Дело № 2а-4792/2023
23RS0042-01-2023-006016-23
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Новороссийск 22 декабря 2023 года
Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Гамаюнова С.С.,
при секретаре Тагиеве И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ООО «Профессиональное управление долгами» к начальнику Новороссийского ГОСП, ГУ ФССП России по Краснодарскому краю о признании незаконными бездействия,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Профессиональное управление долгами» в порядке главы 22 КАС РФ обратилось в суд с административным исковым заявлением к начальнику Новороссийского ГОСП о признании незаконными бездействия. Исковые требования мотивированы тем, что <ДД.ММ.ГГГГ> ООО «Профессиональное управление долгами» предъявило к принудительному исполнению в Новороссийский ГОСП исполнительный документ – судебный приказ мирового судьи судебного участка № 79 г. Новороссийска Краснодарского края <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> о взыскании денежных средств с должника <ФИО3 Исполнительный документ получен Новороссийским ГОСП <ДД.ММ.ГГГГ>, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с идентификатором <№>. Однако, сведений о возбуждении исполнительного производства взыскателю не представлено, копия постановления о возбуждении исполнительного производства не направлена. Данные обстоятельства свидетельствуют о бездействии начальника Новороссийского ГОСП Черноусенко А.Н., выразившемся в нарушении сроков возбуждения исполнительного производства, отсутствии контроля за своевременным исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, что влечет нарушение прав взыскателя. Просит признать указанное бездействие начальника Новороссийского ГОСП Черноусенко А.Н. незаконным и обязать его устранить допущенные нарушения путем принятия мер по возбуждению исполнительного производства на основании указанного исполнительного документа. Вынести частное определение начальнику Новороссийского ГОСП за допущенные нарушения. Обязать судебного пристава-исполнителя в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу направить взыскателю постановление о возбуждении исполнительного производства.
Определением суда от <ДД.ММ.ГГГГ> к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Новороссийский ГОСП и УФССП России по Краснодарскому краю.
В судебное заседание стороны, их представители, а также заинтересованное лицо <ФИО3 не явились, о причинах неявки не сообщили, извещены надлежащим образом. Представитель административного истца в исковом заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено право граждан, организаций, иных лиц на оспаривание в судебном порядке действий (бездействия) органа государственной власти, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Часть 11 вышеуказанной статьи предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий, регламентированы Федеральным законом от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии со ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 1).
Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов (ч. 7).
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8).
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 17).
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных приставов федерального органа принудительного исполнения и территориального органа принудительного исполнения по непосредственному осуществлению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности органов принудительного исполнения.
К полномочиям старшего судебного пристава отнесены, в частности, организация работы подразделения судебных приставов; обеспечение принятия мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
На основании представленных административным истцом доказательств судом установлено, что <ДД.ММ.ГГГГ> ООО «Профессиональное управление долгами» предъявило к принудительному исполнению в Новороссийский ГОСП исполнительный документ – судебный приказ мирового судьи судебного участка № 79 г. Новороссийска Краснодарского края <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> о взыскании денежных средств с должника <ФИО3
Исполнительный документ получен Новороссийским ГОСП <ДД.ММ.ГГГГ>, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с идентификатором <№>.
Судом были истребованы в <ФИО1 сведения о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 79 г. Новороссийска Краснодарского края <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> о взыскании денежных средств с должника <ФИО3
Однако, эти сведения, равно как и сведения о передаче исполнительного документа судебному приставу-исполнителю, направлении взыскателю копии постановления о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства в сроки, предусмотренные ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ, административные ответчики суду не представили.
Следовательно, административными ответчиками не представлены доказательства соблюдения предусмотренных ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ сроков передачи заявления взыскателя и исполнительного документа судебному приставу-исполнителю, возбуждения (отказа в возбуждении) исполнительного производства, направления копия постановления о возбуждении исполнительного производства (отказе в возбуждении) взыскателю.
С учетом того, что в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ бремя доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, возложено на административного ответчика, суд, исходя из имеющихся в материалах дела доказательств, приходит к выводу о том, что начальником Новороссийского ГОСП Черноусенко А.Н. допущено бездействие, выразившееся в неисполнении предусмотренной ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» обязанности по надлежащей организации работы подразделения судебных приставов и обеспечению принятия мер по своевременному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, чем очевидно нарушены права и законные интересы взыскателя на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах.
При таких обстоятельствах суд признает обоснованными требования административного истца о признании незаконным бездействия начальника Новороссийского ГОСП Черноусенко А.Н., выразившегося в нарушении сроков возбуждения исполнительного производства, отсутствии контроля за своевременным исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, что влечет нарушение прав взыскателя.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению в резолютивной части решения суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В связи с этим суд считает необходимым возложить на начальника Новороссийского ГОСП Черноусенко А.Н. обязанность устранить допущенное нарушение путем принятия мер по передаче судебного приказа мирового судьи судебного участка № 79 г. Новороссийска Краснодарского края <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> о взыскании денежных средств с должника <ФИО3 соответствующему судебному приставу-исполнителю для решения вопроса о возбуждении или отказе в возбуждении исполнительного производства и выполнения требований ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Требование административного истца о возложении на судебного пристава-исполнителя обязанности в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу направить взыскателю постановление о возбуждении исполнительного производства суд считает не подлежащим удовлетворению, так как к полномочиям начальника Новороссийского ГОСП эта обязанность не относится, к конкретному судебному приставу-исполнителю это требование не предъявлено, сведений о возбуждении исполнительного производство, предопределяющим обязанность направления копии соответствующего постановления взыскателю, суду не представлено.
В части требования административного истца о вынесении частного определения начальнику Новороссийского ГОСП за допущенные нарушения производство по делу подлежит прекращению, так как по смыслу положений пункта 2 части 2 статьи 1 и статьи 200 КАС РФ требования о вынесении частных определений в отношении должностных лиц не подлежат разрешению и рассмотрению как самостоятельные административные исковые требования и по ним не требуется принятия решения суда, определяемого в соответствии с частью 1 статьи 175 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 270-273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 79 ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № <№> ░░ <░░.░░.░░░░> ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 79 ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № <№> ░░ <░░.░░.░░░░> ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░. 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 02.10.2007 ░. № 229-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.