Дело № 2а-1489/2022
УИД 21RS0023-01-2022-001101-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 июня 2022 года г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Филипповой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Тимофеевой Д.Н.,
с участием административного истца Заморжева А.В.,
представителя административного ответчика - должностного лица прокуратуры Чувашской Республики Юркина Ю.П., представителя заинтересованного лица – прокуратуры Чувашской Республики Овчинниковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Заморжева ФИО6 к должностному лицу прокуратуры Чувашской Республики Юркину Ю.П. о признании незаконным ответа от дата.,
У С Т А Н О В И Л:
Заморжев А.В. обратился в суд с административным иском к должностному лицу прокуратуры Чувашской Республики Юркину Ю.П. о признании незаконным ответа от дата.
Административные исковые требования мотивированы тем, что административный истец дата обратился в адрес Прокуратуры Чувашской Республики с обращением по поводу нарушения его прав, предусмотренных ст.150 ГК РФ, ст.49, ст.23 ч.1 Конституции РФ, также в своем обращении административный истец просил принять меры реагирования по нарушению его прав.
На его обращение должностным лицом – начальником уголовно-судебного управления Прокуратуры Чувашской Республики Юркиным Ю.П. дан ответ от дата. -----. Данный ответ административный истец считает незаконным.
Так, в своем письме должностное лицо Юркин Ю.П. ссылается на ранее проведенные проверки по аналогичным обращениям административного истца, полноценную проверку на его обращение от дата. не проводит. Должностное лицо Юркин Ю.П. не имел права ссылаться на ранее проведенные проверки, нарушив тем самым Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденную приказом Генерального прокурора РФ от дата. -----.
Административный ответчик в своем письме указывает, что информация о рассмотрении уголовного дела в отношении Заморжева А.В., размещённая на сайте ------., соответствует действительности и является достоверной информацией, что подтверждено вступившим в законную силу приговором Верховного Суда Чувашской Республики от дата
Информация о рассмотрении в отношении административного истца в дата. уголовного дела была незаконно распространена Прокуратурой ЧР, так как именно Прокуратура ЧР предоставила данную информацию в ЗАО «Издательский дом Комсомольская правда – Татарстан» для размещения на их сайте ------
Размещение на указанном сайте информации о рассмотрении в отношении административного истца уголовного дела нарушило его право на неприкосновенность частной жизни, личную ------, нарушило его право на защиту чести и доброго имени. На день размещения данной информации в отношении него ещё не был вынесен обвинительный приговор от дата.
Также Прокуратура ЧР разместила информацию о слушании в отношении административного истца уголовного дела ----- на официальном сайте Прокуратуры ЧР дата., не смотря на то, что данное судебное разбирательство проходило на основании п.3 ч.2 ст. 241 УПК РФ.
В своем ответе на его обращение должностное лицо Юркин Ю.П. о фактах распространения пресс-службой Прокуратуры ЧР на своем сайте информации по закрытому судебному слушанию уголовного дела -----. Оформив обжалуемый ответ начальник уголовно-судебного управления Юркин Ю.П. осуществил незаконное действие и также проявил незаконное бездействие.
На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным ответ начальника уголовно - судебного управления прокуратуры Чувашской Республики Юркина Ю.П. от дата. ----- на обращение административного истца от дата.
Административный истец Заморжев А.В. в ходе судебного заседания поддержал заявленный административный иск по основаниям, изложенным в иске, и обстоятельства, изложенные в иске, вновь привел суду.
Административный ответчик - начальник уголовно - судебного управления прокуратуры Чувашской Республики Юркин Ю.П. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. Его интересы и интересы заинтересованного лица – прокуратуры Чувашской Республики в ходе судебного заседания представляла представитель Овчинникова Н.А., которая не признала заявленные административные исковые требования. Суду пояснила, что обжалуемый ответ должностного лица Прокуратуры ЧР является законным и не нарушает права и законные интересы административного истца. Статья 5 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закрепляет принцип недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным. На основании изложенного просила суд отказать в удовлетворении заявленного административного искового требования.
Представители заинтересованных лиц ФКУ ИК-3 УФСИН России по ЧР, АО «ИД «Комсомольская правда», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
С учётом мнения лиц, участвующих в деле, дело рассмотрено при имеющейся явке.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришёл к следующему выводу.
В силу пункта 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 218 ч.1 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что административный истец дата обратился в адрес Прокуратуры Чувашской Республики с обращением по поводу нарушения его прав, предусмотренных ст.150 ГК РФ, ст.49, ст.23 ч.1 Конституции РФ, указав, что в дата году в средствах массовой информации – на сайте ------. ЗАО «Издательский дом Комсомольская правда – Татарстан» и на сайте Прокуратуры ЧР незаконно были размещены сведения о рассмотрении в отношении административного истца уголовного дела. Данная информация была размещена по инициативе Прокуратуры ЧР.
На обращение административного истца должностным лицом – начальником уголовно-судебного управления Прокуратуры Чувашской Республики Юркиным Ю.П. дан ответ от дата. -----. В ответе указано: «Обращение административного истца о необходимости защиты его прав в связи с размещением в средствах массовой информации сведений о рассмотренном в отношении него уголовного дела прокуратурой республики рассмотрено. Доводы обращения о распространении сведений, порочащих честь и достоинство по результатам рассмотрения Верховным Судом Чувашской Республики уголовного дела ранее были предметом проверки прокуратуры республики, о чем Заморжеву А.В. давались мотивированные ответы, в том числе и.о. прокурора Чувашской Республики от дата с разъяснением дальнейшего порядка обжалования. Информация о рассмотрении уголовного дела в отношении Заморжева А.В., размещенная на сайте ------ дата., соответствует действительности и является достоверной, что подтверждается вступившим в законную силу приговором Верховного Суда Чувашской Республики от дата, в связи с чем она не может быть отнесена к той информации, распространение которой не допускается в силу ст. 24 Конституции Российской Федерации. Вопреки доводам заявителя участие прокурора по данной категории дел в силу требований статьи 45 ГПК РФ не предусмотрено, что не лишает Заморжева А.В. права в самостоятельном порядке обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов. При таких обстоятельствах оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и их должностным лицам, в государственные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно ст. 5 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Частью 3 ст. 8 названного закона определено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ст. 9 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Из положений ч. 1 ст. 10 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» следует, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1 ст. 12 Закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 (далее - Закон о прокуратуре), в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (часть 1).
Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 2).
Порядок рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений в органах прокуратуры регулируется Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от дата -----.
Частью 1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ и пунктом 5.1 Инструкции установлено, что письменное обращение граждан, должностных и иных лиц рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - 15 дней. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
В отношении обращения административного истца от дата., поступившего в прокуратуру ЧР дата., вышеуказанный порядок соблюден.
Несогласие административного истца с ответом должностного лица на его обращение само по себе не является основанием для признания решений, действий (бездействия) должностных лиц прокуратуры незаконными.
В ходе судебного разбирательства нарушения прав и законных интересов административного истца судом не установлено; доводы административного истца, указывающие на обратное, не нашли своего подтверждения.
Суд считает необходимым отметить, что выбор конкретных мер прокурорского реагирования, в том случае, если имеются к тому основания, равно как и отказ в применении этих мер, относится к усмотрению органов прокуратуры, оценка которого не входит в компетенцию суда. В противном случае, это означало бы лишение органов прокуратуры самостоятельности в решении подведомственных им вопросов согласно положениям ФЗ "О прокуратуре в РФ".
Несогласие с содержанием ответа на жалобу не свидетельствует о нарушении прав при рассмотрении обращения.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного административного искового требования.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░7 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░. ----- ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 8 ░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░