Дело №2а-25/2024
УИД 53RS0015-01-2023-000935-39
Решение
Именем Российской Федерации
16 февраля 2024 года п.Батецкий
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Малышевой М.А.,
с участием представителей административного истца Дроздовой Ю.И., Хатамовой М.С.,
представителя административного ответчика Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области Литвиновой Г.С.,
при секретаре Бабаркиной С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Главного государственного санитарного врача по Новгородской области Бугаевой М.Е. к Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области о признании бездействия незаконным и обязании ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов,
установил:
Заместитель Главного государственного санитарного врача по Новгородской области Бугаева М.Е., действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Передольского сельского поселения Батецкого муниципального района Новгородской области о признании бездействия незаконным, обязании ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов и обеспечить наличие бытового контейнера (мусоросборника) на контейнерной площадке. В обоснование заявленных требований указала, что в результате обследования, проведенного специалистом Управления Роспотребнадзора по Новгородской области 09 июня 2023 года на основании обращения граждан, было установлено, что на землях Передольского сельского поселения между <адрес> находятся несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, в связи с чем 20 июня 2023 года в адрес Администрации Передольского сельского поселения было направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №331. Вместе с тем, в ходе проверки, проведенной специалистом Управления 05 сентября 2023 года на основании повторного обращения граждан, было установлено, что указанные свалки не ликвидированы. Кроме того, в ходе данного обследования было установлено, что в <адрес> установлена контейнерная площадка, однако, бытовой контейнер (мусоросборник) на ней отсутствует. В соответствии с действующим законодательством организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Бездействие ответчика в части нарушения санитарного законодательства в области удаления твердых коммунальных отходов, а также в отсутствии бытового контейнера (мусоросборника) на контейнерной площадке <адрес> ставит под угрозу конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, неудовлетворительная очистка территорий ведет к размножению грызунов и распространению инфекционных заболеваний; неконтролируемое образование и существование свалки влечет за собой загрязнение земель, почвенного слоя. Просила признать бездействие Администрации Передольского сельского поселения Батецкого муниципального района Новгородской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов между <адрес> и неустановке бытового контейнера (мусоросборника) на контейнерной площадке в <адрес>, незаконным, обязать ее в срок до 20 ноября 2023 года ликвидировать указанные свалки бытовых отходов и обеспечить наличие контейнера (мусоросборника) на контейнерной площадке.
Определением суда от 20 октября 2023 года указанное заявление принято к рассмотрению суда по правилам административного судопроизводства.
Определениями суда от 16 ноября 2023 года, 18 декабря 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, ООО «Экосити», в качестве административного соответчика - Администрация Батецкого муниципального района Новгородской области.
Определениями суда от 16 февраля 2024 года производство по данному делу в части требований, предъявленных к Администрации Передольского сельского поселения Батецкого муниципального района Новгородской области, о признании бездействия незаконным, обязании ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов и обеспечить наличие бытового контейнера (мусоросборника) на контейнерной площадке, а также в части требований, предъявленных к Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области о признании бездействия незаконным и обязании обеспечить наличие бытового контейнера (мусоросборника) на контейнерной площадке прекращено.
В судебном заседании представители административного истца Дроздова Ю.И. и Хатамова М.С. исковые требования к Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области о признании бездействия незаконным и обязании ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, при этом уточнили заявленные требования, просили обязать административного ответчика ликвидировать данные свалки в срок до 06 мая 2024 года. Дополнительно пояснили, что предметом настоящего иска являются несанкционированные свалки, расположенные между <адрес>, которые были выявлены там, в том числе, по состоянию на 05 сентября 2023 года. Свалка, ликвидированная Администрацией района в августе 2023 года, также ранее находилась между этими населенными пунктами, однако, предметом иска она не являлась.
Представитель административного ответчика Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области Литвинова Г.С. заявленные исковые требования не признала, пояснив, что несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, расположенная между <адрес>, которая была выявлена в ходе комиссионного осмотра территории 15 февраля 2024 года, действительно, находится в черте Передольского сельского поселения, но на землях, собственность на которые не разграничена, в связи с чем обязанность по ее ликвидации лежит на Администрации района. Вместе с тем, полагает, что данная свалка не является предметом настоящего спора, поскольку первоначально административным истцом была указана свалка, которая ликвидирована силами Администрации района 23 августа 2023 года.
Представители заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, ООО «Экосити» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, каких-либо возражений по существу заявленных требований не представили.
Заслушав представителей сторон, свидетеля, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Положениями ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Из содержания ст.10 указанного Федерального закона следует, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст.51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.1 указанного Федерального закона под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд; к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Положениями п.п.2, 7 ст.12 указанного Федерального закона предусмотрено, что определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Из содержания п.п.1, 2, 3 ст.8 указанного Федерального закона следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии со ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно п.18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В силу п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В судебном заседании установлено, что несанкционированные свалки между <адрес> находятся на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Данный факт подтверждается представленными материалами, в том числе, сведениями Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области от 28 декабря 2023 года, и не оспаривался сторонами в судебном заседании. Доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.3 Областного закона Новгородской области от 27 апреля 2015 года №763-ОЗ «О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Новгородской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и законодательством Новгородской области, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельских поселений, входящих в состав этого муниципального района.
Таким образом, к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена на территории Новгородской области, но расположенных на территории сельских поселений, входящих в состав этого муниципального района.
При этом объем полномочий в сфере обращения с отходами, предоставленный органу местного самоуправления, не может быть сведен к формальному участию муниципального образования в сборе и вывозе бытовых отходов и не означает права игнорирования административным ответчиком существующих несанкционированных свалок. Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. Ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории в соответствии со ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» несет орган местного самоуправления.
С учетом приведенных выше норм действующего законодательства административный ответчик обязан участвовать в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории муниципального района с целью решения вопросов местного значения.
В судебном заседании установлено, что 09 июня 2023 года в ходе проведенной административным истцом по обращению жителей <адрес> проверки на территории Батецкого муниципального района выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, а именно в черте Передольского сельского поселения между <адрес>, слева по направлению к реке Луга, обнаружены несанкционированные свалки бытовых отходов, что подтверждается протоколом осмотра от 09 июня 2023 года и видеозаписью к нему.
В связи с выявленным нарушением 20 июня 2023 года в адрес Администрации Передольского сельского поселения вынесено предостережение №331 о недопустимости нарушения обязательных требований и необходимости ликвидировать указанные несанкционированные свалки.
Вместе с тем, 05 сентября 2023 года в ходе повторно проведенного административным истцом по жалобе жителей <адрес> обследования, установлено, что ранее выявленные несанкционированные свалки бытовых отходов между <адрес> не ликвидированы, что подтверждается протоколом осмотра от 05 сентября 2023 года с фототаблицей к нему, актом комиссионного осмотра территории от 15 февраля 2024 года с фототаблицей, а также показаниями свидетеля Н.Г.И. согласно которым 05 сентября 2023 года в рамках проверки повторного обращения жителей <адрес> она производила осмотр территории между <адрес>. В ходе осмотра было установлено, что ранее выявленные в ходе осмотра 09 июня 2023 года несанкционированные свалки бытовых отходов, расположенные между указанными населенными пунктами на расстоянии около 200 метров от дороги, не ликвидированы. При этом сразу на съезде с дороги в сторону поля были видны следы проведения земляных работ, но спорные свалки расположены дальше, и они были на месте.
Таким образом, факт нарушения законодательства в области охраны окружающей среды в судебном заседании установлен. Каких-либо доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.
Оценивая доводы представителя административного ответчика Литвиновой Г.С. о том, что несанкционированная свалка твердых бытовых отходов между <адрес>, обнаруженная в ходе комиссионного осмотра территории 15 февраля 2024 года, не является предметом настоящего административного иска, а ранее выявленная свалка была ликвидирована силами Администрации района 23 августа 2023 года, суд признает их несостоятельными, поскольку они противоречат совокупности представленных доказательств, в том числе, протоколам осмотра территории от 09 июня 2023 года и 05 сентября 2023 года, из которых следует, что между <адрес>, слева по направлению к реке Луга, обнаружены несанкционированные свалки бытовых отходов, которые по состоянию на 05 сентября 2023 года не ликвидированы; показаниями свидетеля Н.Г.И., из содержания которых следует, что предметом предъявленного иска являются несанкционированные свалки, выявленные в ходе осмотров 09 июня 2023 года и 05 сентября 2023 года; а также актом комиссионного осмотра территории от 15 февраля 2024 года, согласно которому между <адрес> обнаружены несанкционированные свалки.
Таким образом, исходя из существа заявленных требований и совокупности вышеизложенного, суд находит установленным, что административным ответчиком надлежащим образом не исполняется обязанность, возложенная на него законом по организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов, тем самым допущено бездействие.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные заместителем Главного государственного санитарного врача по Новгородской области Бугаевой М.Е. исковые требования являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению.
При принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только административным ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию истца, финансовые возможности административного ответчика, иные обстоятельства, учитывая, что мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки требуют затрат времени и средств, погодные условия, суд полагает необходимым установить срок в 2 месяца с даты вступления решения суда в законную силу, в течение которого административный ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства об охране окружающей среды.
В соответствии с подп.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи с чем государственная пошлина с административного ответчика взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░<░░░░░>
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01 ░░░░░ 2024 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░