УИД 63RS0031-01-2023-007194-49
номер производства 2а-749/2024
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Тольятти, Самарская область, 10 января 2024 года
ул.Белорусская, 16
Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Ахтемировой Ю.С.,
при секретаре Анашкиной Л.А.,
с участием заинтересованного лица Струкова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-749/2024 по административному исковому заявлению Чарушина Антона Викторовича к судебному приставу-исполнителю ОСП Центрального района г.Тольятти Филимонову А.В., врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Центрального района г. Тольятти Багровой М.Е., ГУФССП России по Самарской области о признании незаконным бездействия должностных лиц службы судебных приставов,
установил:
Чарушин А.В. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Тольятти Филимонова А.В., выразившееся в не непринятии мер по совершению исполнительных действий по передаче на реализацию заложенного недвижимого имущества должника в рамках исполнительного производства № 88185/23/63030.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Центрального района г. Тольятти Багрова М.Е., в качестве заинтересованных лиц: судебные приставы-исполнители ОСП Центрального района г. Тольятти: Гуляренко С.С., Евдокимов Н.С.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в ОСП Центрального района г. Тольятти на исполнение предъявлен исполнительный документ ФС № 031397884 от 05.12.2022, выданный Обским городским судом Новосибирской области по делу № 2-600/2022 от 21.10.2022, которым утверждено мировое соглашение между Чарушиным А.В. и Струковым А.Н. Исполнительный документ выдан для принудительного исполнения условий мирового соглашения – взыскания денежных средств и обращения взыскания на заложенное недвижимое имущество (квартиру). Исполнительный лист получен ОСП 30.01.2023. 31.03.2023, то есть с нарушением сроков, предусмотренных ч. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», было возбуждено исполнительное производство № 88185/23/63030-ИП. До настоящего времени никаких исполнительных действий по исполнительному производству не проводится, недвижимое имущество должника, на которое обращено взыскание судом, для проведения торгов не передано. Бездействие судебного пристава-исполнителя было обжаловано в порядке подчиненности. 23.03.2023 направлена жалоба начальнику ОСП Центрального района г. Тольятти (получена 28.03.2023). 26.05.2023 направлена жалоба в ГУФССП России по Самарской области, которая была перенаправлена для дачи ответа в ОСП Центрального района г. Тольятти. 28.07.2023 направлена жалоба в ФССП России, которая была перенаправлена для ответа в ГУ ФССП России по Самарской области, однако ответа на жалобы заявителем получены не были.
Административный истец Чарушин А.В. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заинтересованное лицо Струков А.Н. в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержал, указав на несогласие с оценкой его имущества, выполненной судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства.
Административные ответчики: ГУФССП России по Самарской области, врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Центрального района г. Тольятти Багрова М.Е., судебный пристав-исполнитель ОСП Центрального района г. Тольятти Филимонов А.В., заинтересованные лица: судебные приставы-исполнители ОСП Центрального района г. Тольятти: Гуляренко С.С., Евдокимов Н.С. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
Принимая во внимание требования части 6 ст.226 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания суда в соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ размещена на официальном сайте Центрального районного суда гор.Тольятти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Изучив материалы дела, выслушав заинтересованное лицо, суд считает административное исковое заявление необоснованным и неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 КАС РФ, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 121 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления Федеральной службы судебных приставов, а также постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В пункте 1 ст. 128 Федерального закона «Об исполнительном производстве» указано, что постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 8 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Пунктом 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными (п.п.2, 3 ст. 227 КАС РФ).
В статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» к принципам, на основании которых осуществляется исполнительное производство, отнесены законность, своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
На основании части 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в числе других, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с частью 7 статьи 30 Закона об исполнительном производстве заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
Согласно части 8 статьи 30 названного закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Судом установлено, что 31 марта 2023 судебным приставом-исполнителем ОСП Центрального района г. Тольятти Гуляренко С.С. было возбуждено исполнительное производство № 88185/23/63030-ИП, на основании исполнительного документа – ФС № 031397884 от 05.12.2022, выданного Обским городским судом по делу № 2-600/2022, вступившему в законную силу 21.10.2022, в отношении должника Струкова А.Н. в пользу взыскателя Чарушина А.В.
Предметом исполнения является: мировое соглашение, заключенное между Чарушиным А.В. в лице представителя Чарушиной Ю.В. и Струковым А.Н. в лице Козлова А.А. на следующих условиях, указанных в исполнительном листе. Обращение взыскания на предмет залога - квартиру, расположенную по адресу: г. Тольятти, <адрес>, кадастровый номер №
Постановлением от 02.11.2023 в постановление о возбуждении исполнительного производства от 31.03.2023 внесены изменения, значение суммы долга Струкова А.Н. составляет 1 096 285 руб.
Пунктом 2.1 ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия лицам, участвующим в исполнительном производстве, информационные системы которых подключены к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, обеспечивающими фиксирование фактов получения, неполучения либо отказа в получении указанного постановления.
Во исполнение требований п.17 ст. 30 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве», постановление о возбуждении направлено сторонам исполнительного производства, должнику для исполнения, взыскателю для сведения и получено последним через личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», что административным истцом не оспаривается.
В силу положений ст.ст. 64,68 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель совершает исполнительные действия, направленные для создания условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Конкретный исчерпывающий перечень мер принудительного исполнения в законе не содержится, исполнительные действия совершаются, меры принудительного применяются по усмотрению судебного пристава-исполнителя, а также по заявлению взыскателя.
Как установлено судом и следует из представленных материалов, в рамках исполнительного производства должностными лицами ОСП Центрального района г. Тольятти проведены следующие исполнительные действия:
в соответствии со ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», 24.07.2023 в отношении должника Струкова А.Н. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора за неисполнение требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения.
02.11.2023 судебным приставом-исполнителем Филимоновым А.В. в рамках исполнительного производства № 88185/23/63030-ИП вынесено постановление о наложении ареста на имущество, принадлежащее должнику Струкову А.Н. – квартиру, расположенную по адресу г. Тольятти, <адрес>. Постановление направлено взыскателю и должнику для сведения через личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Акт о наложении ареста (описи имущества) от 02.11.2023 составлен в соответствии с положениями ст. 80 ФЗ «Об исполнительном производстве: в присутствии двух понятых. Указаны описание имущества и его представительная оценка – 1300000 руб., режим ответственного хранения: с правом беспрепятственного пользования, ответственный хранитель: Струков А.Н. и место хранения: г. Тольятти, <адрес>
20.11.2023 судебным приставом-исполнителем Филимоновым А.В. вынесено постановление об оценке имущества должника, общая стоимость имущества (квартиры) без учета НДС указана в размере 1 300 000 руб.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются представленными суду документами по исполнительному производству № 88185/23/63030-ИП.
Положениями ч. 3 ст. 85 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества, судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки имущества.
Таким образом, должник Струков А.Н. в случае несогласия с оценкой принадлежащего ему имущества, произведенной судебным приставом- исполнителем, вправе ходатайствовать о проведении данной оценки с привлечением оценщика.
Как установлено судом, вышеуказанный исполнительный документ поступил в ОСП Центрального района г. Тольятти 30.01.2023 (направлен 23.01.2023 ШПИ 63000477041567 согласно представленной истцом почтовой квитанции). Исполнительное производство возбуждено 31.03.2023.
Между тем, судом не установлено каких-либо нарушения прав административного истца, вызванных нарушением срока возбуждения исполнительного производства, поскольку поступивший в службу судебных приставов исполнительный документ был передан судебному приставу-исполнителю, на основании которого возбуждено исполнительное производство и в настоящее время совершаются предусмотренные законом исполнительные действия, направленные на исполнение исполнительного документа.
Из административного искового заявления следует, что в рамках исполнительного производства заявителем были направлены три жалобы на бездействие должностных лиц ОСП Центрального района г. Тольятти в порядке подчиненности, однако ответы на жалобы получены не были, но указанные доводы административного истца не нашли своего подтверждения.
В части 1 статьи 50 Федерального закона «Об исполнительном производстве» изложено, что стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, при этом у судебного пристава-исполнителя отсутствует предусмотренная законом обязанность сообщать взыскателю обо всех произведенных исполнительных действиях и примененных мерах принудительного исполнения в рамках конкретного исполнительного производства в письменном виде.
Как следует из положений частей 1, 2 статьи 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве», заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными указанным Законом.
Кроме того, данный вопрос также регулируется положениями Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденных ФССП России 11 апреля 2014 года №15-9 (далее - Методические рекомендации).
В силу пункта 2.1 Методических рекомендаций заявления (ходатайства) лиц, участвующих в исполнительном производстве, не позднее дня, следующего за днем поступления в подразделение судебных приставов, регистрируются в системе электронного документооборота.
Однако согласно абзацу второму того же пункта не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств), в том числе содержащие ссылку на статью 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве»: обращения лиц, участвующих в исполнительном производстве, с требованиями сообщить о ходе исполнительного производства. Также не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств) обращения, в которых отсутствуют конкретные требования о совершении исполнительных действий или применении мер принудительного исполнения.
В части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» указано, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
28.03.2023 (ШПИ 63097979399555) в ОСП Центрального района гор.Тольятти поступила жалоба Чарушина А.В., что подтверждается отчетом об отслеживании отправления.
Исходя из системного толкования положений статьи 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве», Методических рекомендаций, жалоба Чарушина А.В. была рассмотрена в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в предусмотренные сроки и 14.04.2023 в адрес заявителя был направлен ответ. Факт направления ответа надлежащим образом подтвержден представленным суду списком почтовых отправлений со штампом Почты России о принятии от 27.04.2023.
05.06.2023 в ОСП Центрального района гор.Тольятти поступила жалоба Чарушина А.В., переадресованная из ГУФССП России по Самарской области, которая была рассмотрена в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в предусмотренные сроки и 21.06.2023 в адрес заявителя был направлен ответ. Факт направления ответа надлежащим образом подтвержден представленным суду списком почтовых отправлений со штампом Почты России о принятии от 21.06.2023.
06.09.2023 в ОСП Центрального района гор.Тольятти поступила жалоба Чарушина А.В., переадресованная из ГУФССП России по Самарской области, которая была рассмотрена в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в предусмотренные сроки и 27.09.2023 в адрес заявителя был направлен ответ. Факт направления ответа надлежащим образом подтвержден представленным суду списком почтовых отправлений со штампом Почты России о принятии от 26.09.2023.
На основании статьи 50 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий и т.п.
Оценивая представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, проанализировав положения ст.ст.30,64, 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», определяющие объем полномочий судебного пристава в рамках исполнительного производства, а именно: порядок и основания возбуждения исполнительного производства, понятие, содержание и перечень исполнительных действий, а также мер принудительного исполнения, суд приходит к выводу о том, что в рамках исполнительного производства судебными приставами-исполнителями ОСП Центрального района г. Тольятти надлежащим образом осуществлялись необходимые исполнительные действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, в связи с чем, каких-либо данных, позволяющих прийти к выводу о неправомерном бездействии должностных лиц службы судебных приставов не установлено, таких доказательств в материалах исполнительного производства не имеется и административным истцом не представлено.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам – на должностные лица службы судебных приставов, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применять меры принудительного исполнения, совершать исполнительные действия – право в соответствии с п. 2 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах», а не обязанность судебного пристава-исполнителя, которые они применяют по конкретному исполнительному производству в соответствии с принципами Федерального закона «Об исполнительном производстве», в частности принципа соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что судебными приставами-исполнителями применяются меры, предусмотренные действующим законодательством, необходимые для исполнения требований исполнительного документа.
При таких обстоятельствах судом не усматривается нарушение прав и законных интересов взыскателя, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177, 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 24.01.2024
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░