Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-310/2023 ~ М-114/2023 от 27.01.2023

Дело (УИД) №60RS0002-01-2023-000164-53

Производство № 2а-310/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 февраля 2023 года город Великие Луки

Великолукский городской суд Псковской области в составе председательствующего судьи Тевс М.В.,

при секретаре Беллавиной И.В.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Администрации г. Великие Луки к Управлению ФССП России по Псковской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ВИП УФССП России по Псковской области Степановой ФИО11 об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация города Великие Луки Псковской области обратилась в суд с административным иском к УФССП России по Псковской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ВИП УФССП России по Псковской области Степановой Н.В. об освобождении от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска административный истец указал, что 23.05.2022 года от УФССП по Псковской области МОСП по ВИП поступило постановление о возбуждении исполнительного производства от 23.05.2022 года №, предметом исполнения по которому являлось предоставление Григорьеву А.В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда в границах МО «город Великие Луки» во исполнение решения Великолукского городского суда Псковской области от 30.03.2021 года по делу № 2-91/2021. Администрации города Великие Луки предлагалось в пятидневный срок добровольно исполнить решение суда.

Ввиду отсутствия у Администрации города Великие Луки возможности в пятидневный срок предоставить Григорьеву А.В. жилое помещение, 26.05.2022 года было подано в Великолукский городской суд заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения по делу №2-91/2021.

Определением Великолукского городского суда от 09.06.2022 в удовлетворении заявления Администрации г. Великие Луки об отсрочке исполнения решения суда отказано.

03.08.2022 года в адрес Администрации города Великие Луки от судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП России по Псковской области Степановой Н.В. поступило постановление от 02.08.2022 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, в котором указывается, что администрацией города не исполнен исполнительный документ в срок для добровольного исполнения и в связи с этим с должника подлежит взысканию исполнительский сбор в размере 50000 рублей в срок до 09.08.2022 года.

Постановлением Администрации города Великие Луки от 09.08.2022 №2079 Григорьев А.В. обеспечен жилым помещением, с ним заключен типовой договор найма жилого помещения №153 от 11.08.2022 года.

Ссылаясь на положения законодательных актов Псковской области, регулирующих предоставление жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, положения Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», административный истец, указывает, что из-за длительности процедуры приобретения и предоставления взыскателю жилого помещения, у административного истца не было возможности исполнить требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок, и его вина в нарушении срока добровольного исполнения отсутствует, в связи с чем, административный истец просит освободить его от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от 02.08.2022.

Представитель административного истца Администрации г. Великие Луки Лобукова А.В. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела без участия административного истца, при этом указала, что административные исковые требования поддерживает в полном объеме. Кроме того, в ходатайстве указала, что Администрация города Великие Луки не уклонялась от исполнения решения суда, а зависела от обстоятельств, связанных с выделением денежных средств, процедурой приобретения, на которые не могла повлиять.

Представитель административного ответчика УФССП России по Псковской области, административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ВИП УФССП России по Псковской области Степанова Н.В. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.

Судебный пристав-исполнитель МОСП по ВИП УФССП России по Псковской области Касаткина О.А. просила провести судебное заседание в отсутствие судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП России по Псковской области и отказать в заявленных требованиях в полном объёме.

Судебная повестка о времени и месте рассмотрения дела, направленная заинтересованному лицу Григорьеву А.В., возвращена почтовым отделением связи за истечением срока хранения, что в силу части 1 ст. 165.1 ГК РФ, разъяснений, изложенных в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», свидетельствует о надлежащем извещении заинтересованного лица о месте и времени рассмотрения дела.

Суд, исследовав и оценив письменные материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от 01 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федерального закона «Об исполнительном производстве») судебный пристав-исполнитель вправе взыскать с должника исполнительский сбор.

В силу статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (пункт 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (пункт 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей (пункт 3).

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (пункт 6).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (пункт 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).

Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 2 п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора, в случае если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Великолукского городского суда Псковской области от 22.01.2021 по гражданскому делу, производство №2-91/2021 на Администрацию города Великие Луки возложена обязанность предоставить Григорьеву А.В. благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования «город Великие Луки», отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 25 кв. м. по договору найма специализированного жилого помещения. Решение Великолукского городского суда обжаловано, Апелляционным определением Псковского областного суда оставлено без изменения и вступило в законную силу 30 марта 2021 года (л.д.24-30, 33-38).

В целях исполнения указанного решения 04 августа 2021 года Великолукским городским судом Псковской области выдан исполнительный лист серии ФС №, на основании которого, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ВИП УФССП России по Псковской области Степановой Н.В. было возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Администрации города Великие Луки, предмет исполнения – обязать Администрации города Великие Луки предоставить Григорьеву А.В. благоустроенное жилое помещение. Одновременно должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства (л.д.13-14).

Постановление о возбуждении исполнительного производства Администрацией города Великие Луки было получено в тот же день – 23.05.2022 года.

Таким образом, установленный Администрации города Великие Луки 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе истекал 30.05.2022 года.

26 мая 2022 года Администрация города Великие Луки обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, о чем поставила в известность судебного пристава-исполнителя (л.д.39).

Определением Великолукского городского суда от 09 июня 2022 года Администрации города Великие Луки отказано в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда от 22.01.2021 года (л.д.40-43). Определение обжаловано. Апелляционным определением Псковского областного суда от 23 августа 2022 года определение Великолукского городского суда от 09 июня 2022 года оставлено без изменения (л.д.44-49).

09.08.2022 года административным истцом решение суда исполнено. Григорьеву А.В. было предоставлено жилое помещение по адресу: г. ФИО2, <адрес>, что подтверждается постановлением Администрации города Великие Луки от 09.08.2022 года №, типовым договором найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ и актом приема - передачи ключей от квартиры, расположенной по вышеуказанному адресу Григорьеву А.В. от 11.08.2022 года (л.д.16-23).

В обоснование доводов об отсутствии вины Администрации города Великие Луки в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа административный истец ссылается на положения Закона Псковской области от 09.01.2013 № 1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Псковской области от 03.06.2011 № 1082-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановление Администрации г. Великие Луки от 20.08.2013 № 1937 «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда».

Согласно статьи 9 Закона Псковской области от 09.01.2013 №1241-ОЗ финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с обеспечениями жилыми помещениями, осуществляется за счет средств областного бюджета. Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий, согласно приложению, к Закону Псковской области от 03.06.2011 № 1082-ОЗ.

Предоставление жилых помещений указанной категории граждан на территории муниципального образования «Город Великие Луки» реализуется в соответствии с постановлением Администрации г. Великие Луки от 20.08.2013 № 1937.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что разрешение вопроса предоставления жилых помещений указанной категории граждан зависит от поступления из областного бюджета денежных средств на указанные цели и необходимости соблюдения законодательно закрепленной процедуры приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований.

В качестве доказательств, подтверждающих отсутствие вины Администрации города Великие Луки и принятия всех возможных мер для надлежащего исполнения решения суда, административным истцом представлены следующие доказательства:

- письмо КУМИ города Великие Луки от 19.02.2021 года, из которого следует, что работа по предоставлению Григорьеву А.В. жилого помещения велась ещё до возбуждения исполнительного производства (л.д.31);

- сведения из Единой информационной системы в сфере закупок (далее ЕИС), размещенные по адресу в сети «Интернет»: http://zakupki.gov.ru, из которых следует, что Администрация города Великие Луки неоднократно размещала объявления о проведении электронных аукционов по приобретению жилого помещения для обеспечения жильём детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в 2021 и 2022 годах;

- протокол № проведения итогов электронного аукциона от 01.06.2022 года, из которого усматривается, что извещение о проведении настоящего электронного аукциона было размещено на сайте ЕИС;

- муниципальный контракт № купли - продажи жилого помещения, расположенного по адресу: г. ФИО2, <адрес>, в целях обеспечения жильем детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в 2022 году от ДД.ММ.ГГГГ;

- акт приема – передачи недвижимого имущества от 21.06.2022 года от продавца ООО «Масштаб» к покупателю КУМИ города Великие Луки, жилого помещения – квартиры, расположенной по вышеуказанному адресу.

Право собственности на квартиру, расположенную г. ФИО2, <адрес> было зарегистрировано за муниципальным образованием «Город Великие Луки» Псковской области 28.06.2022 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области от 29.07.2022 года.

Постановлением Администрации г. Великие Луки от 09.08.2022 года №2079 «О предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Григорьеву А.В.» Григорьеву А.В. по договору найма жилого помещения сроком на 5 лет предоставлена <адрес>, г. ФИО2.

11.08.2022 года МУ «УЖКХ Администрации г. Великие Луки» заключило с Григорьевым А.В. типовой договор найма жилого помещения №, расположенного по адресу: г. ФИО2, <адрес>, подписан акт приема – передачи ключей.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что неисполнение Администрацией города Великие Луки исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения, связано с объективными причинами, не зависящими от должника, поскольку из вышеуказанных документов следует, что Администрация города Великие Луки приступила к исполнению решения суда о предоставлении жилого помещения Григорьеву А.В. ещё в феврале 2021 года – просила выделить денежные средства, проводила аукционы по приобретению жилья, т.е. до выдачи исполнительного листа (27.10.2021) и возбуждения исполнительного производства (23.05.2022). Ряд аукционов не состоялись, ввиду отсутствия заявок. Очередной аукцион состоялся 01.06.2022 года, по итогам которого жильё было приобретено 14.06.2022 года. После того как состоялся аукцион, процедура оформления и передачи жилья заняла 2 месяца и 11 дней.

Таким образом, в действиях Администрации по исполнению решения суда, отсутствует вина в нарушении сроков исполнения исполнительного документа.

При таких обстоятельствах, имеются предусмотренные законом основания для освобождения должника от исполнительского сбора.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 02.08.2022 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 03 ░░░░░ 2023 ░░░░

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-310/2023 ~ М-114/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация города Великие Луки
Ответчики
УФССП России по Псковской области МОСП по ВИП
Судебный пристав - исполнитель УФССП России по Псковской области МОСП по ВИП Степанова Н.В.
Другие
Григорьев Александр Васильевич
Суд
Великолукский городской суд Псковской области
Судья
Тевс Марина Викторовна
Дело на сайте суда
velikolukskygor--psk.sudrf.ru
27.01.2023Регистрация административного искового заявления
30.01.2023Передача материалов судье
31.01.2023Решение вопроса о принятии к производству
31.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2023Судебное заседание
03.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2023Дело оформлено
05.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее