№ 2а-673/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2023 года г. Дюртюли
Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Загртдиновой Г.М.,
с участием административного истца Галяуова Р.Х.,
представителя заинтересованных лиц Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан Хайруллиной И.Д., прокурора Нугаевой Э.Ф.,
при секретаре Галиуллине Б.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации сельского поселения Староянтузовский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан к ОСП по г. Дюртюли и Дюртюлинскому району ГУФССП России по РБ, ГУФССП по РБ об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
Администрация сельского поселения Староянтузовский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан обратилась в суд с административным иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по г. Дюртюли и Дюртюлинскому району ГУФССП России по Республике Башкортостан по исполнительному производству №-ИП, указав в обоснование, что решением Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворён иск Дюртюлинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Староянтузовский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан об устранении и нарушений федерального законодательства: в срок до 31.12.2021 обязать Администрацию сельского поселения Староянтузовский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан согласно требованиям санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных постановлениями Главного государственного санитарного врача от 14.03.2002 №10: 1) изготовить и согласовать проект зоны санитарной охраны водозабора по скважинам: - №1В, географические координаты:55.26.10 с.ш., 55.07.30 в.д.; - №3В, географические координаты: 55.28.30 с.ш., 55.04.50. в.д.; - №4190, географические координаты: 55.27.20 с.ш., 55.10.35 в.д.; 2) обеспечить обустройство зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Постановлением от 21.02.2023 заместителем начальника отделения –старшим судебным приставом отделения судебных приставов по г. Дюртюли и Дюртюлинскому району ГУФССП по РБ возбуждено исполнительное производство №-ИП. Требования исполнительного документа в течение 5 дней не были исполнены ввиду объективных обстоятельств. Кроме того, исполнение решения носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательности действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления и органа власти субъекта. Административным истцом предприняты все меры для полного и правильного исполнения решения суда.
Представители ОСП по г. Дюртюли и Дюртюлинскому району ГУФССП России по РБ, ГУФССП России по РБ в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявок не сообщили, об отложении заседания ходатайств не заявили.
На основании положений ст. 150 КАС РФ суд определил провести разбирательство в отсутствие представителей административных ответчиков.
В судебном заседании представитель административного истца Галяуов Р.Х. иск поддержал. Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан Хайруллина И.Д. с иском согласилась.
Прокурор Нугаева Э.Ф. возражала удовлетворению административного иска.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения со взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 указанного Закона.
Согласно части 12 указанной статьи срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В силу части 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора, в соответствии с частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, возможно при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
В пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Таким образом, для удовлетворения заявления о снижении размера исполнительского сбора необходимо устанавливать степень вины должника, иные существенные обстоятельства. В каждом случае при рассмотрении заявления об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора подлежат установлению конкретные обстоятельства, связанные с исполнением судебного акта, которые должны подтверждаться соответствующими доказательствами.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
При этом отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 года N 1-П, в котором было отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости. При этом данная санкция, по ее смыслу в российской правовой системе, преследует штрафные цели, и, соответственно, ее размер, не увязываясь с расходами на принудительное исполнение, должен определяться исходя из обстоятельств конкретного дела, степени вины должника и иных имеющих значение для привлечения к ответственности обстоятельств.
Установлено, что решением Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 21.09.2020 иск Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Староянтузовский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан об устранении и нарушений федерального законодательства удовлетворен, постановлено в срок до 31.12.2021 возложить на ответчика обязанность, согласно требованиям санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных постановлениями Главного государственного санитарного врача от 14.03.2002 №10: 1) изготовить и согласовать проект зоны санитарной охраны водозабора по скважинам: №1В, географические координаты:55.26.10 с.ш., 55.07.30 в.д.; №3В, географические координаты: 55.28.30 с.ш., 55.04.50. в.д.; №4190, географические координаты: 55.27.20 с.ш., 55.10.35 в.д.; 2) Обеспечить обустройство зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Решение вступило в законную силу 22.10.2020.
Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по г. Дюртюли и Дюртюлинскому району ГУФССП России по РБ Латыповой А.Т. от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП, должнику Администрации сельского поселения Староянтузовский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена должнику по системе электронного документооборота по системе ЕПГУ ДД.ММ.ГГГГ и получена должником ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по <адрес> и <адрес> ГУФССП России по РБ Латыповой А.Т. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника в размере 50 000 руб. в связи с тем, что должник в добровольном порядке требования исполнительного документа не исполнил, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ.
Копия постановления о взыскании исполнительского сбора направлена должнику посредством электронного документооборота по системе ЕПГУ ДД.ММ.ГГГГ, получена администрацией сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40).
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора вынесено должностным лицом УФССП по РБ без учета предоставленного законом 5-суточного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Между тем, в установленный должностным лицом УФССП по РБ новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до ДД.ММ.ГГГГ требования исполнительного документа должником не исполнены.
Обращаясь в суд с настоящим иском административный истец указал, что невозможность исполнить решение суда вызвана объективными причинами, не зависящими от Администрации сельского поселения, а именно истечением срока лицензии Администрации сельского поселения на пользование недрами с целью добычи подземных вод для питьевого водоснабжения.
Данные доводы административного истца заслуживают внимания.
После вступления указанного решения в законную силу администрацией сельского поселения проведен сбор, анализ и обобщение материалов геологической, гидрогеологической, геохимической изученности участков водозаборов подземных вод и района работ.
Проведено обследование водозаборов подземных вод и санитарной обстановки на прилегающих территориях: <адрес>, д.<адрес> РБ.
Проведен отбор проб воды из скважин, включенных в проект ЗСО, согласно СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», в том числе по радиоактивным показателям.
Разработан проект зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и водопровода.
В соответствии с Положением о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2012 №200, министерство утверждает проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового обслуживания, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Порядок утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на территории Республики Башкортостан, утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.07.2012 № 231.
В Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан 26 апреля 2022 года было направлено письмо об утверждении «Проекта зоны
санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и водопровода, находящихся на балансе Администрации сельского поселения Староянтузовский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район республики Башкортостан».
Приказом Министерства природопользования и экологии Республики Баппсортостан от 16.03.2022 №284п право пользования недрами Администрации сельского поселения на участке недр местного значения, расположенного в
с.Аканеево, с Староянтузово, с Новоишметово муниципального района
Дюртюлинский район Республики Башкортостан, с целью добычи подземных вод из скважин №№1В, ЗВ, 4190 для хозяйственно-бытового водоснабжения населения, прекращено.
Срок действия лицензии на пользование недрами УФА01525ВЭ, выданный
Администрации сельского поселения Староянтузовский сельсовет муниципального
района Дюртюлинский район Республики Башкортостан 20.09.2011 управлением по недропользованию по Республике Башкортостан, истек 30.09.2021.
Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан в письме от 12.10.2022 №М09-08-15097 отказало в утверждении «Проекта зоны
санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и водопровода, находящихся на балансе Администрации сельского поселения Староянтузовский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район республики Башкортостан» в связи с отсутствием у администрации сельского поселения лицензии на пользование недрами с целью добычи (разведки и добычи) подземных вод для питьевого водоснабжения.
Решением Совета сельского поселения Староянтузовский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан № 44/151 от 10.10.2022 г. сети водоснабжения безвозмездно переданы в собственность муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан.
На основании вышеуказанных правовых норм и разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отсутствии виновных действий, бездействия Администрации сельского поселения Староянтузовский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан по неисполнению требований исполнительного документа в установленный срок, в связи с чем административный истец подлежит освобождению от уплаты исполнительского сбора по постановлению от 29.05.2023 в рамках исполнительного производства №-ИП.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░ 1090260000522) ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░, ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 03.08.2023.