Дело № 2-1007/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2022 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Байчорова Р.А.,
при секретаре Рукавишникове С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозовой Любови Александровны к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области об обязании повторно рассмотреть заявление о предоставлении государственной услуги,
У С Т А Н О В И Л:
Морозова Л.А., уточнив требования, обратилась в суд с иском к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области об обязании повторно рассмотреть заявление о предоставлении государственной услуги.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого дома, распложенного по адресу: <адрес>, который расположен на земельным участке с кадастровым номером №, площадью 1800 кв.м., предоставленном в аренду истцу на основании договора аренды земельного участка от 11 июля 2013 года сроком на десять лет. 16 сентября 2020 года истец обратилась в администрацию городского округа Солнечногорск Московской области с заявлением о выкупе земельного участка без проведения торгов в связи нахождением на участке принадлежащего истцу на праве собственности жилого дома. Решением Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 16 сентября 2020 года истцу отказано в предоставлении испрашиваемой государственной услуги с указанием на то, что земельный участок отнесен к землям, изъятым из оборота, а также на то, что на испрашиваемом земельном участке находится объект незавершенного строительства. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
В судебном заседании представитель истца по доверенности – Савчук К.М. поддержал заявленные требования, пояснив их по существу.
Представитель ответчика – Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области – Чернуцкая И.Н. разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда, указав, что в настоящее время, в связи с изменением законодательства, обстоятельства, послужившие основанием для отказа испрашиваемой государственной услуги, отпали.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, дав оценку представленным по делу доказательствам, суд приходит к следующему.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
Согласно п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса, осуществляется без проведения торгов.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В судебном заседании установлено, что Морозова Л.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1800 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. На указанном земельном участке расположен жилой дом, общей площадью 126,6 кв.м., право собственности на который зарегистрировано за истцом в установленном законом порядке.
При обращении истца в администрацию городского округа Солнечногорск Московской области в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в собственность за плату Комитетом по управлению имуществом администрации было отказано на том основании, что участок расположен в границах зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы и не может быть предоставлен в частную собственность в соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ; кроме того, на испрашиваемом земельном участке находится объект незавершенного строительства.
Согласно заключению кадастрового инженера Трактирщикова С.В., земельный участок с кадастровым номером № не входит в зону санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы и не расположен в зоне с особыми условиями использования территории. В границах указанного земельного участка расположено здание с кадастровым номером № – индивидуальный жилой дом, общей площадью 126,6 кв.м. Иных объектов капитального строительства не имеется.
Согласно акту обследования земельного участка с кадастровым номером № от 17 февраля 2022 года, составленному сотрудниками отдела земельного контроля Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области, при осмотре установлено, что территория участка огорожена забором из металлопрофиля, на котором расположен объект с признаками капитального строения – жилой дом с кадастровым номером №. Также в границах земельного участка расположены хозяйственный блок и теплица, данные постройки не являются объектами капитального строительства.
Дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суд приходит к выводу о том, что у ответчиков не имелось достаточных оснований, предусмотренных действующим законодательством, для отказа в предоставлении истцу за плату в собственность земельного участка с кадастровым номером №.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст. 27 ч. 5 п. 14 ЗК РФ ограничиваются в обороте, находящиеся в государственной или муниципальной собственности: земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Указанные санитарные правила определяют гигиенические требования к организации и содержанию территории и акватории зон санитарной охраны Московского водопровода. На основании данных санитарных правил разрабатывается «Проект зон санитарной охраны Московского водопровода», в которых устанавливаются точные границы зон санитарной охраны. Таким образом, необходимым условием отнесение территории к водоохранной зоне, является установление точных границ санитарной охранной зоны. Ответчиком не представлено доказательств, что разработанные и утвержденные в установленном порядке проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемые для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в Московской области утверждены надлежащим образом и что спорный земельный участок находится водоохраной зоне.
В соответствии с п.4.4.4. Санитарных правил СП 2.1.4.2625-10 в пределах 2 пояса ЗСО не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта, необходимо соблюдать требование, чтобы все строения, располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным ст. 27 ЗК РФ. Сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте, запрета приватизации испрашиваемого земельного участка в государственном земельном кадастре не содержится.
При таких обстоятельствах, поскольку истец как собственник объекта недвижимости, расположенного на спорном участке, имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором он расположен, требования истца подлежат удовлетворению, поскольку отказ ответчика в предоставлении земельного участка в собственность истца, с учетом установленных судом обстоятельств и норм действующего законодательства, является незаконным, в связи с чем на ответчика надлежит возложить обязанность повторно рассмотреть заявление Морозовой Л.А. об оказании государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков государственной неразграниченной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1800 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ № ░001-5612529844-37638707 ░░ 16 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 1800 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 04 ░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.