Адм. дело № 2а-78/2024.
УИД 51RS0019-01-2024-000049-29.
Мотивированное решение составлено 27.05.2024 (с учетом нерабочих выходных дней 18.05.2024, 19.05.2024, 25.05.2024, 26.05.2024).
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2024 года г. Полярные Зори
Полярнозоринский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Ханиной О.П.,
при секретаре Шигановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области Чеботареву А.В. о взыскании задолженности по уплате земельного налога, налога на имущество физических лиц, транспортного налога,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области (далее – УФНС России по Мурманской области, Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Чеботареву А.В. о взыскании задолженности по уплате земельного налога, налога на имущество физических лиц, транспортного налога.
В обоснование иска указано, что Чеботарев А.В. является субъектом налоговых правоотношений и состоит на налоговом учете.
В соответствии со статьями 357, 358, 359, 360 362, 85 Налогового кодекса Российской Федерации, а также статьей 5 Закона Мурманской области от 18.11.2002 «О транспортном налоге», Чеботарев А.В., являясь в период 2019-2022 г.г. собственником маломерного судна, обязан уплачивать транспортный налог.
Кроме того, в соответствии со статьями 400, 401, 408, 406, 85 Налогового кодекса Российской Федерации, Чеботарев А.В. являвшийся в период 2019-2022 г.г. собственником объектов недвижимости на территории муниципальных образований <адрес> и <адрес>, обязан уплачивать налог на имущество физических лиц.
Также административный ответчик в период 2019-2022 г.г. являлся собственником земельных участков, расположенных на территории муниципального образования <адрес>, в связи с чем несет обязанность по уплате земельного налога за спорные налоговые периоды.
Налоговыми уведомлениями от 01.09.2020 №**, от 01.09.2021 №**, от 01.09.2022 №**, от 15.08.2023 №** произведен расчет транспортного налога, налога на имущество физических, земельного налога, соответственно за налоговые периоды 2019, 2020, 2021 и 2022 г.г. с учетом ставок установленных нормами действующего законодательства, и решениями органов местного самоуправления, однако, в установленные законом сроки налоги административным ответчиком Чеботаревым А.В. уплачены не были.
В связи с несвоевременным исполнением обязанности по уплате налога в адрес Чеботарева А.В. было направлено требование от 16.05.2023 №** об уплате образовавшейся за налоговые периоды 2019-2022 г.г., в том числе, недоимки по транспортному налогу за в размере 640 руб., по налогу на имущество физических лиц в размере 2746 руб., по земельному налогу в размере 8526 руб., всего в общем размере 11912 руб., которое до настоящего времени не исполнено.
На основании обращения налогового органа, мировым судьей судебного участка Полярнозоринского судебного района был вынесен судебный приказ №** о взыскании указанной задолженности с Чеботарева А.В., однако 10.01.2024 на основании заявления налогоплательщика судебный приказ был отменен.
Полагая, что предусмотренный пунктом 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок обращения с настоящим иском в суд, исчисляемый со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, не истек, УФНС России по Мурманской области с учетом письменных уточнений заявленных требований от 11.03.2024 просило суд взыскать с Чеботарева А.В. задолженность по налогам в сумме 11912 руб. (л.д. 4-8, 45).
Представитель административного истца – УФНС России по Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, о чем указано в административном исковом заявлении (л.д. 8).
Административный ответчик Чеботарев А.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образолм что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 110).
Извещение административного ответчика произведено судом по правилам главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При таком положении, в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца и ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признавалась судом обязательной.
Изучив материалы административного дела, а также материалы административного дела №**, представленного мировым судьей судебного участка Полярнозоринского судебного района Мурманской области, суд полагает, что исковые требования УФНС России по Мурманской области к Чеботареву А.В. о взыскании задолженности по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога подлежат удовлетворению.
Приказом УФНС России по Мурманской области от 19 апреля 2019 года №04-02/64@ «О централизации функций по урегулированию задолженности» функции по урегулированию задолженности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц на территории Мурманской области с 30 апреля 2019 года переданы из ИФНС России по г.Мурманску и межрайонных ИФНС России по Мурманской области в Межрайонную ИФНС России №9 по Мурманской области.
Приказом ФНС России от 13 мая 2022 года № ЕД-7-4/396@ «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области», ИФНС по г.Мурманску, Межрайонные ИФНС России № 1,2,5,7,8 и 9 по Мурманской области с 29 августа 2022 года реорганизованы, путем присоединения к УФНС России по Мурманской области. При переходе на двухуровневую систему управления все функции реорганизуемых инспекций возложены на УФНС России по Мурманской области, которое является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности инспекций.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (и далее приведена редакция, действовавшая на момент возникновения спорных правоотношений) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Как отмечено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 №381-О-П, обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно и в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога.
Как предусмотрено абзацем 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
При этом в силу пунктов 2 и 5 части 1, части 2 статьи 287, части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций на административного истца возлагается обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, а также обязанность по представлению доказательств, подтверждающих размер денежной суммы, составляющей платеж либо санкцию, и ее расчет.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:
1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;
2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу части 3.1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявления о вынесении судебного приказа по бесспорным требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются мировым судьей по правилам главы 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. По существу заявленного требования мировым судьей выносится судебный приказ, который на основании поступивших от должника возражений относительного его исполнения может быть отменен (часть 1 статьи 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопрос соблюдения налоговым органом срока обращения в суд для получения судебного приказа, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, о чем разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 62, согласно которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.
По смыслу положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Процессуальных полномочий для проверки вынесенного мировым судьей судебного приказа у районного суда при рассмотрении административного дела не имеется. Проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (часть 3 статьи 123.8 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таким образом, в рассматриваемом деле выдача судебного приказа мировым судьей свидетельствует о наличии оснований для восстановления административному истцу срока для обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей, поскольку материалы дела подтверждают, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом выражена воля на взыскание в принудительном порядке с Чеботарева А.В. неуплаченной суммы налогов и пени, в связи с чем подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий иск.
Из этого следует, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что до обращения с настоящим иском в суд, 18.12.2023 УФНС России по Мурманской области обратилось к мировому судье судебного участка Полярнозоринского судебного района с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Чеботарева А.В. спорной задолженности по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога, предъявленной в настоящем иске.
В связи с поступившими возражениями Чеботарева А.В. относительно исполнения судебного приказа, судебный приказ №2а-4106/2023, вынесенный 19.12.2023, был отменен определением мирового судьи судебного участка Полярнозоринского судебного района от 10.01.2024 (л.д. 30).
Таким образом, с административным исковым заявлением о взыскании с Чеботарева А.В. обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию Управление вправе было обратиться в срок по 19.06.2024 включительно.
Согласно штемпелю отделения почтовой связи, настоящее административное исковое заявление направлено УФНС России по Мурманской области в суд 07.02.2024 (л.д. 32).
Следовательно, установленный законом срок для обращения в суд с настоящими требованиями к административному ответчику Чеботареву А.В. Управлением не пропущен.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно пункту 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу части 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя (пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговые ставки для маломерных судов установлены статьей 5 Закона Мурманской области от 18.11.2002 № 368-01-ЗМО «О транспортном налоге» в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.
На основании пункта 1 статьи 5 Закона Мурманской области от 18 ноября 2002 года № 368-01-ЗМО «О транспортном налоге» (в соответствующих редакциях, действовавших в период возникновения спорных правоотношений) налоговые ставки устанавливаются настоящим Законом соответственно в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, в следующих размерах: катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно – 5 руб. в период с 01.01.2011 по 31.12.2021, а с 01.01.2022 по настоящее время – 17 руб. за одну единицу измерения.
Из материалов дела следует, что административный ответчик Чеботарев А.В. состоит на учете в налоговом органе в качестве плательщика транспортного налога.
В период с 25.06.2010 по настоящее время Чеботарев А.В. является собственником маломерного судна – ***, что подтверждается сведениями, представленными ГУ МЧС России по Мурманской области (л.д. 82).
Налогоплательщику был исчислен транспортный налог на указанное маломерное судно за 2019 г. – в сумме 100 руб., за 2020 г. - в сумме 100 руб., за 2021 г. – в сумме 100 руб., за 2022 г. – в сумме 340 руб., и в его адрес направлены налоговые уведомления за соответствующие налоговые периоды: от 01.09.2020 №**, от 01.09.2021 №**, от 01.09.2022 №**, от 15.08.2023 №** со сроками уплаты - не позднее 01.12.20220, 01.12.2021, 01.12.2022, 01.12.2023 соответственно. (л.д. 15-16,18-19,21-22, 24)
Обязанность по уплате транспортного налога выполнена не была, что послужило основанием в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации для направления в адрес Чеботарева А.В. требований об оплате налога №** от 08.12.2020, №** от 10.12.2021, №** от 04.12.2022 (л.д. 115-118). Меры взыскания по данным требованиям не применялись.
Согласно пункту 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Плательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как предусмотрено статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в том числе квартира.
В силу Закона Мурманской области от 18.11.2016 N 2057-01-ЗМО установлена единая дата начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01.01.2017.
Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 Налогового кодекса Российской Федерации).
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения (пункт 3 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Решением Совета депутатов города Полярные Зори от 28.11.2016 № 148 «О налоге на имущество физических лиц» (в соответствующих редакциях) установлены налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц в размере 0,1 процента кадастровой стоимости в отношении жилых домов, жилых помещений, расположенных в н.п. Африканда и 0,3 процента кадастровой стоимости в отношении гаражей и машино-мест (подпункты 1, 2 пункта 3 Решения Совета депутатов города Полярные Зори от 28.11.2016 № 148).
Решением Совета Лоухского городского поселения Республики Карелия № 102 от 03.11.2016, в редакции решений от 28.09.2018 № 35, от 21.05.2020 № 36, от 25.06.2021 № 65) установлены налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц в размере 0,1 процента кадастровой стоимости в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир и частей квартир.
Из материалов дела следует, что административный ответчик Чеботарев А.В. состоит на учете в налоговом органе в качестве плательщика налога на имущество физических лиц.
Судом установлено, Чеботарев А.В. являлся собственником:
7/15 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, период владения с 22.05.2012 по настоящее время (л.д. 106-107);
1/6 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, период владения с 07.07.2020 по настоящее время (л.д. 94-96);
1/6 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, период владения с 19.12.2018 по настоящее время (л.д. 100-102);
гаража, расположенного по адресу: <адрес>, период владения с 04.06.2012 по настоящее время (л.д. 84);
гаража, расположенного по адресу: <адрес>, период владения с 19.07.2012 по настоящее время (л.д. 90);
хозяйственного строения, расположенного по адресу: <адрес>, период владения с 17.07.2014 по настоящее время (л.д. 109).
Как следует из представленных налоговых уведомлений, налоговым органом за налоговые периоды 2019-2022 г.г. налогоплательщику был исчислен налог на имущество физических лиц на указанные объекты недвижимости *** в общей сумме 2763 руб., в том числе: за 2019 год сумме 788 руб., за 2020 год в сумме 833 руб., за 2021 год в сумме 896 руб., за 2022 год в сумме 246 руб., и в его адрес направлены налоговые уведомления за соответствующие налоговые периоды: от 01.09.2020 №**, от 01.09.2021 №**, от 01.09.2022 №**, от 15.08.2023 №** со сроками уплаты - не позднее 01.12.20220, 01.12.2021, 01.12.2022, 01.12.2023 соответственно (л.д. 15-16,18-19,21-22, 24).
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц выполнена не была, что послужило основанием в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации для направления в адрес Чеботарева А.В. требований об оплате налога №** от 08.12.2020, №** от 09.12.2020, №** от 10.12.2021, №** от 04.12.2022 (л.д. 115-118). Меры взыскания по данным требованиям не применялись.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус"), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:
- 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением части земельного участка, приходящейся на объект недвижимого имущества, не относящийся к жилищному фонду и (или) к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с решением Совета депутатов города Полярные Зори от 27.09.2017 № 227 «О земельном налоге», и последующими решениями Совета депутатов города Полярные Зори о ставках земельного налога на 2019 года (от 14.11.2018 № 319), на 2020 год (от 14.11.20196 № 398), на 2021 год (от 30.11.2020 № 27), на 2022 год (от 27.10.2021 № 109) установлена ставка в размере 0,3 % от налоговой базы вотношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемые для сельскохозяйственного производства; земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, предназначенные для размещения гаражей, автостоянок.
Из материалов дела следует, что административный ответчик Чеботарев А.В. состоит на учете в налоговом органе в качестве плательщика земельного налога.
Судом установлено, Чеботарев А.В. являлся собственником:
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, период владения с 20.07.2012 по настоящее время (л.д. 86);
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, период владения с 18.12.2012 по настоящее время (л.д. 88);
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, период владения с 04.06.2012 по настоящее время (л.д. 92);
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, период владения с 19.08.2014 по настоящее время (л.д. 98);
- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, период владения с 28.08.2014 по настоящее время (л.д. 104).
Налогоплательщику был исчислен земельный налог на указанные земельные участки в общей сумме 8953 руб., в том числе: за 2019 г. – в сумме 2431 руб., за 2020 г. - в сумме 2453 руб., за 2021 г. – в сумме 2033 руб., за 2022 г. – в сумме 2036 руб., и в его адрес направлены налоговые уведомления за соответствующие налоговые периоды: от 01.09.2020 №**, от 01.09.2021 №**, от 01.09.2022 №**, от 15.08.2023 №** со сроками уплаты - не позднее 01.12.2020, 01.12.2021, 01.12.2022, 01.12.2023 соответственно (л.д. 15-16,18-19,21-22, 24).
Обязанность по уплате земельного налога выполнена не была, что послужило основанием в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации для направления в адрес Чеботарева А.В. требований об оплате налога №** от 08.12.2020, №** от 10.12.2021, №** от 04.12.2022 (л.д. 115-118). Меры взыскания по данным требованиям не применялись.
Представленный расчет сумм налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налога по каким-либо основаниям административным ответчиком не оспорен.
Доказательств наличия у Чеботарева А.В. налоговых льгот в соответствии с нормами действующего налогового законодательства административным ответчиком суду не представлено.
Учитывая изложенное, оснований для освобождении административного ответчика от уплаты налога на имущество физических лиц, транспортного и земельного налога за спорные периоды полностью или в части не имеется.
С учетом положений части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, и руководствуется размером задолженности Чеботарева А.В. за налоговые периоды 2019-2022 г.г., указанным в административном исковом заявлении и уточнениях к нему от 11.03.2024.
С 01.01.2023 законодателем введено понятие единого налогового платежа и единого налогового счета.
Согласно статье 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1).
Единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа (пункт 2).
Согласно пунктам 4, 5 указанной статьи единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (в том числе при исполнении обязанности управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества).
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, указанного в пункте 4 настоящей статьи, в валюте Российской Федерации на основе, среди прочего, налоговых уведомлений - со дня наступления установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующего налога (подпункт 6).
Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, больше денежного выражения совокупной обязанности. При формировании положительного сальдо единого налогового счета не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента.
Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 1 января 2023 года с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом, согласно пункту 2 вышеуказанной статьи в целях пункта 1 части 1 настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания.
По состоянию на 01.01.2023 у налогоплательщика Чеботарева А.В. сформировалось отрицательное сальдо по единому налоговому счету, в том числе отрицательное сальдо сформировано спорной недоимкой по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. Выявив наличие отрицательного сальдо налогового счета налоговый орган в силу требования части 1 статьи 69 НК РФ направил Чеботареву А.В. требование об уплате недоимки от 16.05.2023 №**, предоставив срок для добровольного исполнения до15.06.2023 (л.д. 26).
Согласно Приказу от 22 августа 2017 г. N ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика» налоговый орган вправе направлять налогоплательщику через его личный кабинет документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в электронной форме лишь после получения налогоплательщиком доступа к личному кабинету в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 23 Приказа, датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждение даты отправки.
Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.
Требование об уплате задолженностиот 16.05.2023 №**, было направлено Чеботареву А.В. в личный кабинет налогоплательщика и получено 19.05.2023, что подтверждается скриншотом страницы личного кабинета налогоплательщика (л.д. 27)
В связи с неисполнением требования об уплате задолженности от 16.05.2023 №** налоговым органом было принято решение№** от 14.09.2023о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика, которое в этот же день направлено Чеботареву А.В. (л.д. 28-29).
В связи с неисполнением обязанности налогоплательщиком в добровольном порядке по уплате задолженности налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по уплате пени к мировому судье судебного участкаПолярнозоринского судебного района Мурманской области, а после вынесения мировым судьей определения от10.01.2024об отмене судебного приказа, 07.02.2024 с настоящим административным иском в Полярнозоринский районный суд Мурманской области
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также учитывая достаточность представленных доказательств для разрешения спора по существу и их взаимную связь в совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования УФНС по Мурманской области к Чеботареву А.В.о взыскании задолженности по уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц, подлежат удовлетворению, с Чеботарева А.В. в пользу Управления подлежат взысканию недоимка по транспортному налогу за 2019-2022 г.г. в сумме 640 руб., недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2019-2022 г.г. в сумме 2746 руб., недоимка по земельному налогу за 2019-2022 г.г. в сумме 8526 руб., всего задолженность по налогам в сумме 11 912 руб.,
В соответствии со статьей 103, частью 1 статьи 111, частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы (в том числе налоговые органы), выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве административных истцов от уплаты государственной пошлины освобождены.
Таким образом, с учетом подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из общей суммы удовлетворённых требований, с административного ответчика Чеботарева А.В. подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 476 руб. 48 коп.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 2019-2022 ░.░. ░ ░░░░░ 11 912 (░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░ (░░░ 18205100230012315918), ░ ░░░ ░░░░░:
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2019-2022 ░.░. ░ ░░░░░░░ 640 ░░░░░░;
░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ 86621425 ░░ 2019-2022 ░.░. ░ ░░░░░░░ 17 ░░░░░░;
░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ 47528000 ░░ 2019-2022 ░.░. ░ ░░░░░░░ 2729 ░░░░░░;
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2019-2022 ░.░. ░ ░░░░░░░ 8526 ░░░░░░;
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 476 (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 48 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░