Дело №2а-96/2022
УИД 28RS0013-01-2022-000171-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2022 года с. Поярково
Михайловский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ершовой К.В.,
при секретаре Паньковой А.С.,
с участием: представителя административного истица – старшего помощника прокурора Михайловского района Мартынюка А.С.,
представителя административного ответчика администрации Поярковского сельсовета Пинега А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Михайловского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области о возложении обязанности по инициированию процедуры постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества объектов электросетевого хозяйства, инициировании процедуры признания права муниципальной собственности на указанное бесхозяйное имущество,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Михайловского района Шкильняк И.В., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд в порядке гражданского судопроизводства с исковым заявлением к администрации Поярковского сельсовета Михайловского района. В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой <адрес> проведена прокурорская проверка по обращению АО «ДРСК», в ходе которой установлено, что по адресу: <адрес> находится линия электропередач - отпайка ТП 10/0,4 кВ №537 ВЛ-10 кВ Ф № 20 ПС 110 кВ Поярково. По сведениям АО «ДРСК» данная линия электропередач находится в пользовании ПО «Поярковский хлебозавод», но право собственности на объект не зарегистрировано. Указанная линия электропередач обеспечивает подачу электроэнергии абонентам частного сектора и не является объектом муниципальной собственности. По сведениям ЕГРЮЛ деятельность ПО «Поярковский хлебозавод» прекращена 15.01.2016. Таким образом, в соответствии со ст.225 ГК РФ линия электропередач - отпайка ТП 10/0,4 кВ №537 ВЛ-10 кВ Ф № 20 ПС 110 кВ Поярково является безхозяйной. Однако администрацией Поярковского сельсовета не приняты меры по постановке спорных объектов электросетевого хозяйства на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве безхозяйной недвижимой вещи в течение длительного времени. Отсутствие собственника линии электропередач влечет невозможность обеспечения его сохранности, безопасности жизни и здоровья населения, бесперебойного энергоснабжения добросовестных потребителей. Неисполнение администрацией Поярковского сельсовета федерального законодательства создало препятствия для решения вопросов эксплуатации, содержания и осуществления ремонта спорной линии электропередач. В связи с чем, прокурор просил возложить на администрацию Поярковского сельсовета Михайловского района обязанность инициировать процедуру поставки на учет в Управлении Росреестра по Амурской области в качестве бесхозяйного имущества: линии электропередач - отпайка ТП 10/0,4 кВ №537 ВЛ-10 кВ Ф № 20 ПС 110 кВ Поярково, расположенной по адресу: <адрес>; обязать администрацию Поярковского сельсовета по истечении года со дня постановки на учет обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанной имущество.
Определением Михайловского районного суда от 17 мая 2022 года осуществлён переход к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам административного судопроизводства.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Михайловского района Мартынюк А.С. поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Поярковского сельсовета Пинега А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований прокурора, полагал, что сетевая организация АО «ДРСК» осуществляющая эксплуатацию электрических сетей и реализацию электрической энергии в силу положении ч.5 ст. 225 ГК РФ вправе самостоятельно инициировать постановку заявленного линейного объекта на учет в качестве бесхозяйного имущества, с последующим оформлением его в собственность, учитывая, что администрация Поярковского сельсовета Михайловского района правопритязаний на отпайку 10кВ, ТП №537, и отходящую от указанной ТП ВЛ-0,4кВ, не заявляет. Таким образом, считая требования иска не обоснованными, просил в их удовлетворении отказать в полном объеме.
Заинтересованные лица, - АО «ДРСК», ПАО «ДЭК», ЗАО «Торговый порт Поярково», ПО «Восток» в судебное заседание явку представителей не обеспечили, ходатайств об отложении рассмотрении дела не заявляли. АО «ДРСК», ПАО «ДЭК», ПО «Восток» просили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, представив письменные отзывы по существу требований прокурора, указывая на отсутствие правопритязаний у указанных лиц в отношении спорного имущества, в вязи с чем против требований прокурора не возражают.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Заслушав доводы представителей прокуратуры Михайловского района и администрации Поярковского сельсовета, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с п. 5 ст. 225 ГК РФ с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
Из пункта 4 ч.1 ст. 14, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), а также ст. 1 Закона Амурской области от 03.10.2014 № 413-ФЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» следует, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений организуют и проводят мероприятия, предусмотренные законодательством об энергосбережении (п. 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
В силу требований п.п. 4, 5 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.
Из содержания пункта 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 (далее - Порядок), следует, что на учет бесхозяйных недвижимых вещей принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях муниципальных образований (пункт 5 Порядка).
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
В соответствии с правовыми позициями, изложенными в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье 133.1 ГК РФ в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 ГК РФ в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом. Согласно статье 133.1 ГК РФ части единого недвижимого комплекса (например, линейного объекта) могут быть расположены на различных земельных участках.
В абз. 11 ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» закреплено, что объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами (п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
В силу Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 20.05.2003 № 187 «Об утверждении глав правил устройства электроустановок», магистраль воздушной линии представляет собой участок линии от питающей трансформаторной подстанции до концевой опоры.
Кроме того, как ранее разъяснялось пп. пунктам 1.1 - 1.3 раздела III Перечня видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов, утвержденного приказом Минпромэнерго РФ от 01.08.2007 № 295, трансформаторные подстанции, воздушные линии электропередачи (питающая линия от генерирующего источника при наличии, отходящие линии переменного и постоянного тока, распределительные электропередачи), кабельные линии электропередачи отнесены к объектам недвижимого имущества.
С учетом приведенного правового регулирования линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи, составляющими единый функциональный комплекс, являются объектами недвижимости, принятие мер по постановке котрого на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в качестве бесхозяйного является обязанностью ответчика.
Согласно данным ЕГРН, права на сооружение: линию электропередач - отпайка ТП 10/0,4 кВ №537 ВЛ-10 кВ Ф № 20 ПС 110 кВ Поярково не зарегистрированы, сведения отсутствуют.
Из письменной информации ПО «<данные изъяты>» от 16.10.2018, адресованной директору СП ЭС следует, что в связи с прекращением производственной деятельности на предприятии «<данные изъяты>», расположенном по <адрес>, указанное потребительское общество предложило безвозмездную передачу трансформаторной подстанции на баланс сетевой организации <адрес>, указав при этом на отсутствие какой-либо документации на указанный объект.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ от 24.03.2022 Потребительское общество «<данные изъяты>» исключено из реестра юридических лиц 15.01.2016. Потребительское общество «<данные изъяты>» прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к потребительскому обществу «Восток», 05.04.2021.
Из письменного отзыва АО «ДРСК» от 11.04.2022 следует, что в ведении ЗАО «Торговый порт Поярково» находится линия ВЛ-10 кВ, к которой присоединена отпайка 10кВ, питающая объект «Хлебозавод» через ведомственную ТП №537. Электрический адрес: ТП 10/0,4 кВ №537 ВЛ-10 кВ Ф320 ПС 110 кВ Поярково. Граница раздела с фидером 20 находится на изоляторах опоры 20. В настоящее время АО «ДРСК» не располагает сведениями о собственнике отпайки 10кВ и ТП №537, а также ВЛ-0,4 кВ, отходящей от указанной ТП и питающей ряд абонентов частного сектора. ТП №537 и отходящая ВЛ-0,4 кВ находятся в крайне неудовлетворительном состоянии, без обслуживания и ремонтов электроустановок, входящих в состав отпайки, что создает аварийные ситуации со срабатыванием релейной защиты ПС Поярково, которая частным отключением выключателей 10кВ снижает общий коммутационный ресурс оборудования. Кроме того, существует риск падения опор, имеющих недопустимый наклон, сколы и трещины, и риск обрыва проводов с провесом более допустимого, а ТП №537 ввиду несоответствия НТД создает риски физического поражения людей и животных. В результате выходов из строя указанного электрооборудования, системно страдают подключенные от него потребители. Крайне неудовлетворительное состояние указанной отпайки вызвано отсутствием обслуживания. Кроме того, отпайка технологически связана с энергокомплексом АО «ДРСК» и её надлежащее содержание – залог бесперебойного энергоснабжения потребителей всего фидера №20, поскольку повреждения на любом из участков отпайки вызывают цепную реакцию аварийных режимов работ электрооборудования с последующим отвлечением персонала АО «ДРСК» от плановых работ на устранение нештатных ситуаций. Существующее техническое состояние отпайки, влечет риск повреждения объекта жизнеобеспечения – всей связанной системы фидера 20 и ячеек ПС 110 кВ Поярково, трудностей с обслуживанием, ремонтами, ставя под угрозу качественное энергоснабжение потребителей.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, а также осуществив непосредственный выход на место расположения спорных объектов с участием специалиста АО «ДРСК», суд находит установленным, что на территории Поярковского сельсовета Михайловского района области, близ территории бывшего «<данные изъяты>» по <адрес>, расположена трансформаторная подстанция - ТП №537, а также отходящая от неё воздушная линия электропередач – ВЛ-0,4 кВ, в составе отпайки 10кВ, присоединенной к линии ВЛ-10кВ, находящейся в ведении ЗАО «Торговый порт Поярково», граница раздела которых с фидером №20 – изоляторы опоры №20, электрический адрес которых: ТП 10/0,4 кВ №537 ВЛ-10кВ Ф№20 ПС 110кВ Поярково, право собственности на которые не зарегистрировано, и собственник у которых отсутствует.
Исходя из правового смысла приведенных выше положений п. 3 ст. 225 ГК РФ и п.п. 4, 5 ч. 6 ст. 14 ФЗ-261 «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации», выявление бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства и организация постановки в установленном порядке объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества, включая обращение с соответствующими заявлениями, является обязанностью органа местного самоуправления.
Как следует из пояснений представителя прокуратуры Михайловского района, согласующихся с доводами, содержащимися в письменном отзыве АО «ДРСК», и пояснениями специалиста АО «ДРСК» Ларионова А.С., указавшего на месторасположение спорных объектов электросетевого хозяйства, имеющих признаки бесхозяйного имущества, меры по постановке спорного имущества на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в качестве бесхозяйственного имущества должно принимать Поярковское сельское поселение, поскольку указанное имущество расположено в административных границах данного сельского поселения. Вместе с тем, со стороны администрации Поярковского сельсовета Михайловского района допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества заявленной линии электропередач с ТП.
Суд с указанными доводами соглашается, приходя к выводу, что отсутствие собственника такого объекта с учетом специфики объекта (высоковольтная ЛЭП и ТП) влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по контролю за их техническим состоянием, несовременное проведение профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации, а также не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций и опасности для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Отсутствие какого-либо обслуживание указанных объектов, что следует из доводов письменного отзыва третьего лица АО «ДРСК», осуществляющего деятельность по эксплуатации электрических сетей, в том числе на территории Поярковского сельсовета Михайловского района, и не заявляющего в силу п. 5 ст. 225 ГК РФ собственных правопритязаний на спорное имущество, влечет также риск повреждения объекта жизнедеятельности - всей связанной системы фидера №20 и ячеек ПС 110 кВ Поярково, ставя под угрозу качественное энергоснабжение потребителей.
В связи с чем требования прокурора об обязании административного ответчика по принятию мер к постановке на учет в регистрирующем органе в качестве бесхозяйного объекта указанного имущества, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Вместе с тем, требования прокурора о возложении на административного ответчика обязанности по обращению в суд с заявлением о признания права муниципальной собственности на указанное имущество, по истечении предусмотренного п.3 ст. 225 ГУК РФ срока, суд находит преждевременными, поскольку возможность возложения указанной обязанности на администрацию Поярковского сельсовета Михайловского района обусловлена отсутствием правопритязаний на спорный объект недвижимости в течение установленного срока после его постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества, в то время как до истечении указанного срока, суду не представляется возможным сделать однозначный вывод, что в указанный период такие правопритязания не возникнут, и по истечении данного срока у административного ответчика, бесспорно, возникнет право на обращение в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, принимая во внимание, что данные требования подлежат рассмотрению в порядке особого производства в соответствии с главой 33 ГПК РФ.
В связи с чем суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора.
Определяя срок исполнения возложенной на администрацию Поярковского сельсовета Михайловского района обязанности, суд принимает во внимание характер и объем требуемых для исполнения обязанности мероприятий, необходимость их финансового обеспечения, в связи чем полагает, что трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу является разумным и справедливым.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 178, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░ №537, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░-0,4 ░░ (░░ 4-░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 10░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░-10░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ №20 (░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №20), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░): ░░ 10/0,4 ░░ №537 ░░-10░░ ░№20 ░░ 110░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░ 2022 ░░░░.