Судебный акт #1 (Решение) по делу № 03а-15/2024 ~ 03-2/2024 от 18.01.2024

                                                                                                Дело 03а-15/2024

                                                                  УИД 53OS0000-01-2024-000009-64

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 февраля 2024 года                                                            Великий Новгород

Новгородский областной суд в составе

председательствующего судьи Комаровской Е.И.,

при секретаре Кульш Д.В.,

с    участием представителя административного ответчика Правительства Новгородской области Поморжанского-Авдеева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гогуадзе <...> к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области, Правительству Новгородской области, Администрации Великого Новгорода об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

у с т а н о в и л:

Гогуадзе Г.Т. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области, Правительству Новгородской области, Администрации Великого Новгорода об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, указав, что является собственником объекта недвижимости (нежилого помещения) с кадастровым номером <...>, общей площадью 763 кв.м, расположенного по адресу: <...> Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 18 октября 2013 года составляет 28 210 933,10 руб., что значительно выше его рыночной стоимости 16 072 000 руб., определенной отчетом оценщика №556/2023 от 18 ноября 2023 года. Поскольку установленная кадастровая стоимость нежилого помещения значительно превышает его рыночную стоимость и влияет на размер налога на имущество, уплачиваемого Гогуадзе Г.Т., административный истец просит установить кадастровую стоимость нежилого помещения в размере рыночной. Одновременно просит восстановить срок обращения в суд, установленный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен филиал ППК «Роскадастр» в Новгородской области.

Согласно заявления Гогуадзе Г.Т., поступившего в Новгородский областной суд 13 февраля 2024 года, административный истец заявленные им требования поддержал в полном объеме, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области, Правительством Новгородской области, филиалом ППК «Роскадастр» в Новгородской области представлены письменные отзывы на административное исковое заявление, согласно которым вопрос об обоснованности заявленных Гогуадзе Г.Т. требований отнесли к усмотрению суда, не оспаривали право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в представленном им отчете об оценке.

Административный истец Гогуадзе Г.Т., представители административных ответчиков Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области, Администрации Великого Новгорода, представители заинтересованных лиц Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области, филиала ППК «Роскадастр» в Новгородской области, ООО «МАДЖЕСТИ+», ООО «Феникс Центр», ООО «Феникс Инвест», ОАО «ФАРМАЦИЯ», заинтересованные лица Жданов И.А., Яковлева Т.В., в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в соответствии с частью 4 статьи 247 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав объяснения представителя Правительства Новгородской области Поморжанского-Авдеева А.А., не возражавшего против удовлетворения заявленных административным истцом требований, исследовав письменные материалы административного дела, суд считает административное исковое заявление Гогуадзе Г.Т., предъявленное к Правительству Новгородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В судебном заседании из объяснений представителя административного истца и письменных материалов дела установлено, что Гогуадзе Г.Т. является собственником объекта недвижимости (нежилого помещения) с кадастровым номером <...>, общей площадью 763 кв.м, расположенного по адресу: <...>

В соответствии со статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость.

Изложенное свидетельствует о том, что результаты определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости затрагивают права и обязанности Гогуадзе Г.Т., поскольку принадлежащий ему объект недвижимости является объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц, исчисляемому от налоговой базы, определяемой как кадастровая стоимость.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, абзацем 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ), является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона; под рыночной стоимостью объекта оценки для целей настоящего Закона понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.

Кадастровый учет объектов недвижимости до 01 января 2017 года осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», частью 5 статьи 4 и пунктом 11 части 2 статьи 7 которого было предусмотрено, что органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов в государственный кадастр недвижимости вносились, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

С 01 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ).

В силу положений части 1 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в числе прочих, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ).

В соответствии с абзацем 5 пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ.

    Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) объект недвижимости с кадастровым номером <...> поставлен на государственный кадастровый учет 18 октября 2013 года.

    Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...> по состоянию на 18 октября 2013 года определена в размере 28 210 933,10 руб. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 36973,7 руб./кв.м, утвержденного Постановлением Администрации Новгородской области от 27 декабря 2012 года № 883 «Об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости объектов недвижимости», опубликованным в газете «Новгородские ведомости» от 17 января 2013 года № 2 (4033) (Акт №17-05/14-51368/1 от 12 декабря 2014 года).

В соответствии с частью 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В судебном заседании установлено, что оспариваемые административным истцом результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 12 декабря 2014 года.

В суд с настоящим административным иском Гогуадзе Г.Т. обратился 27 декабря 2023 года, то есть с пропуском установленного частью 3 статьи 245 КАС РФ срока.

В тоже время, как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28), пропуск установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявления, если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Кроме того, в соответствии с абзацем вторым пункта 14 данного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

В судебном заседании установлено, что постановлением Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области от 27 ноября 2023 года №28 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, расположенных на территории Новгородской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости всех объектов капитального строительства, расположенных на территории Новгородской области, в том числе объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, применяемые с 01 января 2024 года.

Вместе с тем, принимая во внимание, что на момент обращения Гогуадзе Г.Т. в суд с настоящим административным исковым заявлением новые результаты государственной кадастровой оценки объекта недвижимости в Новгородской области хотя и были утверждены, но начинают применяется с января 2024 года, а также то, что Гогуадзе Г.Т. не утратил право на подачу налоговой декларации с уточнением налога на имущество физических лиц за соответствующие налоговые периоды, суд считает возможным восстановить Гогуадзе Г.Т. срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Как следует из отчета об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 18 ноября 2023 года № 556/2023, выполненного оценщиком ООО «Квадро Эксперт», рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...> по состоянию на 18 октября 2013 года составляет 16 072 000 руб.

Выводы оценщика в отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости лицами, участвующими в деле, не оспаривались, признавать их неправильными либо необоснованными у суда оснований также не имеется, поскольку отчет составлен специалистом, имеющим соответствующие квалификацию и опыт работы, соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, так как содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости указанных выше объектов недвижимости, в отчетах приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости объектов недвижимости, содержащиеся сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости, проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии кадастровой стоимости названного объекта недвижимости его рыночной стоимости, чем нарушаются права Гогуадзе Г.Т., суд приходит к выводу об обоснованности заявленных им требований, а потому кадастровая стоимость вышеназванного объекта недвижимости подлежит установлению в размере его рыночной, определенной вышеназванным отчетом.

При этом последствием удовлетворения требований об установлении судом кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной будет являться внесение Учреждением такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в ЕГРН.

    Датой подачи Гогуадзе Г.Т. заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости следует считать дату обращения в суд 27 декабря 2023 года.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона №237-ФЗ, пункту 7 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 административным ответчиком по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является государственный орган или орган местного самоуправления, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Как установлено в судебном заседании, органом, утвердившим результаты кадастровой стоимости в отношении спорного объекта недвижимости, является Правительство Новгородской области.

Частью статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пунктом 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года №457 установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости.

В связи с этим требования, предъявленные Гогуадзе Г.Т. к данным административным ответчикам, следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом в удовлетворении требований Гогуадзе Г.Т. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, предъявленных к Администрации Великого Новгорода, следует отказать, поскольку указанный орган не утверждал результаты кадастровой оценки в отношении спорного объекта недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <...> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <...>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <...>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ 16 072 000 ░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ <...> ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <...> ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ – 27 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <...>.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <...> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 01 ░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                  ░.░. ░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

03а-15/2024 ~ 03-2/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гогуадзе Гаиоз Тенгизович
Ответчики
Правительство Новгородской область
Министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области
Администрация Великого Новгорода
Управление Росреестра по Новгородской области
Другие
ООО "МАДЖЕСТИ+"
ООО "Феникс Центр"
Яковлева Татьяна Владимировна
Жданов Игорь Александрович
ОАО "Феникс Инвест"
ОАО "ФАРМАЦИЯ"
Амирханов Артур Игоревич
Белов Роман Сергеевич
Филиал "ППК Роскадастр" по Новгородской области
Суд
Новгородский областной суд
Судья
Комаровская Елена Ивановна
Дело на сайте суда
oblsud--nvg.sudrf.ru
18.01.2024Регистрация административного искового заявления
18.01.2024Передача материалов судье
19.01.2024Решение вопроса о принятии к производству
19.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2024Судебное заседание
19.02.2024Судебное заседание
01.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.04.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее