Дело №2а-136/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 сентября 2022 года с.Тиличики Олюторского района
Камчатского края
Олюторский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Белоусовой Е.В.,
при помощнике судьи Сивак А.В.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю к Трунцовой Лилии Вячеславовне о взыскании штрафа по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, недоимки по транспортному налогу и пени, восстановлении срока на подачу административного иска,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (далее по тексту – Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Трунцовой Лилии Вячеславовне о взыскании штрафа по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 9 000 руб., пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 0,01 руб., недоимки по транспортному налогу в размере 2 640 руб., пени по транспортному налогу в размере 152,32 руб. Административный истец просит суд восстановить срок на подачу административного иска на основании своевременно выставленных ответчику требований об уплате налогов и сборов, а также по причине обязанности налогоплательщика оплачивать налоги в установленные законом сроки.
В обоснование иска административный истец указал, что, осуществляя контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, Управление установило факт неуплаты административным ответчиком штрафа по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 9 000 руб., пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 0,01 руб., транспортного налога в размере 2 640 руб., пени по транспортному налогу в размере 152,32 руб. В связи с неуплатой транспортного налога и ЕНВД в установленный срок административному ответчику в соответствии со ст.75 НК РФ была начислена пеня. В соответствии со ст.ст.69, 70 НК РФ ответчику Управлением выставлены требования об уплате налога, пени, штрафа, которые ответчиком в добровольном порядке не исполнены. Административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности. Определением мирового судьи от 01.03.2022 отказано в выдаче судебного приказа по причине пропуска срока на обращение в суд, в связи с чем административный истец просит восстановить пропущенный процессуальный срок для обращения в суд с административным иском и взыскать с ответчика указанную выше задолженность.
Административный истец о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявлений, ходатайств об отложении дела не представил.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном законом порядке. Направленная по месту регистрации административного ответчика повестка возвращена в суд с отметкой об истечении срока хранения.
В силу разъяснений содержащихся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлено лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ).
При таких обстоятельствах суд полагает, что все меры к извещению административного ответчика были предприняты, в связи с чем считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд признает необязательным личное участие представителя административного истца и административного ответчика в судебном заседании, поскольку они заблаговременно были извещены о дате и времени рассмотрения административного дела.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Такая же обязанность установлена ст.23 НК РФ.
Пунктом 1 ст.356 НК РФ определено, что транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории Камчатского края транспортный налог установлен и введен в действие Законом Камчатского края от 22 ноября 2007 года №689 «О транспортном налоге в Камчатском крае», ст.4 которого установлены налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.
В силу п.1 ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
При этом налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст.397 НК РФ).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Руководствуясь пунктом 6 статьи 80 Кодекса налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 1 ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в виде взыскания штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
В силу абз.13 п.2 ст.11 НК РФ недоимка – сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Согласно п.2 ст.69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.
Пунктом 8 ст.69 установлено, что правила, предусмотренные статьей 69 НК РФ, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 НК РФ, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
В соответствии с п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Статьей 75 НК РФ установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Статьей 286 (часть 2) КАС РФ также установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Судом установлено, что Трунцова Л.В. являлась собственником транспортных средств: марки «SUBARU LEGACY» и «TOYOTA PLATZ» в период с 2014 по 2015, и «НИССАН ВИНГРОУД» в период с 2018 по 2019 - и, являясь плательщиком транспортного налога, не исполняла обязанность по уплате транспортного налога в установленный законом срок.
Из выписки из ЕГРИП следует, что Трунцова Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель прекратил деятельность.
Административный ответчик несвоевременно представила декларации по ЕНВД за № Решениями №№, № от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик привлечена к ответственности за совершение налоговых правонарушений, назначено наказание в виде штрафа по каждому в размере 1000 руб., в общей сумме 9000 руб., начислены пени в размере 0,01 руб., которые она в установленный срок также не оплатила.
Сведений об оплате транспортного налога, указанных штрафов административным ответчиком материалы дела не содержат.
В соответствии со ст.69 НК РФ налогоплательщику выставлены и направлены требования об уплате налогов, взносов, пени, штрафов.
Как следует из представленного налоговым органом требования № от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у Трунцовой Л.В. имеется недоимка по оплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц, ЕНВД, страховых взносов на ОПС и ОМС, пене. Исходя из указанного в данном требовании сроке его исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ, установленный п.2 ст.48 НК РФ срок для обращения административного истца в суд с административным иском истек 13.05.2020.
Как следует из представленного налоговым органом требования № от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у Трунцовой Л.В. имеется недоимка по оплате транспортного налога, пене. Исходя из указанного в данном требовании сроке его исполнения – до 30.11.2021, установленный п.2 ст.48 НК РФ срок для обращения административного истца в суд с административным иском истек 30.05.2022.
Как следует из представленных налоговым органом требований №, 2769, 2770, 2771, 2773, 2774, 2775, 2776, 2778 от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за Трунцовой Л.В. имеется недоимка по оплате штрафов. Исходя из указанных в данных требованиях сроков их исполнения – до 22.06.2018 года, установленный п.2 ст.48 НК РФ срок для обращения административного истца в суд с административным иском истек 22.12.2018.
Управление, ходатайствуя о восстановлении срока подачи административного искового заявления, не указывает причину пропуска срока, ссылаясь на своевременность выставленного ответчику требования об уплате налогов и сборов, а также обязанность налогоплательщика оплачивать налоги в установленные законом сроки.
Разрешая ходатайство о восстановлении срока подачи административного искового заявления, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что первоначально заявление о вынесении судебного приказа направлено мировому судье судебного участка № Олюторского судебного района Камчатского края посредством почтовой связи 09.02.2022 года.
Определением от 01.03.2022 в принятии заявления Управления о вынесении судебного приказа в части взыскания с Трунцовой Л.В. пени по недоимке по ЕНВД в размере 0,01 руб. и штрафа в размере 9000 руб. – отказано в связи с пропуском установленного срока.
Определением от 01.03.2022 заявление Управления о вынесении судебного приказа в части взыскания с Трунцовой Л.В. недоимки по транспортному налогу в размере 2640 руб. и пени в размере 152,32 руб. – возвращено для устранения недостатков.
Доказательств обжалования указанных определений в материалы дела не представлено, а потому суд приходит к выводу, что с данными определениями административный истец согласился.
Административное исковое заявление с ходатайством о восстановлении срока подано в Олюторский районный суд Камчатского края почтовой связью 04.08.2022.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №9 от 11 июня 1998 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Согласно п.2 ст.48 НК РФ и ч.2 ст.286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании налога может быть восстановлен судом.
Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного статьей 62 КАС РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в п.2 постановления от 17 марта 2009 года №5-П указал, что согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц. В качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, выступает система мер налогового контроля, каковым в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном данным Кодексом (пункт 1 статьи 82). Налоговые органы, в свою очередь, составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов (пункт 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1 и 2 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»).
В пункте 3 Определения №381-О-П от 8 февраля 2007 года Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года №5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», для лиц, участвующих в деле, к уважительным причинам пропуска указанного срока, в частности, могут быть отнесены: обстоятельства, связанные с личностью гражданина, подающего апелляционную жалобу (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, осуществление ухода за членом семьи и т.п.); получение лицом, не присутствовавшим в судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, копии решения суда по истечении срока обжалования или когда времени, оставшегося до истечения этого срока, явно недостаточно для ознакомления с материалами дела и составления мотивированных жалобы, представления; не разъяснение судом первой инстанции в нарушение требований статьи 174, пункта 5 части 6 статьи 180, пункта 7 части 1 статьи 199 КАС РФ порядка и срока обжалования судебного акта; несоблюдение судом установленного статьей 177 КАС РФ срока, на который может быть отложено составление мотивированного решения суда, или установленного статьей 182 Кодекса срока выдачи и направления копии решения суда лицам, участвующим в деле, другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно подготовить и подать мотивированную жалобу (например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части).
Таким образом, под уважительными причинами должны пониматься любые причины, которые действительно или с большой долей вероятности могли повлиять на возможность лица совершить соответствующее процессуальное действие.
Срок, установленный для обращения в суд на основании п.2 ст.48 НК РФ, истек 22.12.2018, 13.05.2020, 30.05.2022.
Причин пропуска срока административный истец не указывает.
Таким образом, суд приходит к выводу, что доводы административного истца о необходимости восстановления процессуального срока обращения в суд не находят своего подтверждения.
При таких обстоятельствах ходатайство административного истца о восстановлении указанного срока не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение в суд административным истцом не представлено, в связи с чем законные основания для восстановления срока подачи административного искового заявления у суда отсутствуют. Также судом учитывается и то, что истец является юридическим лицом, имеющим в своем распоряжении значительное число сотрудников, в том числе обладающих юридическим образованием.
В соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, учитывая, что административным истцом пропущен без уважительной причины срок для обращения в суд с административным исковым заявлением, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░