Дело 2 -783/2023
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2023 года <адрес>
<адрес>
Партизанский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Савельевой Н. П.,
при секретаре Карповой Ю. В.,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> Токовой П. Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних лиц к администрации <адрес> сельского поселения, администрации <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившееся в не постановке на баланс детских игровых площадок, расположенных в <адрес>,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд с иском к ответчику, в котором просил признать незаконным бездействие администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района, выразившееся в не постановке на баланс детских игровых площадок, расположенных по адресу: <адрес>; возложить обязанность на администрацию <адрес> муниципального округа в порядке правопреемства за администрацией <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального округа поставить на баланс детские игровые площадки, расположенные по адресу: <адрес>, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства, связанная с принятием дополнительных мер, направленных на обеспечение безопасности при эксплуатации спортивно-игровой инфраструктуры. В ходе ранее проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году на территории <адрес> сельского поселения в <адрес> имеются <данные изъяты> бесхозяйные детские площадки по адресу: <адрес>), состоящая из 4 элементов и по <адрес>, состоящая из 7 элементов, которые в ходе проведенной выездной проверки в мае ДД.ММ.ГГГГ года также находились по ранее упомянутым адресам.
Администрацией <адрес> сельского поселения меры по признанию детских площадок бесхозными и постановки их в реестр муниципальной собственности с ДД.ММ.ГГГГ. до настоящего времени не приняты. Тогда как в адрес главы <адрес> сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, однако мер принятых к устранению нарушений до настоящего времени не предпринято.
Детские площадки расположенные в <адрес> сельском поселении по адресам: <адрес> в реестре муниципального имущества не числятся, муниципальной собственностью не являются.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Токовая Е. П. поддержала уточненные требования, настаивала на их удовлетворении по доводам изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации <адрес> муниципального района <адрес> Антишко Р. К. в судебном заседании с иском не согласился, при этом пояснил, что в случае, если суд придет к выводу об удовлетворении требований, просил увеличить срок исполнения решения суда.
Представитель ответчика администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 67.1 Конституции Российской Федерации государство создает условия, способствующие физическому развитию детей.
Положениями ч. 1 ст. 4 и ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры: по принятию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления, по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления, по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления, по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей, по созданию условий для организации воспитания детей в организациях отдыха детей и их оздоровления.
Кроме того, ч. 1 ст. 7 и ч. 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. В том числе, каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии с п.п. 12 и 15 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится создание условий для организации досуга и обеспечение жителей поселений услугами организации культуры, а также создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
На основании п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Детские игровые площадки с размещенным на них оборудованием относятся к движимому имуществу, в связи с чем, вопрос о их принадлежности, подлежит разрешению, в том числе в порядке статьи 226 ГК РФ.
В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
В соответствии с приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
При этом, на основании п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что прокурором <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства, связанная с принятием дополнительных мер, направленных на обеспечение безопасности при эксплуатации спортивно-игровой инфраструктуры. В ходе ранее проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году на территории <адрес> сельского поселения в <адрес> имеются <данные изъяты> бесхозяйные детские площадки по адресу: <адрес>), состоящая из <данные изъяты> элементов и по <адрес>, состоящая из <данные изъяты> элементов, которые в ходе проведенной выездной проверки в ДД.ММ.ГГГГ года также находились по ранее упомянутым адресам.
ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере муниципальной собственности, охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, которое администрацией <адрес> сельского поселения рассмотрено, однако мер принятых к устранению нарушений до настоящего времени не предпринято.
Детские площадки расположенные в <адрес> сельском поселении по адресам: <адрес> в реестре муниципального имущества не числятся, муниципальной собственностью не являются.
В целях обеспечения безопасности детей и надлежащего технического состояния оборудования должно осуществляться техническое обслуживание детской площадки. Отсутствие надлежащим образом оформленных прав на детские игровые площадки не позволяет администрации <адрес> сельского поселения осуществлять полномочия и обязанности по отношению к вышеуказанным объектам, владеть, пользоваться, предусматривать и расходовать бюджетные средства на содержание площадок.
Детские площадки относятся к объектам местного значения, расположенные в границах территории <адрес> муниципального района, затрагивают интересы неопределенного круга лиц, а также используются несовершеннолетними детьми.
Частью 1 статьи 130 Конституции РФ предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В силу части 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами.
Непринятие мер администрацией <адрес> сельского поселения для принятия в собственность бесхозяйного имущества - детских игровых площадок, может повлечь в дальнейшем их разрушение, что может привести к травматизму, создает угрозу жизни и здоровья несовершеннолетних.
С учетом изложенного, суд, приходит к выводу о том, что вышеназванные детские площадки с размещенным на них оборудованием необходимо было поставить на баланс администрации <адрес> сельского поселения <адрес>, что привело к незаконному бездействию данного муниципального образования.
В соответствии с законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ"О <адрес> муниципальном округе <адрес>" сельские поселения, входящие в состав <адрес> муниципального района <адрес>, преобразованы путем их объединения в новое муниципальное образование - <адрес> муниципальный округ <адрес>.
Решение Думы <адрес> муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ № принят устав <адрес> муниципального округа, который зарегистрирован в Министерстве юстиции <адрес>, в связи с чем, устав сельских поселений упразднены, полномочия переданы администрации <адрес> муниципального округа.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений на администрацию <адрес> муниципального округа.
Доводы представителя административного ответчика о невозможности исполнить решение суда в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу судом принимаются, как обоснованные, суд, полагает возможным увеличить срок исполнения решения суда до 6 месяцев.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░