от <ДАТА>.
Согласно пп. 11 п. 62 Устава НОГ СНТ «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>», к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества (собрания уполномоченных) относится вопрос о распределении между членами товарищества земельных участков в соответствии с планом организации и застройки территории товарищества.
Из списка членов некоммерческого объединения граждан садоводческого некоммерческого товарищества «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>» от <ДАТА> следует, что за административным истцом Пульневым В.С. закреплен земельный участок <НОМЕР ИЗЪЯТ> площадью 500 кв.м., расположенный в с/т «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>». Факт закрепления за Пульневым В.С. земельного участка <НОМЕР ИЗЪЯТ> в с/т «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>» также подтверждается выпиской из протокола <НОМЕР ИЗЪЯТ> внеочередного общего собрания членов некоммерческого объединения граждан садоводческого некоммерческого товарищества «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>».
<ДАТА> административный истец обратился в администрацию муниципального района «Жуковский район» с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность, приложив выписку из указанного протокола.
Решением администрации, содержащимся в письме от 11 марта 2022 года № 04-10/1252, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на пункт 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ». В обоснование отказа органом местного самоуправления указано, что по информации, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Калужской области, испрашиваемый земельный участок был ранее распределен другому гражданину на основании списков членов с/т «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>» от <ДАТА>. Сведения о том, что право пользования указанного гражданина было прекращено в установленном законом порядке, отсутствуют.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца с заявлением о предоставлении земельного участка) до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В случае, если земельный участок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, относится к имуществу общего пользования, указанный земельный участок до 1 марта 2022 года предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.
В случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа. В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя); сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (пункт 2.8).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность или в аренду указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении (пункт 2.10).
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит установление членства лица в товариществе, нахождение испрашиваемого в собственность участка в границах земельного участка, предоставленного товариществу либо иной организации, при которой образовано товарищество, до дня вступления в силу Федерального закона № 137-ФЗ. Заявитель должен доказать, что испрашиваемый земельный участок распределен ему, как члену товарищества, по решению общего собрания членов товарищества о распределении земельных участков между членами указанного товарищества либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном товариществе документа, является свободным от прав третьих лиц.
Из материалов дела видно, что садоводческое товарищество «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>» создано до <ДАТА>. Пульнев В.С. является членом НОГ СНТ «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>». Внеочередным общим собранием членов товарищества, состоявшимся <ДАТА>, испрашиваемый земельный участок закреплен за административным истцом.
Изначально спорный земельный участок был закреплен за Гоншенковой А.П. на основании списка членов товарищества на <ДАТА>, что явилось основанием для отказа административному истцу в удовлетворении его заявления. Вместе с тем, Гоншенкова А.П. исключена из членов товарищества, что следует из списка членов товарищества на <ДАТА>.
Список членов садоводческого товарищества «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>» от <ДАТА> содержит сведения о фамилии и инициалах лица, которому был распределен земельный участок <НОМЕР ИЗЪЯТ>, иных сведений об указанном лице не имеется.
Из ответа Отдела ЗАГС администрации МР «Жуковский район» Калужской области от <ДАТА> на запрос суда следует, что во ФГИС «ЕГР ЗАГС» не найдены записи актов о смерти, о рождении, о перемене имени Гоншенковой А.П.
Как следует из адресной справки ОВМ ОМВД России по Жуковскому району Калужской области, Гоншенкова А.П. по учетам не значится.
Согласно справке архивного отдела администрации МР «Жуковский район» от <ДАТА>, в архивном фонде ООО «Жуковский дорожник» (ранее Жуковская ДСПМК), в приказах по личному составу и в ведомостях по начислению заработной платы за 1992-1997 года сведения на Гоншенкову А.П. не обнаружены.
Кроме того, список членов садоводческого товарищества «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>» от <ДАТА> не содержит сведений о том, на каком конкретно праве пользования за Гоншенковой А.П. был закреплен спорный земельный участок. Доказательств того, что Гоншенкова А.П. обращалась в соответствующие органы для оформления в собственность земельного участка на основании пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предпринимала действия по получению свидетельства о праве собственности на спорный земельный участок, являясь членом товарищества «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>» пользовалась спорным земельным участком, оплачивала членские взносы, суду не представлено.
Как следует из сведений межмуниципального отдела по <АДРЕС> и Жуковскому району Управления Росреестра по Калужской области от <ДАТА> о приватизированных и неприватизированных земельных участках в с/т «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>, земельный участок <НОМЕР ИЗЪЯТ> в с/т «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>» приватизированным не значится.
С учетом установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств суд приходит к выводу, что спорный земельный участок на момент его распределения общим собранием членов товарищества «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>» административному истцу был свободен от прав третьих лиц, в связи с чем, оснований для отказа в предоставлении административному истцу земельного участка, изложенных в письме администрации МР «Жуковский район» от <ДАТА> <НОМЕР ИЗЪЯТ>, не имелось.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ <░░░░> <░░░░░ ░░░░░> ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 500 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░/░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░