Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-29/2023 ~ М-28/2023 от 05.04.2023

дело № 3а-29/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Элиста 26 апреля 2023 года

Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего - судьи Литовкина В.В.,

при секретаре - Чимидовой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Эрднеевой Светланы Юрьевны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л:

Эрднеева С.Ю. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, указав, что вступившим в законную силу решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 августа 2022 года на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить ей, относящейся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированных жилых помещений, и достигших возраста 23 лет, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированных жилых помещений, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения на территории г. Элисты Республики Калмыкия. Указанное судебное решение не исполнено до настоящего времени, что нарушает её права на незамедлительное получение жилого помещения и является основанием для присуждения компенсации в соответствии с действующим законодательством. Ссылаясь на продолжительность неисполнения решения суда, а также практику Европейского Суда по правам человека, просит присудить в её пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 912340 рублей за счет средств бюджета Республики Калмыкия.

Определением Верховного Суда Республики Калмыкия от 06 апреля 2023 года к участию в деле привлечены в качестве административного ответчика Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, в качестве заинтересованного лица Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия.

В письменных возражениях на административный иск представитель Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Умкеев В.Б. считает заявленный размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок завышенным и необоснованным. Указал, что решение суда от 16 августа 2022 года не исполнено по объективным причинам ввиду отсутствия специализированного жилищного фонда, а также недостаточности денежных средств в бюджете на строительство и приобретение жилья. Считает, что Республика Калмыкия в лице уполномоченных органов не уклоняется и не бездействует от выполнения требований законодательства и исполнительных документов по предоставлению жилья, а планомерно решает проблему предоставления лицам, нуждающимся в получении жилья, исходя из возможностей бюджетной системы и наличия предложений на рынке жилья.

В письменных возражениях представитель Министерства финансов Республики Калмыкия Куркудинов М.В. просит в удовлетворении административного искового заявления отказать. Ссылаясь на сложность исполнения решения суда, касающегося предоставления жилого помещения, полагает, что срок исполнения решения суда, составляющий чуть более 6 месяцев, является разумным. Указывает, что за период с 2008-2022 годы Республикой Калмыкией обеспечено жилыми помещениями 1056 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что свидетельствует о постоянном движении очереди и принятии ответчиком достаточных мер по исполнению судебного акта. Считает, что заявленный размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок является чрезмерным и не соответствующим принципу разумности и справедливости.

В судебном заседании административный истец Эрднеева С.Ю. заявленные административные исковые требования поддержала.

Представители административных ответчиков – Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, Министерства финансов Республики Калмыкия, заинтересованного лица – Управления федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

На основании статей 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд признает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав административного истца Эрднееву С.Ю., исследовав материалы дела, гражданское дело №2-2181/2022, исполнительное производство № 33042/22/08015-ИП, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Частью 1 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено исполнение судебных актов в разумные сроки.

Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» граждане Российской Федерации при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 1 указанного закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта.

Как следует из материалов дела, решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 августа 2022 года, вступившим в законную силу 17 сентября 2022 года, на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить Эрднеевой С.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированных жилых помещений, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения на территории города Элисты Республики Калмыкия.

Исполнительный лист серии ФС № 026352321 по данному делу выдан Элистинским городским судом Республики Калмыкия 20 сентября 2022 года и 3 октября 2022 года предъявлен административным истцом к исполнению в Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия.

Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя указанного отдела судебных приставов от 5 октября 2022 года в отношении Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия возбуждено исполнительное производство №33042/22/08015-ИП.

Таким образом, по настоящему делу взыскатель без задержки обратился за исполнением судебного акта в уполномоченный орган, который своевременно возбудил по нему исполнительное производство.

Однако судебное постановление Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия не исполнено по причинам, не зависящим от взыскателя.

Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года закреплено право каждого в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (пункт 1 статьи 6).

По смыслу статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства», что подтверждается разъяснениями судебной практики, содержащимися в абзаце четвертом пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 55 Постановления Пленума от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства РФ, части 1 и 3 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ).

На основании исследованных судом материалов установлено, что в процессе исполнения судебного постановления административный истец добросовестно выполняла возложенные на нее процессуальные обязанности, не допуская злоупотреблений своими правами, и не совершала никаких действий, способствовавших задержке исполнения судебного акта.

Должником же не предприняты какие-либо достаточные, реальные, своевременные и эффективные меры к исполнению судебного решения, несмотря на вынесенные в его адрес 13 октября 2022 года и 16 января 2023 года судебным приставом-исполнителем требования об исполнении исполнительного документа, а также взыскание с него постановлением начальника отделения – старшим судебным приставом МОСП по ОИП УФССП по Республике Калмыкия от 20 марта 2023 года исполнительского сбора в размере 50000 руб.

При этом каких-либо ответов на требования должностных лиц органа принудительного исполнения Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия не представлено.

Приведенные в возражениях административных ответчиков обстоятельства о том, что исполнение судебного акта представляет фактическую сложность, связанную со спецификой предмета исполнения; финансовым обеспечением осуществления органами государственной власти государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями за счет выделенных средств из республиканского бюджета; необходимостью соблюдения требований бюджетного законодательства, Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не являются основанием для освобождения административного ответчика от обязанности по предоставлению Эрднеевой С.Ю. жилого помещения, поскольку недостаточность денежных средств на приобретение жилья либо наличие обязательств в отношении иных лиц законодателем не предусмотрено в качестве основания для освобождения указанного лица от исполнения судебного акта.

Таким образом, решение суда не исполнено должником по причинам, не зависящим от взыскателя. Действия должника по исполнению судебного акта нельзя признать достаточными и эффективными, длительность исполнения судебного акта не связана с наличием каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (непреодолимая сила), которые объективно делали бы невозможным своевременное исполнение решения суда.

С учетом этого имеются основания считать, что в рассматриваемой ситуации право Эрднеевой С.Ю. на исполнение решения суда в разумный срок нарушено, а потому заявленное требование о присуждении последней компенсации за нарушение указанного права подлежит удовлетворению.

Общий срок неисполнения судебного акта, исчисленный в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11, с момента предъявления истцом 3 октября 2022 года исполнительного листа в Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия до дня рассмотрения настоящего дела составил 6 месяцев 23 дня.

В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (в ред. Федерального закона от 11.06.2022 N 183-ФЗ) размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости.

Оценивая последствия нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, их значимость для административного истца, суд учитывает, что данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, и принимает во внимание, что Эрднеева С.Ю. относилась к категории социально незащищенных граждан, по отношению к которым государство приняло на себя повышенные обязательства, на протяжении всего периода исполнения судебного акта нуждалась в реализации ее конституционного права на жилище, неся дополнительные усилия по поиску и аренде временного жилья, доказательств обратного административными ответчиками не представлено.

Однако требуемый административным истцом размер компенсации – 912340 рублей, со ссылкой на практику Европейского Суда по правам человека, по мнению суда, является завышенным. Федеральным законом от 11 июня 2022 г. № 183-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» из части 2 статьи 2 Закона о компенсации исключено положение об определении размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок с учетом практики Европейского Суда по правам человека.

Учитывая изложенное, приведенные выше обстоятельства производства по исполнению судебного решения, недостаточность и неэффективность мер, принятых органом, на который возложена обязанность по исполнению судебного акта, общую продолжительность срока его исполнения, значимость его последствий для Эрднеевой С.Ю., суд считает необходимым взыскать с Министерства финансов Республики Калмыкия за счет средств бюджета Республики Калмыкия в её пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 25000 рублей, которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца. Указанная сумма, по мнению суда, позволит в полном объеме компенсировать негативные последствия установленного судом факта нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.

Согласно пункта 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ и части 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пользу Эрднеевой С.Ю. с Министерства финансов Республики Калмыкия также подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей. Указанные расходы по оплате государственной пошлины подтверждаются чек-ордером от 28 марта 2023 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, 10 ░░░░░░ 1983 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 25 000 (░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░, ░░░ ░░░, ░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 26 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-29/2023 ~ М-28/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Эрднеева Светлана Юрьевна
Ответчики
Министерство финансов Республики Калмыкия
Другие
УФССП по РК
Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия
Суд
Верховный Суд Республики Калмыкия
Судья
Литовкин Владимир Васильевич
Дело на сайте суда
vs--kalm.sudrf.ru
05.04.2023Регистрация административного искового заявления
05.04.2023Передача материалов судье
06.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
06.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2023Судебное заседание
26.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2023Дело оформлено
18.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее