Дело № 2а-31/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сафакулевский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Можарцева И.С.,
при секретаре Вафиной Д.Н.,
рассмотрев 23 января 2024 года в с.Сафакулево Сафакулевского района Курганской области в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в лице Шумихинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сафакулевского муниципального округа Курганской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в лице Шумихинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области обратилось в Сафакулевский районный суд Курганской области с административным исковым заявлением к Администрации Сафакулевского муниципального округа Курганской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом № 416-ФЗ от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон №416-ФЗ).
В соответствии со статьей 10 Закона №416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Закона №416-ФЗ организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения обязаны осуществлять забор, водоподготовку и (или) забор воды в объеме необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных к централизованной системе холодного водоснабжения. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду соответствующую установленным требованиям.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.02.2006 года № 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» в целях дальнейшего совершенствования работы по ведению социально-гигиенического мониторинга в Курганской области, осуществлении системного наблюдения за состоянием факторов среды обитания формирования регионального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга на территории Курганской области (далее - РИФ СГМ) изданы Приказы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области № 86 от 29.12.2022 г. и №58 от 07.04.2023 г. «Об организации лабораторного контроля за факторами среды обитания при проведении социально-гигиенического мониторинга за 2023 год».
Данным приказом утверждены мониторинговые точки и показатели лабораторных исследований при проведении социально-гигиенического мониторинга в 2023 году, в том числе за качеством воды систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Колонки по адресам: Сафакулевский район, с.Сафакулево, ул.8-е Марта, д.9; с.Камышное, ул.Гагарина, д.15; с.Мансурово, ул. Набережная, д. 74 определены как мониторинговые точки контроля за качеством воды систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.
По данным РИФ СГМ качество питьевой воды в мониторинговых точках за 2023 г. остается стабильно неудовлетворительным по химическим показателям, так в с.Сафакулево выявлено высокое содержание в питьевой воде бора, железа, хлоридов, превышение сухого остатка; в с.Камышное содержание в питьевой воде железа, бора; в с.Мансурово содержание в питьевой воде железа.
При изучении протоколов лабораторных испытаний (исследований) по социально-гигиеническому мониторингу с января по ноябрь 2023 года проб питьевой воды по физико-химическим исследованиям из мониторинговых точек, проведенными ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Курганской области», обнаружено, что вода не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям; питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
В соответствии с Уставом Сафакулевского муниципального округа к вопросам местного значения Сафакулевского муниципального округа относятся организация в границах округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
Администрацией Сафакулевского муниципального округа не решены вопросы по организации водоснабжения населения с.Сафакулево, с.Мансурово и с.Камышное в соответствии с установленным санитарным законодательством РФ требованиями, что создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, поскольку может повлечь вспышки массовых инфекционных и неинфекционных заболевания, отравлений.
Упомянутые выше источники централизованного водоснабжения, на основании договора безвозмездного пользования от 09.01.2023 г. находятся в ведении ООО «Водоканал». Согласно п.2.2 Устава Общество осуществляет следующие виды деятельности: водоснабжение населения и организаций; ремонт и содержание водопроводных и канализационных сетей.
В связи с вышеуказанным истец просит признать бездействие Администрации Сафакулевского муниципального округа, выражающееся в нарушении санитарного законодательства, незаконным и противоправным в отношении неопределенного круга потребителей. Возложить обязанность на Администрацию Сафакулевского муниципального округа Курганской области в срок до 01.12.2024 г. обеспечить население пользующегося водопроводами в с.Сафакулево, с.Камышное, с.Мансурово качественной питьевой водой в соответствии с требованиями санитарного законодательства, а именно довести до нормируемых величин по содержанию в воде бора, железа, хлоридов и сухого остатка.
Представитель административного истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области Галисултанова Д.Ф., действующая на основании доверенности №20 от 16.05.2022 г. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения аналогичные указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации Сафакулевского муниципального округа Курганской области и третьего лица ООО «Водоканал» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своего мнения относительно предмета спора не высказали.
При указанных обстоятельствах суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд, заслушав мнение представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статья 41 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого на охрану здоровья.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. №416 "О водоснабжении и водоотведении" (далее Закон №416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 23 Закона №416-ФЗ органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон №52-ФЗ) данный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 4 ст. 6 главы II Устава Сафакулевского муниципального округа Курганской области от 13.12.2022 г. № 95, к вопросам местного значения Сафакулевского муниципального округа относятся организация в границах Сафакулевского муниципального округа Курганской области электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Вышеуказанные источники централизованного водоснабжения, на основании договора безвозмездного пользования от 09.01.2023 г. находятся в ведении Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал».
Согласно п.2.2 Устава ООО «Водоканал», утвержденного протоколом общего собрания учредителей № 1 от 08.12.2009 для реализации поставленных целей Общество осуществляет следующие виды деятельности: водоснабжение населения и организаций; ремонт и содержание водопроводных и канализационных сетей.
В силу ч. 3 ст. 1 Закона № 416-ФЗ требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 416-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона №416-ФЗ одним из направлений государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного, качественного водоснабжения и водоотведения.
Частью 1 ст. 12 названного указанного Закона закреплено, что органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организации, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (ч. 2 ст. 12).
В силу ч. 1 ст. 23 того же Федерального закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
В соответствии с положениями ст. 11 Закона №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу ст. 32 Закона №52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (ч 3 ст. 1 Закона № 416-ФЗ).
В силу ст. 19 Закона № 52-ФЗ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечивать соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона №52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (п. 3 ст. 18 Закона № 52-ФЗ).
Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (п. п. 1, 3 ст. 19 Закона № 52-ФЗ).
Пунктом 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. №644 (далее Правила № 644) предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Частью 3 ст. 23 Закона № 416-ФЗ, пунктом 73 Правил № 644 предписано, что забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (СанПиН 1.2.3685-21), в котором установлены нормативы качества и безопасности воды. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. №3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (СанПиН 2.1.3684-21), согласно которого качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. При несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие: выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой (п. п. 75, 76 СанПиН 2.1.3684-21).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.02.2006 года № 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» в целях дальнейшего совершенствования работы по ведению социально-гигиенического мониторинга в Курганской области, осуществлении системного наблюдения за состоянием факторов среды обитания формирования регионального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга на территории Курганской области (далее - РИФ СГМ) изданы Приказы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области № 86 от 29.12.2022 г. и №58 от 07.04.2023 г. «Об организации лабораторного контроля за факторами среды обитания при проведении социально-гигиенического мониторинга за 2023 год».
Данным приказом утверждены мониторинговые точки и показатели лабораторных исследований при проведении социально-гигиенического мониторинга в 2023 году, в том числе за качеством воды систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Колонки по адресам: Сафакулевский район, с.Сафакулево, ул.8-е Марта д.9; с.Камышное, ул.Гагарина д.15; с.Мансурово, ул. Набережная, д. 74 определены как мониторинговые точки контроля за качеством воды систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.
По данным РИФ СГМ качество питьевой воды в мониторинговых точках за 2023 г. остается стабильно неудовлетворительным по химическим показателям, так в с.Сафакулево выявлено высокое содержание в питьевой воде бора, железа, хлоридов, превышение сухого остатка; в с.Камышное содержание в питьевой воде железа, бора; в с.Мансурово содержание в питьевой воде железа.
При изучении протоколов лабораторных испытаний (исследований) по социально-гигиеническому мониторингу с января по ноябрь 2023 года проб питьевой воды по физико-химическим исследованиям из мониторинговых точек, проведенными ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Курганской области», обнаружено, что вода не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям; питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Руководствуясь выше приведенными нормами, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области требований к Администрации Сафакулевского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства.
С учётом объёма нарушенных прав неопределённого круга лиц, действий, которые должна совершить Администрация Сафакулевского муниципального округа Курганской области по их восстановлению, временных и финансовых затрат на совершение этих действий, суд считает предложенный административным истцом годичный срок обоснованным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2025 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░░░░, ░.░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.