Дело № 2а-18/2024
УИД 79RS0006-01-2023-000933-66
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2024 г. п. Смидович
Смидовичский районный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Хайбуловой Е.И.,
при секретаре Филатовой Т.А.,
с участием представителя административного истца Дашковской Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам Усенко Богдана Сергеевича к администрации Приамурского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области, межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым и жилого дома садовым об отмене постановлений главы администрации и заключений межведомственной комиссии, признании жилых помещений непригодными для проживания и подлежащими сносу,
УСТАНОВИЛ:
Усенко Б.С. обратился в суд с административным иском к администрации Приамурского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области (далее - администрация Приамурского городского поселения) о признании постановления главы администрации от 17.07.2023 № и заключения межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым и жилого дома садовым (далее - межведомственная комиссия) от 17.07.2023 № незаконными, жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес>, непригодными для проживания.
Административные исковые требования мотивировал тем, что он является собственником указанных жилых помещений. Постановлением администрации Приамурского городского поселения от 17.07.2023 № жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано подлежащим капитальному ремонту. В отношении данного дома в акте обследования помещения от 17.07.2023 № межведомственной комиссией даны рекомендации, в том числе указывающие на постройку нового дома.
Между тем <адрес> признано затопляемой зоной, в границах которой запрещено возведение объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод. Документов о мерах инженерной защиты от негативного воздействия вод ответчиком не представлено.
Вследствие систематического затопления названные дома (<адрес> и <адрес>) пришли в негодность, что подтверждается соответствующими заключениями. На его обращение к ответчику о признании принадлежащих ему жилых помещений аварийными, подлежащими сносу и выплате компенсации получена рекомендация о постройке нового дома.
При производстве по административному делу по данному административному иску к участию в качестве административного ответчика привлечена межведомственная комиссия, назначенная распоряжением администрации Приамурского городского поселения от 19.06.2023 № «О созыве межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым и жилого дома садовым».
Также Усенко Б.С. обратился в суд с административным иском к администрации Приамурского городского поселения о признании постановления главы администрации от 05.12.2023 № и заключения межведомственной комиссии от 29.09.2023 № незаконными, жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания.
В обоснование административного иска указал, постановлением администрации Приамурского городского поселения от 05.12.2023 № жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, неправомерно признано подлежащим капитальному ремонту.
21.12.2023 административные иски объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель административного истца Дашковская Л.В. административные исковые требования уточнила, о чём представила заявление, согласно которому просила постановление главы администрации Приамурского городского поселения от 17.07.2023 № и заключение межведомственной комиссии от 17.07.2023 №, а также постановление главы администрации от 05.12.2023 № и заключение межведомственной комиссии от 29.09.2023 № отменить; жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес> и <адрес>, признать непригодными для проживания и подлежащими сносу. Уточнённые административные исковые требования поддержала по изложенным в административных исках доводам.
Административный истец Усенко Б.С., представители административных ответчиков администрации Приамурского городского поселения и межведомственной комиссии в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Исходя из требований статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых о судебном заседании надлежащим образом.
Изучив материалы административного дела, выслушав представителя административного истца, оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
Частью 1 статьи 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
21.09.2023 Усенко Б.С. обратился в суд с административным иском к администрации Приамурского городского поселения о признании постановления главы администрации от 17.07.2023 № и заключения межведомственной комиссии от 17.07.2023 № незаконными, жилых помещений непригодными для проживания, выплате денежной компенсации.
Определением районного суда от 06.09.2023 в принятии данного административного иска отказано в порядке гражданского судопроизводства.
Судом апелляционной инстанции определение районного суда об отказе в принятии административного иска отменено в части. Административный иск Усенко Б.С. направлен в Смидовичский районный суд Еврейской автономной области для рассмотрения по существу административных требований в части признания постановления главы администрации и заключения межведомственной комиссии незаконными, жилых помещений непригодными для проживания в порядке административного судопроизводства со стадии принятия его к производству суда.
23.11.2023 в порядке административного судопроизводства административный иск в указанной части принят к производству Смидовичского районного суда Еврейской автономной области и по нему возбуждено административное дело.
В соответствии с частью 5 статьи 128 КАС РФ в случае отмены определения об отказе в принятии административного искового заявления такое заявление считается поданным в день первоначального обращения в суд.
С административным иском об оспаривании постановления главы администрации от 05.12.2023 № и заключения межведомственной комиссии от 29.09.2023 № Усенко Б.С. обратился 18.12.2023.
При изложенных обстоятельствах срок на обращение в суд с настоящими административными исками административным истцом не пропущен.
Как следует из материалов административного дела, Усенко Б.С. принадлежат на праве собственности жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес> и <адрес>.
Представитель административного истца Дашковская Л.В., действующая на основании доверенности в интересах Усенко Б.С., обратилась в администрацию Приамурского городского поселения с заявлением о признании принадлежащих Усенко Б.С. жилых помещений, аварийными и подлежащими сносу (заявление зарегистрировано за вх. № от 13.06.2023).
В заявлении Дашковская Л.В. указала на систематическое затопление домов, повлекшее их негодность, приложив в подтверждение соответствующие заключениями специалистов и справку о техническом состоянии домов.
17.07.2023 межведомственная комиссия, назначенная распоряжением назначенная распоряжением администрации Приамурского городского поселения от 19.06.2023 № «О созыве межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым и жилого дома садовым», провела обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и составила акт №, установив следующее.
Обследуемое жилое помещение с кадастровым номером №, 2021 года реконструкции, общей площадью 44,4 кв. м, находится в зоне индивидуальной усадебной жилой застройки (Ж-1А) в соответствии с функциональным зонированием территории. Фундамент жилого дома - конструкция не установлена (нет доступа к осмотру), отмостка отсутствует, несущие стены каркасно-обшивные, перегородки и перекрытия деревянные, полы дощатые, крыша металлическая, окна ПВХ, двери металлические. Отделка стен - ГВЛ, в качестве финишной отделки внутренней - покраска и обои, внешней - металлосайдинг. Отделка потолка ГВЛ, в качестве финишной отделки - покраска. Дом не оборудован системами водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения. Система электроснабжения - централизованная.
Отмечено несоответствие обследуемого объекта установленным требованиям, а именно, доступ к фундаменту затруднён, осмотру не подвергался. Осадка углов дома. Влагонасыщенные несущие стены и перегородки, отслоение и разрушение обшивки стен из ГВЛ. Полы влагонасыщенные. Окна и двери деформировались. Отклонение стенок камина от вертикали. Повсюду следы плесени.
С целью обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания межведомственная комиссия рекомендовала выполнить замену фундамента на монолитный железобетонный столбчатый; устранить крен здания; выполнить пропитку несущих стен здания антигрибковыми составами, возвести отмостку; выполнить просушку конструкций стен, дощатого настила и лаг; выполнить перекладку дощатого настила; выполнить замену поражённых гнилью лаг, разрушенных элементов обшивки стен; выполнить пропитку антигрибковыми материалами дощатого настила и лаг; произвести замену дверного полотна с коробкой, установку водостока.
Для принятия решения в отношении обследуемого жилого помещения межведомственной комиссией оценивались результаты проведённого инструментального контроля и других видов исследования, представленных заявителем (Дашковской Л.В.).
Так, согласно заключению специалиста автономной некоммерческой организации «Хабаровская лаборатория судебной и независимой экспертизы» (далее - АНО «ХЛСиНЭ») от 30.08.2022 №, общее техническое состояние конструктивных элементов исследуемого дома - неудовлетворительное, дом имеет значительное повреждение основных несущих конструкций (фундаментов, стен, перекрытий, полов), физический износ в текущем состоянии составляет более 75 %.
Специалистом областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «Облкадастр») 20.05.2023 проведено обследование технического состояния конструктивных элементов жилого дома, по итогу которого установлен общий процент износа объекта 57 % (справка от 30.05.2023 №).
По данным экспертного заключения от 29.06.2023 №/вп, жилое помещение не соответствует требованиям санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; соответствует требованиям санитарных правил и нормативов СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009».
Экспертом по пожарной безопасности общества с ограниченной ответственностью «Экспертно-консультационный центр «Интегрированные системы безопасности» (далее - ООО «ЭКЦ «ИСБ») проведённым 24.10.2022 обследованием установлено, что противопожарное состояние жилого дома неудовлетворительное.
Персоналом электроизмерительной лаборатории общества с ограниченной ответственностью «Дальневосточный энергетический центр» (далее - ООО «ДВЭЦ») проведён межремонтный контроль электрооборудования жилого дома, по результатам которого установлено, что электрооборудование и электросети не соответствуют требованиям ПУЭ, ПТЭЭП, ГОСТ 50571.16-2019.
По результатам обследования межведомственная комиссия приняла решение о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.
В заключении межведомственной комиссии от 17.07.2023 №, сделанном, в том числе на основании акта обследования жилого помещения от 17.07.2023 №, расположенного по адресу: <адрес>, изложен вывод о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке с целью приведения его характеристик, утраченных в процессе эксплуатации, в соответствие с установленными требованиями.
Постановлением администрации Приамурского городского поселения от 17.07.2023 № жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.
26.09.2023 межведомственная комиссия на основании заявления представителя Дашковской Л.В., зарегистрированного за вх. № от 13.06.2023, провела обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и составила акт №, установив следующее.
Обследуемое жилое помещение с кадастровым номером №, введённое в эксплуатацию в 2012 году, общей площадью 12,9 кв. м, находится в зоне индивидуальной усадебной жилой застройки
(Ж-1А) в соответствии с функциональным зонированием территории. Фундамент жилого дома не доступен осмотру, возможно бетонные столбики. Отмостка отсутствует, несущие стены каркасно-обшивные. Внутренняя отделка - ГВЛ, шпатлёвка, окраска, обои, внешняя - металлосайдинг. Перекрытия деревянные, полы дощатые, линолеум. Потолок обшит ГВЛ, крыша металлическая, окна ПВХ, двери деревянные. Инженерные сети: система водоснабжения - скважина, система канализации - на улице, система вентиляции - отсутствует, система отопления - отсутствует, система электроснабжения - централизованная.
Отмечено несоответствие обследуемого объекта установленным требованиям, а именно, ослабление кладки фундамента, осадка углов дома, влагонасыщенные несущие стены, отслоение и разрушение оргалита на стенах. Полы вздуты, линолеум деформирован. Окна и двери деформировались. Повсюду следы плесени.
С целью обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания межведомственная комиссия рекомендовала выполнить просушку конструкций стен, перекрытия, фундаментов, окон; обработку антигрибковыми составами конструкции стен (внутри и снаружи), перегородок, потолка; произвести полную замену полов; возвести отмостку; установить водосток.
Для принятия решения в отношении обследуемого жилого помещения межведомственной комиссией оценивались результаты проведённого инструментального контроля и других видов исследования, представленных заявителем (Дашковской Л.В.).
По заключению специалиста АНО «ХЛСиНЭ» от 30.08.2022 №, общее техническое состояние конструктивных элементов исследуемого дома - неудовлетворительное, дом имеет значительное повреждение основных несущих конструкций (фундаментов, стен, перекрытий, полов), физический износ в текущем состоянии составляет более 75 %.
Специалистом ОГБУ «Облкадастр» 20.05.2023 проведено обследование технического состояния конструктивных элементов жилого дома, по итогу которого установлен общий процент износа объекта 53 % (справка от 30.05.2023 №).
По данным экспертного заключения от 29.06.2023 №/вп, жилое помещение не соответствует требованиям санитарных правил и норм СанПин 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; не соответствует требования СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
По результатам обследования межведомственная комиссия приняла решение о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.
В заключении межведомственной комиссии от 29.09.2023 №, сделанном, в том числе на основании акта обследования жилого помещения от 26.09.2023 №, расположенного по адресу: <адрес>, изложен вывод о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке с целью приведения его характеристик, утраченных в процессе эксплуатации, в соответствие с установленными требованиями.
Постановлением администрации Приамурского городского поселения от 05.12.2023 № жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.
Обращаясь в суд с настоящими административными исками, Усенко Б.С. ссылался на то, что ввиду систематического затопления жилых домов они пришли в негодность, что подтверждается представленными им заключениями, а акт обследования межведомственной комиссии от 17.07.2023 № фактически содержит рекомендации о постройке нового дома.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно приведённой норме, Правительство Российской Федерации постановлением от 28.01.2006 № 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение), действие которого согласно его пункту 2 распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с Положением о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым и жилого дома садовым домом, утверждённому постановлением администрации Приамурского городского поселения от 25.03.2019 № (далее - Положение о межведомственной комиссии), оценка и обследование проводятся комиссией на предмет соответствия жилых помещений требованиям, установленным Положением, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
Задачи межведомственной комиссии, её права и обязанности определены Положением, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (пункт 5 Положения о межведомственной комиссии).
Пунктом 7 Положения установлено, что оценка и обследование помещения в целях признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанного помещения установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии (пункт 8 Положения).
Согласно пункту 10 Положения, содержащему требования, предъявляемые к жилому помещению, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надёжности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Основания и несущие конструкции жилого дома не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надёжности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33 Положения).
В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (пункт 43 Положения).
Согласно пункту 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает приём и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее - специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения, по форме согласно приложению № 1 (далее - заключение); составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения; принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остаётся в деле, сформированном комиссией).
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии (пункт 46 Положения).
В силу пункта 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания.
Исходя из представленного на рассмотрение межведомственной комиссии заключения специалиста АНО «ХЛСиНЭ» от 30.08.2022 №, физический износ конструкций жилых домов, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес>, составляет более 75 %. В конструктивных элементах имеются повреждения и деформации, свидетельствующие об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, и крены, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта. Существует угроза для жизни и здоровья людей. Для исследуемых жилых домов проведение капитального ремонта (реконструкции) экономически нецелесообразно.
В то же время согласно справкам от 30.05.2023 № и №, также представленных комиссии, жилые дома, расположенные по адресу: <адрес> и <адрес>, по данным обследования ОГБУ «Облкадастр» по состоянию на 20.05.2023 имеют общий процент износа 53 % и 57 % соответственно. При этом наружные и внутренние стены указанных жилых домов имеют износ 60 % и 70 % соответственно.
Несмотря на различие показателей износа жилых домов, характеризующих степень несущей способности их конструктивных элементов, влияющей на безопасность жизни и здоровья граждан при эксплуатации жилых помещений, в ходе работы межведомственная комиссия дополнительные обследования не проводила, специалисты к рассмотрению вопроса о действительном техническом состоянии жилых домов не привлекались.
Из чего исходила комиссия, признавая жилые помещения подлежащими капитальному ремонту, при наличии противоречивых показателей износа домов, из актов обследования и заключений не усматривается.
В данном случае межведомственной комиссией допущены нарушения требований к оценке технического состояния спорных жилых домов. Соответственно, принятые по результатам такой оценки заключения межведомственной комиссии от 17.07.2023 №, от 29.09.2023 № и постановления администрации поселения от 17.07.2023 №, от 05.12.2023 № нельзя признать законными, в связи с чем они подлежат отмене.
При изложенных обстоятельствах административные исковые требования об отмене оспариваемых заключений межведомственной комиссии и постановлений администрации городского поселения подлежат удовлетворению.
Разрешая административные исковые требования о признании спорных жилых домов непригодными для проживания и подлежащими сносу, суд находит административные требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Признав незаконным решение органа или лица, наделённых публичными полномочиями, суд может возложить на них обязанность повторно рассмотреть возникший вопрос, может указать на необходимость принятия ими конкретного решения либо совершения определённого действия, а может самостоятельно восстановить нарушенное право, устранить допущенное нарушение. При выборе одного из вариантов реагирования на незаконность оспоренного решения суд руководствуется прежде всего статьями 2 и 18 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ), имея в виду наиболее полную и результативную защиту прав и законных интересов граждан, с одной стороны, а с другой - неприемлемость ситуации, когда такой выбор вёл бы к тому, что обратившийся за судебной защитой неопределённо долго оставался бы лишенным возможности удовлетворить свои законные притязания.
Из предписаний Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует общее правило о недопустимости рассмотрения судами вопросов, непосредственно отнесённых законодателем к компетенции органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.
Разграничение компетенции органов местного самоуправления и суда по вопросу о признании жилого помещения непригодным для проживания в целом основано на принципе разделения властей, провозглашённом в статье 10 Конституции РФ и предполагающем установление системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая обеспечивала бы самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие, исключая концентрацию власти у одной из них.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведённой в Постановлении от 15.12.2022 № 55-П, процессуальные нормы права, определяя полномочия суда в деле по административному иску к межведомственной комиссии и в том числе право признать её решение и последующие правовые акты органа местного самоуправления незаконными, непосредственно не ограничивают право суда вынести решение по существу спора. Вместе с тем, если в силу закона за наделённым публичными полномочиями органом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы и законные интересы административного истца, суд вправе ограничиться возложением на этот орган обязанности повторно рассмотреть поставленный административным истцом вопрос; при таком повторном рассмотрении этот орган обязан учесть правовую позицию суда и обстоятельства, установленные судом в ходе рассмотрения дела (статья 16 КАС РФ).
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, из которых не следует, что у межведомственной комиссии утрачена возможность принять решение по существу вопроса, затрагивающего права административного истца, суд приходит к выводу о возложении на межведомственную комиссию обязанности в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть в отношении спорных жилых домов вопрос на предмет наличия либо отсутствия оснований для признания жилых домов непригодными для проживания; наличия либо отсутствия оснований для признания жилых домов подлежащими капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями.
Вопреки мнению административного истца, в соответствии с пунктом 47 Положения межведомственной комиссией не может быть принято решение о признании жилого дома, не являющегося многоквартирным, подлежащим сносу.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 17.07.2023 № ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 17.07.2023 №, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 29.09.2023 № ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 05.12.2023 №, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 28.01.2006 № 47, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ <░░░░░>, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 31.01.2024.