ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении административного искового заявления
16 июля 2020 года город Архангельск
Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Калашникова А.В., рассмотрев административный иск Мартемьянова А. А.ча к прокуратуре города Архангельска, заместителю прокурора города Архангельска Шершиеву А.С. о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Мартемьянов А.А. обратился в суд с административным иском к прокуратуре города Архангельска, заместителю прокурора города Архангельска Шершиеву А.С. о признании незаконным бездействия прокурора в отношении должностных лиц Соломбальского отдела полиции, которыми были допущены нарушения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения должностными лицами отдела полиции № 5 и инициировать административное производство в отношении указанных лиц.
В обоснование требований указал, что сотрудниками Соломбальского ОП № 5 УМВД России по г.Архангельску нарушены условия и порядок рассмотрения его обращения по факту возбуждения уголовного дела в отношении следователя по признакам мошеннических действий, в виду чего на основании его заявления прокуратурой г.Архангельска проведена проверка. В результате проведенной проверки заместителем прокурора города Архангельска Шершиевым А.С. внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства. Однако прокурор не указал, какие именно меры были предприняты по факту бездействия и в отношении каких должностных лиц Соломбальского ОП № 5 УМВД России по г.Архангельску, не инициировал возбуждение административного производства в отношении должностных лиц, что является следствием ненадлежащего исполнения своих обязанностей органов прокуратуры и непреодолимым препятствием к осуществлению защиты прав и свобод истца. Полагает, что данным бездействием органов прокуратуры нарушены его конституционные права.
Согласно ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами
Согласно ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В соответствии со ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
Из анализа данной правовой нормы усматривается, что в ней содержится общее правило определения подсудности - по месту нахождения властного органа, и исключение из него - для обжалования действий (бездействия) должностных лиц, место нахождения которых не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 КАС РФ).
Судьей применительно к приведенным законоположениям установлено, что место нахождения административного ответчика не совпадает с территорией, на которую распространяется его компетенция в данном конкретном случае в отношении административного истца; правовые последствия оспариваемого административным истцом действия (бездействия) не ограничены местом нахождения административного ответчика.
Полномочия прокуратуры г.Архангельска распространяются на всю территорию города, а не только на территорию Октябрьского округа г.Архангельска.
Правовые последствия заявленного Мартемьяновым А.А. административного иска могут возникнуть на территории Соломбальского ОП № 5 УМВД России по г.Архангельску, поскольку проверка прокуратурой была проведена по заявлению истца в отношении данного учреждения и бездействие прокуратуры оспаривается по непринятию мер также в отношении данного учреждения, что указано в административном иске.
Указанная территория не относится к подсудности Октябрьского районного суда г. Архангельска.
Возлагаемая административным истцом на административного ответчика обязанность не подлежит исполнению на территории Октябрьского округа г.Архангельска.
Из административного искового заявления не следует, что на территории Октябрьского округа г. Архангельска могут возникнуть какие-либо правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействий).
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных Кодексом, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом (ч. 3 ст. 24 КАС РФ).
Согласно тесту административного искового заявления истец отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области (<адрес>), расположенном на территории, не подпадающей под юрисдикцию Октябрьского районного суда г.Архангельска.
Место регистрации административного истца по месту жительства также не подпадает под юрисдикцию Октябрьского районного суда г. Архангельска (<адрес>).
На наличие иных обстоятельств, позволяющих принять к производству суда настоящее административное исковое заявление, истец не ссылается.
Само по себе место нахождения административного ответчика на территории Октябрьского округа г. Архангельска, не свидетельствует о правомерности обращения в данный суд в силу приведенных выше норм процессуального права.
Согласно ст. 129 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
Поскольку правовые последствия обжалуемого действия (бездействия) возникают на территории, не относящейся к юрисдикции Октябрьского районного суда г.Архангельска, настоящее административное исковое заявление подано с нарушением требований о подсудности.
Административный истец вправе обратиться с данным заявлением в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия), либо по своему месту жительства (нахождения).
С учетом изложенного и на основании ст. 129 КАС РФ, судья
определил:░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░.░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░