Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1366/2022 ~ М-471/2022 от 24.02.2022

Дело № 2а-1366/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 мая 2022 года     г. Кстово

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Колясовой К.А., при секретаре Щербаковой М.Е., с участием представителя административного истца Брюзгиной М.С., представителя административного ответчика Антроповой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Киселева Н. Р. к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным постановления администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области (номер обезличен) от (дата обезличена) «об отказе в признании садового дома по адресу: (адрес обезличен) жилым домом», обязании администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области повторно рассмотреть заявление Киселева Н. Р. от (дата обезличена) о признании садового дома с кадастровым номером: (номер обезличен), расположенного по адресу: (адрес обезличен) жилым домом,

УСТАНОВИЛ:

Киселев Н.Р. в лице своего представителя Брюзгиной М.С. обратился в суд с настоящим административным иском, в обоснование которого указывает следующее.

Истцу на праве собственности принадлежит двухэтажный дачный дом, общей площадью 158,9 кв.м. кадастровый (номер обезличен), расположенный по адресу; (адрес обезличен)

Вышеуказанное здание расположено на земельном участке площадью 497 кв.м., кадастровый (номер обезличен), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для садоводства.

(дата обезличена) истец обратился в администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области с заявлением о переводе садового дома в жилое здание.

(дата обезличена) администрацией Кстовского муниципального района было вынесено постановление (номер обезличен) «Об отказе в признании садового дома по адресу: (адрес обезличен), жилым домом».

Согласно заключению (номер обезличен) от 22.12.2021г. об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании садового дома жилым домом, истцу было отказано. По мнению межведомственной комиссии, в соответствии с пп. «д» п.61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым, утвержденного Постановлением Правительства РФ от (дата обезличена) (номер обезличен), размещение жилого дома на земельном участке виды разрешенного использования, которого, установленные в соответствии с законодательствам РФ, не предусматривают такого размещения.

С данным отказом истец не согласен, поскольку видом разрешенного использования земельного участка, принадлежащего истцу является «ведение садоводства», который согласно классификатору, утвержденному приказом Минэкономразвития России от (дата обезличена) (номер обезличен), предусматривает размещения жилого дома на указанном земельном участке.

В административном иске просит признать незаконным постановление администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области (номер обезличен) от (дата обезличена) «об отказе в признании садового дома по адресу: (адрес обезличен) жилым домом», и обязать администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области повторно рассмотреть заявление Киселева Н. Р. от (дата обезличена) о признании садового дома с кадастровым номером: (номер обезличен), расположенного по адресу: (адрес обезличен) на земельном участке с кадастровым номером: (номер обезличен) жилым домом.

Административный истец в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежаще, обеспечил явку своего представителя в суд.

В судебном заседании представитель административного истца на административном иске настаивала.

Представитель административного ответчика - администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области возражала против удовлетворения административного иска по доводам возражений, приобщенных к делу.

Заинтересованное лицо - Министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области направили отзыв на административный иск, а котором указывают, что в соответствии с Генеральным планом сельского поселения «Большемокринский сельсовет» Кстовского муниципального района Нижегородской области, утвержденным решением сельского Совета Большемокрииского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от (дата обезличена) (номер обезличен), земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен) расположен в функциональной зоне «Территория садоводческих дачных объединений». В соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Большемокринский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области, утвержденными решением сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от (дата обезличена) (номер обезличен), земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен) расположен в территориальной зоне СХ-2 — «Зона сельскохозяйственного назначения». Градостроительным регламентом территориальной зоны СХ-2 предусмотрены основные виды разрешенного использования земельных участков: «Ведение огородничества» (код 13.1), «Ведение садоводства» (13.2), «Ведение дачного хозяйства» (код 13.3). Согласно Правилам, описание видов разрешенного использования земельных участков «Ведение огородничества» (код 13.1), «Ведение садоводства» (13.2) не подразумевает размещение жилых домов. Также указали, что градостроительным регламентом территориальной зоны СХ-2 установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, согласно которым минимальный отступ от других границ земельного участка до стен зданий, строений, сооружений должен составлять не менее 3 м. Согласно данным публичной кадастровой карты (http://roscadastr.com/) объект капитального строительства с кадастровым номером (номер обезличен) расположен с нарушениями минимальных отступов от границ земельных участков.

Иные участвующие в деле лица в судебном заседании участия не принимали, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежаще.

Суд находит возможным рассмотрение дела при данной явке.

Суд, выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.1,5,6,7 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено и материалами дела подтверждается следующее.

Киселев Н.Р. является собственником двухэтажного дачного дома, общей площадью 158,9 кв.м. кадастровый (номер обезличен), расположенного по адресу: (адрес обезличен), что подтверждается выписками из ЕГРН.

Вышеуказанное здание расположено на земельном участке площадью 497 кв.м., кадастровый (номер обезличен), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для садоводства.

Согласно экспертному заключению «О признании объекта завершенного строительства индивидуальным жилым домом, по техническому обследованию здания на предмет соответствия выполненного строительства установленным требованиям строительных норм и правил», выполненному Проектной мастерской «Технологии Строительства» от (дата обезличена), объект капительного строительства, расположенный по адресу: РФ, (адрес обезличен), кадастровый номер земельного участка (номер обезличен), может быть рекомендован к использованию в качестве индивидуального жилого дома в любое время года. Основные конструктивные элементы, несущие и ограждающие конструкции здания индивидуального жилого дома находятся в пригодном для нормальной эксплуатации состоянии. Техническое решения, принятые при строительстве здания, соответствуют установленным требованиям строительных норм и правил, действующим на территории Российской Федерации. Исследуемый объект соответствует требованиям градостроительных, санитарно-гигиенических, противопожарных норм и правил. На данном объекте размещен необходимым состав помещения, он имеет полное инженерное обеспечение, что соответствует требованиям, предъявляемым к жилым зданиям, и является достаточным для нормальных условий проживания и эксплуатации. Здание индивидуального жилого дома пригодно для постоянного проживания в любое время года.

(дата обезличена) истец обратился в администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области с заявлением о переводе садового дома в жилое здание.

(дата обезличена) администрацией Кстовского муниципального района в соответствии с подпунктом «д» п. 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением правительства РФ от 28.01.2006г. (номер обезличен), было вынесено постановление (номер обезличен) «Об отказе в признании садового дома по адресу: (адрес обезличен), жилым домом», поскольку размещение жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения.

Суд полагает обжалуемое постановление законным по следующим основаниям.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 7 Постановления от 02 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что судам надлежит иметь в виду, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами (ч.ч.3,4 ст. 15 ЖК РФ).

В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным доля проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47.

Из изложенного следует, что решение вопроса о признании помещения жилым помещением действующее законодательство относит к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

01.01.2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 г. №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в ч. 3 ст. 23 которого закреплено, что садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2018 г. №1653 были внесены изменения в постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. №47, а именно: данное постановление было дополнено разделом VI Порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Согласно п. 55 указанного постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47, садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом.

Согласно ч. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований и целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).

В силу п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Подпунктом 2 пункта 1 ст. 40 ЗК РФ установлено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (пп.8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 7 ЗК РФ, земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса.

Земли, указанные в п. 1 ст. 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Пунктом 2 ст. 85 ЗК РФ определено, что Правилами землепользования и застройки устанавливаются градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно пункту 3 указанной статьи установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В соответствии с частями 2 и 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно части 3 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, то есть в порядке, определенном разделом VI Положения. Порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом определяется главой VI Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 (далее - Положение).

Пунктом 55 Постановления Правительства от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» установлено, что садовый дом признается жилым домом и жилой дом – садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом.

В силу пункта 56 Положения для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом собственник садового дома или жилого дома (заявитель) представляет в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг:

а) заявление о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом, в котором указываются кадастровый номер садового дома или жилого дома и кадастровый номер земельного участка, на котором расположен садовый дом или жилой дом, почтовый адрес заявителя или адрес электронной почты заявителя, а также способ получения решения уполномоченного органа местного самоуправления и иных предусмотренных настоящим Положением документов (почтовое отправление с уведомлением о вручении, электронная почта, получение лично в многофункциональном центре, получение лично в уполномоченном органе местного самоуправления);

б) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, содержащую сведения о зарегистрированных правах заявителя на садовый дом или жилой дом, либо правоустанавливающий документ на жилой дом или садовый дом в случае, если право собственности заявителя на садовый дом или жилой дом не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, или нотариально заверенную копию такого документа;

в) заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", выданное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в случае признания садового дома жилым домом);

г) в случае, если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц, - нотариально удостоверенное согласие указанных лиц на признание садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом.

Решение о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом либо об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных документов, указанных в пункте 56 настоящего Положения, уполномоченным органом местного самоуправления не позднее чем через 45 календарных дней со дня подачи заявления (пункт 56 Положения).

В соответствии с пунктом 61 Положения решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в следующих случаях: непредставление заявителем документов, предусмотренных подпунктами "а" и (или) "в" пункта 56 Положения (подпункт "а" пункта 61); поступление в уполномоченный орган местного самоуправления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о зарегистрированном праве собственности на садовый дом или жилой дом лица, не являющегося заявителем (подпункт "б" пункта 61); поступление в уполномоченный орган местного самоуправления уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом, если правоустанавливающий документ, предусмотренный подпунктом "б" пункта 56 настоящего Положения, или нотариально заверенная копия такого документа не были представлены заявителем. Отказ в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом по указанному основанию допускается в случае, если уполномоченный орган местного самоуправления после получения уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом уведомил заявителя указанным в заявлении способом о получении такого уведомления, предложил заявителю представить правоустанавливающий документ, предусмотренный подпунктом "б" пункта 56 настоящего Положения, или нотариально заверенную копию такого документа и не получил от заявителя такой документ или такую копию в течение 15 календарных дней со дня направления уведомления о представлении правоустанавливающего документа (подпункт "в" пункта 61); непредставление заявителем документа, предусмотренного подпунктом "г" пункта 56 настоящего Положения, в случае если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц (подпункт "г" пункта 61); размещение садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения (подпункт "д" пункта 61); использование жилого дома заявителем или иным лицом в качестве места постоянного проживания (при рассмотрении заявления о признании жилого дома садовым домом) (подпункт "е" пункта 61).

Исходя из требований пункта 62 Положения решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на соответствующие положения, предусмотренные пунктом 61 Положения.

Таким образом, в соответствии с п. «д» п. 61 Положения, решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в случае, в том числе, размещения садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения.

Порядок установления видов разрешенного использования земельного участка определен Градостроительным кодексом РФ, согласно которому виды разрешенного использования указываются в градостроительном регламенте, являющемся одной из составляющих Правил землепользования и застройки.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 ГрК РФ, Правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, градостроительные регламенты.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 6 ст. 30 ГрК РФ).

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 36 ГрК РФ).

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч. 3 ст. 30 ГРК РФ).

В ч. 2,3 ст. 37 ГрК РФ указано, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно частям 2 и 3 ст. 23 Федерального закона от 29.07.2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства. Садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством РФ.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органом местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 8 ст. 1, ч. 2 ст. 30 ГрК РФ).

Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника (пользователя) земельного участка по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции, размещения находящихся на таком земельном участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента, а конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством Правилами землепользования и застройки.

В данном конкретном случае, в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения «Большемокринский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области», утвержденными решением сельского Совета Большемокринского сельсовета от (дата обезличена) (номер обезличен), земельный участок административного истца расположен в границах территориальной зоны СХ-2 - зона сельскохозяйственного назначения. Земельный участок, принадлежащий Киселеву Н.Р., имеет вид разрешенного использования «для садоводства».

Вид разрешенного использования участка «для садоводства» предусматривает «Осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение дачного дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений».

Размещение жилого дома согласно данному виду разрешенного использования не предусмотрено.

При этом доводы административного истца основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Так, в силу действующего законодательства, жилой дачный дом не предназначен для раздела на квартиры, пригодный для отдыха и проживания, высотой не выше трех надземных этажей; индивидуальный жилой дом – дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей.

Соответственно, ключевым различием является возможность постоянного проживания.

Следовательно, жилой дачный дом, не предусмотренный для постоянного проживания, не является индивидуальным жилым домом.

Таким образом, применительно к спорным правоотношениям в рамках настоящего дела, наличие такого вида разрешенного использования земельного участка как для садоводства с размещением жилого дачного дома не свидетельствует о возможности размещения на нем жилого дома.

В данном случае земельный участок заявителя находится в территориальной зоне СХ-2 – зона сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования земельного участка не изменен.

Доводы представителя административного истца, основанные на п.2.1 и п. 13.2 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков (утв. Приказом Росреестра от 10.11.2020 г. № П/0412) не могут быть приняты судом о внимание, поскольку в силу ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 8 ст. 1, ч. 2 ст. 30 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки должны соответствовать генеральному плану поселения, поскольку в силу части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития определенных генеральным планом поселения, а также планируемых изменений границ земель различных категорий.

На основании изложенного, виды разрешенного использования земельного участка административного истца установлены в соответствии с нормами действующего законодательства, закреплены в Правилах землепользования и застройки, обязательных для применения как администрацией Кстовского муниципального района, так и административным истцом, и не предусматривают размещения жилого дома.

Правила землепользования и застройки, Генеральный план сельсовета обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, также должностными лицами, осуществляющими и контролирующими градостроительную деятельность на территории сельского поселения, являются действующими, никем не оспорены, а, значит, обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.

При принятии решения, суд исходит из того, что размещение жилого дома не предусмотрено видом разрешенного использования земельного участка.

При таких обстоятельствах, нарушение прав административного истца путем издания постановления администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области от (дата обезличена) (номер обезличен) об отказе в признании садового дома жилым домом, не допущено.

При таких обстоятельствах администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области не имела законных оснований для признания садового дома, расположенного по адресу: (адрес обезличен), жилым.

При принятии решения, суд исходит из того, что размещение жилого дома не предусмотрено видом разрешенного использования земельного участка.

С учетом изложенного выше, доводы административного истца суд не принимает во внимание как не основанные на законе и материалах дела.

Равным образом, с учетом вышеприведенных правовых норм, суд не принимает во внимание заключение «О признании объекта завершенного строительства индивидуальным жилым домом, по техническому обследованию здания на предмет соответствия выполненного строительства установленным требованиям строительных норм и правил», выполненному Проектной мастерской «Технологии Строительства» от 23.11.2021, как не имеющее, с учетом изложенного выше, правового значения по настоящему делу.

При установленных обстоятельствах и с учетом вышеприведенных правовых норм, оспариваемое заявителем постановление является законным и обоснованным, не противоречит действующему законодательству, вынесено в установленный законом срок, на основании действующих нормативных правовых актов, уполномоченным лицом, в установленном законом порядке, при этом несогласие административного истца с постановлением не свидетельствует о его незаконности, либо о нарушении прав и свобод административного истца.

В силу вышеизложенного, доводы административного истца и его представителя, изложенные в иске, а также приведенные в суде, отклоняются судом как несостоятельные, поскольку опровергаются материалами дела, основаны на субъективном толковании действующего законодательства, и не свидетельствуют о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Напротив, доводы представителя ответчика суд находит заслуживающими внимания, поскольку они приведены в соответствии с положениями действующего законодательства, подтверждаются материалами дела.

Из положений статьи 227 КАС РФ следует, что для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

В связи с изложенным выше, и с учетом положений ст. 227 КАС РФ, административные исковые требования заявителя к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным постановления администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области (номер обезличен) от (дата обезличена) «об отказе в признании садового дома по адресу: (адрес обезличен) жилым домом», удовлетворению не подлежат.

Соответственно, не имеется правовых оснований для удовлетворения производных от первоначальных требований административных истцов о возложении на администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области обязанности устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления Киселева Н. Р. от (дата обезличена) о признании садового дома с кадастровым номером", (номер обезличен), расположенного по адресу: (адрес обезличен) на земельном участке с кадастровым номером: (номер обезличен) жилым домом.

Доказательств, которые бы давали суду основания для иных выводов, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах и на основании вышеприведенных правовых норм, по результатам анализа доводов сторон и имеющихся в деле доказательств в их совокупности, правовых оснований для удовлетворения требований административного истца, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░ (░░░░ ░░░░░░░░░░) «░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░; (░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ (░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░", (░░░░░ ░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: (░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1366/2022 ~ М-471/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Киселев Никита Романович
Ответчики
Администрация Кстовского муниципального района
Другие
Министерство градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области
КУМИ Кстовского муниципального района
ПАО "Сбербанк"
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области
Брюзгина Маргарита Сергеевна
Правительство Нижегородской области
Сельский совет Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области
администрация Большемокринского сельсовета
Суд
Кстовский городской суд Нижегородской области
Судья
Колясова Камилла Ахтямовна
Дело на сайте суда
kstovsky--nnov.sudrf.ru
24.02.2022Регистрация административного искового заявления
24.02.2022Передача материалов судье
25.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
25.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2022Подготовка дела (собеседование)
23.03.2022Рассмотрение дела начато с начала
23.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.04.2022Судебное заседание
25.05.2022Судебное заседание
22.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее