Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-323/2022 (2а-4912/2021;) ~ М-5493/2021 от 20.12.2021

Дело № 2а-323/2022 (2а-4912/2021)

55RS0006-01-2021-007840-89

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 марта 2022 года                             город Омск

Судья Советского районного суда города Омска Писарев А.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области к Горюновой Василине Германовне о взыскании налога на имущество физических лиц и пеней,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 9 по Омской области обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что Горюнова В.Г. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области (далее – Инспекция, налоговый орган).

Инспекцией налогоплательщику Горюновой В.Г. направлено требование № 4011 от 07.02.2021 об уплате недоимки по налогам и пеням.

В установленный в требовании срок налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате задолженности.

Определением мирового судьи судебного участка № 83 в Советском судебном районе в г. Омске от 08.07.2021 судебный приказ о взыскании с Горюнова В.Г. задолженности был отменен.

Ссылаясь на положения НК РФ, КАС РФ, просит взыскать с Горюнова В.Г. недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 19845 рублей и пеню в размере 188,36 рублей.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.

С учетом того, что административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и административный ответчик не выразил возражений против применения такого порядка рассмотрения административного дела, рассматриваемое административное дело не относится к категориям дел, не подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства (часть 2 статьи 291 КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные
в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление
о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций,
а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции РФ, а также п. 1 ст. 3, п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Невыполнение налогоплательщиком установленной законом обязанности по уплате налогов и сборов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (ст.ст. 69, 70 НК РФ).

Невыполнение данной обязанности после направления требования является основанием для применения налоговым органом мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).

Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика – физического лица неуплаченного налога, пени, штрафов предусмотрены положениями статьи 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.

Из анализа положений пунктов 1-3 статьи 48 НК РФ следует, что налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

Согласно абз. 4 п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей (3 000 рублей в редакции, действовавшей до 23.12.2020 г.).

В силу абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Как следует из абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012
№ 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате налога и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Обращаясь в суд, налоговый орган сослался на наличие у Горюновой В.Г. по состоянию на дату составления административного искового заявления задолженности по налогу и пеням.

Из материалов дела следует, что в связи с неуплатой налога Горюновой В.Г. направлено требование № 4011 от 07.02.2021 (на общую сумму 20033,36 рублей), срок для добровольного исполнения – до 18.03.2021.

Поскольку общая сумма налога, подлежащая взысканию по требованию, превышает 10 000 рублей, в соответствии с абз. 4 п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения обязанности принудительного взыскания недоимки) у административного истца возникла обязанность по принудительному взысканию налога, следовательно, налоговый орган был обязан обратиться к мировому судье с заявлением до 18.09.2021.

С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Горюновой В.Г. задолженности налогу и пени налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 83 в Советском судебном районе в г. Омске 17.06.2021 (дело № 2а-1534/2021 л.д. 1), т.е. в пределах установленного абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ срока.

Определением мирового судьи судебного участка № 83 в Советском судебном районе в г. Омске от 08.07.2021 судебный приказ отменен, в этой связи обратиться в суд с иском налоговый орган мог не позднее 10.01.2022 (с учетом праздничных дней).

Как следует из входящего штампа, административный иск поступил в Советский суд г. Омска 20.12.2021, соответственно в пределах шестимесячного срока со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.Таким образом, сроки обращения в суд налоговым органом соблюдены.

В соответствии со статьей 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее – налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

На основании п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно ст. ст. 402, 403 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.

Пунктом 1 ст. 403 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В силу п.п. 2 и 3 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус») в размерах, не превышающих: 1) 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подп. 2 настоящего пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства; 2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей; 3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения. Налоговые ставки, указанные в подп. 1 п. 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус»).

Согласно подпункту 3.1.2 Решения Совета депутатов городского округа Истра Московской области от 09.11.2017 № 16/12 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории городского округа Истра Московской области» налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах от кадастровой стоимости объектов недвижимости – в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых не превышает 300 млн. рублей: 0,3% – жилые дома, частей жилых домов.

Согласно п.п. 1-2 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Горюновой В.Г. на праве единоличной собственности принадлежит, в том числе объект недвижимости – <данные изъяты>

Таким образом, сумма налога на имущество за 2019 год составляет – 19845 рублей (с учетом округления суммы) (6614975 рублей *0,30%)/12*12 месяцев владения).

В данном случае расчет налога на имущество произведен налоговым органом исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения с применением ставки налога на имущество физических лиц, в этой связи признается судом верным.

Во исполнение требований законодательства о налогах и сборах административным истцом в адрес Горюновой В.Г. заказным письмом направлено налоговое уведомление № 8234328 от 03.08.2020, в котором содержалось указание о необходимости уплаты имущественного налога за 2019 год в размере 19845 рублей.

Сведений о полной, либо частичной оплате налога в настоящее время сторонами не представлено.

Поскольку Горюновой В.Г. обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2019 год исполнена не была, в ее адрес заказным письмом было направлено требование № 4011 по состоянию на 07.02.2021 об уплате имущественного налога за 2019 год в размере 19845 рублей и пени в размере 188,36 рублей.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования о взыскании с Горюновой В.Г. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2019 год являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить и в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов (п. 1); пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3).

Налоговым законодательством определено, что к пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен для порядка взыскания налогов и сборов. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, требование о взыскании пени является производным от основного требования о взыскании недоимки.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом своевременно были приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Поскольку Горюнова В.Г. не исполнила свои обязательства по уплате имущественного налога за 2019 год в установленный законом срок, с нее подлежит взысканию пеня в размере 188,36 рублей (за период с 02.12.2020 по 06.02.2021 из расчета 19845 рублей * 67 дней * 4,25% / 300).

Расчет пени судом проверен и сомнения не вызывает, в связи с чем признается верным.

На основании ст.ст. 103, 114 КАС РФ, п. 6 ст. 52, ст. 333.19 НК РФ, с учетом разъяснений, данных в п.п. 40, 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», с должника в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой заявитель освобожден в силу п. 19 ст. 333.36 НК РФ, в размере 801 рубля.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 291-294 КАС РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 9 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░░░ 19845 ░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2019 ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 02.12.2020 ░░ 06.02.2021, ░ ░░░░░░░ 188,36 ░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░ – 20033,36 ░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 801 ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                         ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-323/2022 (2а-4912/2021;) ~ М-5493/2021

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы №9 по Омской области
Ответчики
Горюнова Василина Германовна
Суд
Советский районный суд г. Омска
Судья
Писарев Александр Викторович
Дело на сайте суда
sovetsky--oms.sudrf.ru
20.12.2021Регистрация административного искового заявления
20.12.2021Передача материалов судье
22.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2022Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
01.03.2022Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
01.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее