УИД 78RS0011-01-2023-000854-63
Дело № 2а-1520/23 24 апреля 2023 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Кузовкиной Т.В.
при секретаре Рудиковой К.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Жилищному комитету Правительства Санкт-Петербурга о признании решения об отказе в предоставлении социальной выплаты незаконным, обязании произвести выплату,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Жилищному комитету Санкт-Петербурга, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты, взыскании судебных расходов, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ он состоит на учете граждан нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, ДД.ММ.ГГГГ он заключил с ФИО6 договор долевого участия в строительстве в целях приобретения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, для оплаты которой были использованы денежные средства, предоставленные ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 на основании кредитного договора № №, погашенного за счет кредитного договора, заключенного с ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ. Также истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ подал в ФИО9 заявление на участие в целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» о получении государственного содействия в форме социальной выплаты на оплату части стоимости приобретенного жилого помещения, а также другие необходимые документы, однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Жилищный Комитет Правительства Санкт – Петербурга отказал ему в предоставлении субсидии, поскольку обязательства по погашению кредита исполнены, поданный им действующий кредитный договор не является договором ипотечного кредитования, тогда как оказание государственного содействия в виде предоставления социальной выплаты на оплату основного долга и процентов по договорам рефинансирования кредитных обязательств не предусмотрено условиями Программы, со ссылкой на положения Закона Санкт-Петербурга от 26.10.2001 года №707-90 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» и постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.12.2007 года №1541 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» о том, что социальная выплата может быть использована участниками программы на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, направленным на приобретение жилого помещения на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Полагая отказ Жилищного комитета в оказании содействия в форме предоставления социальной выплаты неправомерным, поскольку ни указанный Закон, ни постановление не содержит указания на то, что участники Программы обретают право на государственное содействие, только если жилое помещение приобретено за счет кредитных средств, последующее погашение которых предусмотрено посредством направления социальной выплаты кредитору и согласуется с целями Программы, направлено на ее правильную реализацию и не противоречит интересам государства. Истец просил признать незаконным решение Жилищного комитета и возложить на Жилищный комитет обязанность принять решение о предоставлении социальной выплаты в рамках целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге, взыскать понесенные судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме <данные изъяты>. и почтовых услуг в размере <данные изъяты>.
Истец в судебное заседание явился, иск поддержал, просил удовлетворить исковые требования.
Ответчик в лице представителя в судебное заседание явился, иск не признал, возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований о предоставлении мер социальной поддержки.
Третье лицо ФИО10 в лице представителя в судебное заседание явился, о возражениях не сообщил.
Суд, выслушав объяснения сторон, третьего лица, изучив материалы дела, полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Компетенция и полномочия Жилищного комитета определены в Положении о Жилищном комитете, утвержденном Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 №175.
Пунктом 3.3.21 данного Положения к полномочиям Жилищного комитета Санкт-Петербурга относится предоставление в установленном порядке субсидии (социальные выплаты) для приобретения или строительства жилых помещений за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и средств федерального бюджета гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Пунктом 1 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга «О жилищной политике Санкт-Петербурга» от 05.05.2006 № 221-32, установлено, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий и имеющим возможность улучшения жилищных условий с использованием собственных денежных средств, содействие Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий может оказываться в рамках целевых программ Санкт-Петербурга по основаниям, предусмотренным законами Санкт-Петербурга о соответствующих целевых программах Санкт-Петербурга.
Законом Санкт-Петербурга от 26.10.2001 №707-90 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» утверждена целевая программа Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге».
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.12.2007 №1541 (в редакции от 12.10.2018) «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» утверждены порядок и условия оказания государственного содействия гражданам в рамках реализации целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» (далее – Положение).
Судом установлено, что ФИО2 состоял на учете граждан нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ в Администрации Центрального района Санкт-Петербурга.
ДД.ММ.ГГГГ с использование денежных средств, предоставленных ФИО11 на основании кредитного договора № № ДД.ММ.ГГГГ он заключил с ФИО12 договор долевого участия в строительстве в целях приобретения квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.68-86). Исполнение обязательств заемщика по кредитному договору обеспечивалось залогом приобретаемой в счет кредитных средств квартиры,ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано обременение и была произведена государственная регистрация договора купли-продажи (л.д. 84).
Кредитные обязательства истца по указанному кредитному договору были исполнены полностью за счет кредитных денежных средств, полученных на основании договора с ФИО13 (л.д.33-47,87,145).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 подал в ФИО14 заявление на участие в целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» о получении государственного содействия в форме социальной выплаты на оплату части стоимости приобретенного жилого помещения, а также другие необходимые документы, в том числе договор долевого участия в строительстве, кредитный договор, договор ипотеки (л.д.157).
ДД.ММ.ГГГГ в ответ на обращение истца Жилищный комитет Санкт-Петербурга разъяснил невозможность оказания государственного содействия в виде предоставления социальной выплаты в рамках программы, в связи с погашением кредитного договора, за счет которого приобреталась квартира (л.д.21).
Согласно п.1.4 Положения о порядке и условиях оказания государственного содействия гражданам в рамках реализации целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» Жилищный комитет в установленном действующим законодательством порядке заключает с оператором Программы договор, предусматривающий прием заявлений граждан и документов, необходимых для принятия решения о предоставлении социальных выплат в рамках Программы, в том числе в случаях подачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных услуг или в электронной форме, формирование в отношении каждого заявителя учетного дела, подготовку проектов решений о предоставлении социальных выплат и расчета размера социальных выплат, информирование заявителей о принятом Жилищным комитетом решении о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты, формирование списка граждан - участников Программы, которым планируется предоставление социальных выплат в пределах средств бюджета Санкт-Петербурга, предусмотренных на финансирование Программы, консультирование граждан по вопросам предоставления социальных выплат и расчета их размера.
Пункт 3.2. указанного Положения предусматривает, что Оператор программы принимает от граждан и рассматривает документы, указанные в пункте 3.1 настоящего Положения (далее - документы заявителей); разъясняет заявителю условия и порядок участия в Программе; осуществляет учет заявителей в качестве участников Программы в порядке, установленном Жилищным комитетом; ежегодно в течение 15 рабочих дней после вступления в силу закона Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий год исходя из данных учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, наличия первоочередного права на участие в программе, объемов финансирования, предусмотренных бюджетом Санкт-Петербурга на очередной финансовый год на финансирование Программы, и заявлений граждан об оказании содействия формирует сводные списки граждан на предоставление социальных выплат (далее в настоящем разделе - Сводные списки) и направляет их для утверждения в Жилищный комитет.
В соответствии с пунктом 3.6. данного Положения вопрос о предоставлении заявителю социальной выплаты рассматривается Жилищным комитетом.
Оператором программы является ФИО15, который уполномочен принимать решения о признании или непризнании заявителя участником программы, вопрос о предоставлении заявителю социальной выплаты рассматривается Жилищным комитетом Санкт-Петербурга.
Согласно пункта 3 Целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» в рамках Программы под участниками Программы понимаются: одинокие граждане, являющиеся заемщиками по кредитному договору, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; супруг, супруга, являющиеся заемщиками (созаемщиками) по кредитному договору, а также их несовершеннолетние дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; неполные семьи, в которых один из членов семьи является заемщиком по кредитному договору, а также его несовершеннолетние дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Данный перечень является исчерпывающим.
Истец отвечает требованиям предъявляемым к участникам программы, является заемщиком по кредитному договору, признан в установленном порядке нуждающимся в оказании содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Основанием для отказа в признании истца участником Программы явилось, что к моменту обращения за получением выплаты был полностью погашен кредит, полученный для приобретения жилья, при этом, ответчиком не было принято во внимание, что погашение этого кредита истец произвел за счет средств, полученных на основании другого кредитного договора, а именно, кредитного договора и договора ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО17 по условиям которого прямо предусмотрено, что кредит предоставляется для погашения кредита с ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного для оплаты приобретаемого по договору долевого участия в строительстве жилья. Помимо условий договора ипотеки, указывающих на целевое назначение предоставляемых денежных средств для погашения (рефинансирования) кредита, полученного истцом для приобретения жилого помещения, факт использования кредитных средств для исполнения обязательства перед ФИО18, подтверждается справкой о размерах остатка основного долга и задолженности по выплате процентов, а также совпадением суммы остатка задолженности по кредитному договору с ФИО20 в размере <данные изъяты>. на дату заключения кредитного договора и договора ипотеки с ФИО19 и суммы предоставленного по данному договору кредита в размере <данные изъяты>. (л.д.10,39-47,161).
Суд не принимает во внимание довод ответчика о том, что истец утратил право на получение социальной выплаты, обращаясь с просьбой о погашении за счет бюджетных средств кредита, предоставленного для рефинансирования, не являющегося договором ипотечного жилищного кредитования и не соответствующего требованиям и условиям Программы. Суд считает юридически значимым, что целью заключения нового кредитного договора, денежные средства по которому направлены исключительно на досрочное погашение основного долга по первоначальному кредитному договору, являлось уменьшение финансовой нагрузки по уплате процентов по кредиту; договор заключен под залог объекта недвижимости - приобретенной по договору долевого участия с использованием кредитных средств, то есть по своей правовой природе договор рефинансирования является ипотечным кредитом. В действующем законодательстве отсутствуют правила исключении из числа участников Программы лиц, заключивших договоры рефинансирования для погашения ипотечных жилищных кредитов.
При таком положении истец не может быть ограничен в праве на получение социальной выплаты, в связи с чем требование об обязании ответчика произвести выплату подлежит удовлетворению.
Отказ ответчика в предоставлении социальной выплаты истцу противоречит основным целям Программы и ставит его в неравное положение с другими участниками Программы, которые имеют действующий кредитный договор, заключенный для приобретения жилья, что недопустимо в соответствии со статьей 6 Конституции Российской Федерации.
В то же время законодательство не содержит правовых предписаний, регламентирующих сложившиеся правоотношения, и не относит рассматриваемый способ приобретения жилья с использованием заемных средств (с помощью договора о рефинансировании) к числу оснований для применения данного вида социальной помощи, в силу чего решение ответчика об отказе в предоставлении мер социальной поддержки истцу при отсутствии соответствующего положения в правовых регламентах не может быть признано незаконным, в связи с чем в данной части требования иска не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь положениями ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ –