Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-97/2023 ~ М-107/2023 от 13.09.2023

УИД 76OS0000-01-2023-000122-07

Дело № 3а-97\23

Принято в окончательной форме 27.12.23г.

                             Р Е Ш Е Н И Е

              ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2023г.                                      гор. Ярославль

Ярославский областной суд в составе судьи Преснова В.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Чистяковой А.А., с участием прокурора Салюк В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бежевца Ярослава Викторовича о признании недействующими в части генерального плана и правила землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения Ярославского района Ярославской области.

Установил:

    Бежевец Я.В. на основании договора купли-продажи от 15 сентября 2022 года является собственником земельных участков с кадастровыми номерами № и №, расположенных в д.Иваново-Кошевники Ивняковского сельского округа Ярославского района.

В административным исковом заявлении Бежевец Я.В. просит признать недействующим генеральный план Ивняковского сельского поселения Ярославского района Ярославской области, утвержденный Решением муниципального Совета Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 28 апреля 2022 года № 34, в части отображения земельных участков с кадастровыми номерами №, № вне границ населенных пунктов; также просит признать недействующими правила землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, утвержденные решением муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 29 ноября 2018 года № 87, в части отображения указанных земельных участков в зоне сельскохозяйственного использования СХ-1.

Кроме того, в административном исковом заявлении содержатся требования об обязании административных ответчиков - муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области, администрацию Ярославского муниципального района внести изменения в оспариваемые акты без осуществления процедуры публичных слушаний в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу в части отображения принадлежавших административному истцу земельных участков в границах населенного пункта д.Иваново-Кошевники (в генеральном плане Ивняковского сельского поселения Ярославского района Ярославской области), в зоне Ж4 «Индивидуальная жилая застройка» (в Правилах землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области).

В обоснование требований административный истец указывает, что согласно сведениям из единого государственного реестра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами №, № относятся к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.

Фактическое использование указанных земельных участков соответствует категории земель и разрешенному использованию. На одном из земельных участков ранее располагался жилой дом, второй участок использовался для ведения личного подсобного хозяйства. После пожара от жилого дома остался фундамент. При продаже земельных участков Бежевцу Я.В. были переданы технический паспорт и свидетельство о праве на наследство по закону в отношении дома.

Однако указанные в едином государственном реестре недвижимости характеристики земельных участков не соответствуют сведениям, отраженным в генеральном плане Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, правилах землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района.

Кроме того, Бежевец Я.В. указывает, что в предыдущих редакциях генерального плана Ивняковского сельского поселения принадлежащие ему участки отражены в составе земель населенного пункта д.Иваново-Кошевники.

Административный истец обращался в Администрацию Ивняковского сельского поселения, Управление градостроительства, имущественных и земельных отношений Ярославского муниципального района с заявлением о разъяснении причин исключения земельных участков, принадлежащих административному истцу, из состава земель населенных пунктов. Согласно ответу администрации при разработке правил землепользования и застройки в 2015 году была допущены техническая ошибка. В заявлении Бежевца Я.В. о внесении изменений в правила землепользования и застройки было отказано и разъяснено, что изменения в данный акт могут быть внесены только после внесения изменений в генеральный план Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области.

Данные обстоятельства, по мнению административного истца, нарушают его права как собственника земельных участков, поскольку ограничивают разрешенное использование только теми видами, которые предусмотрены для зоны СХ-1, ведением личного подсобного хозяйства без права возведения объектов капитального строительства. Об указанных ошибках Бежевец Я.В. узнал только после покупки земельных участков.

В судебных заседаниях Ярославского областного суда представитель административного истца по доверенности ФИО1 административные исковые требования с учетом уточнений поддержала.

Представитель административного ответчика Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области, Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения административных исковых требований, указав при этом, что оспариваемые акты приняты уполномоченными органами с соблюдением порядка принятия, введения в действие и опубликования, актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат.

Представитель заинтересованного лица администрации Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенности ФИО3 указала на то, что в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № П/51 от 18 февраля 2013 года «Об организации работы по ведению Публичной кадастровой карты» была введена публичная кадастровая карта с 2014 года, на которой должны быть отражены ранее учтенные земельные участки. Спорные земельные участки на момент формирования графической части на публичной кадастровой карте отображены не были, в связи с чем была допущена техническая ошибка графической части генерального плана, утвержденного в апреле 2015 года.

Прокурором в судебном заседании дано заключение о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 8 статьи 213 КАС РФ).

С принятием Федерального закона от 27.05.2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения сельских поселений, предусмотренные пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в частности утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки) являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления муниципального округа, представительным органом местного самоуправления городского округа, если иное не установлено частью 10 статьи 28.1 настоящего Кодекса.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации муниципального округа, главой местной администрации городского округа (часть 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На основании части 3 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату утверждения Генерального плана Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района 28.04.2022 г.) подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Согласно части 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент утверждения Генерального плана решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 28 апреля 2022 года № 34) проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка организации и проведения общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности на территории Ярославского муниципального района, утвержденного решением муниципального Совета Ярославского муниципального района от 27.02.2020 года N 4, на территории Ярославского муниципального района Ярославской области по проектам генеральных планов проводятся общественные осуждения.

Согласно статье 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале общественных обсуждений; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - сеть "Интернет"), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; 4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; 5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать:

1) информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту;

2) информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях;

3) информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций;

4) информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Оповещение о начале общественных обсуждений также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения.

В период размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие в соответствии с частью 12 настоящей статьи идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта, в том числе, посредством официального сайта или информационных систем; в письменной форме или в форме электронного документа в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний; посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Согласно части 8 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции данной нормы, действовавшей на момент проведения общественных обсуждений) срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

В соответствии с частями 12 и 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент проведения общественных обсуждений) протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.

В соответствии с частью 17 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.

Согласно представленным материалам 03 марта 2021 года главой администрации Ярославского муниципального района подписано постановление № 459 о подготовке проекта генерального плана Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района. Данное постановление опубликовано в издании «Ярославский агрокурьер» от 04 марта 2021 года №16, размещено на официальном сайте Ярославского муниципального района.

18 августа 2021 года администрацией Ярославского муниципального района принято постановление № 1764 о назначении общественных обсуждений по проекту генерального плана Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района. Согласно постановлению общественные обсуждения назначены в период с 27 августа 2021 года по 07 октября 2021 года в каждом населенном пункте Ивняковского сельского поселения. Указанное постановление, а также оповещение о начале общественных обсуждений опубликовано в издании «Ярославский агрокурьер» № 62 от 19 августа 2021 года, размещено на официальном сайте Ярославского муниципального района.

05 октября 2021 года датирован протокол общественных обсуждений, проведенных в соответствии с постановлением Администрации Ярославского муниципального района от 18 августа 2021 года № 1764.

06 октября 2021 года составлено заключение о результатах общественных обсуждений, согласно которым проект генерального плана Ивняковского сельского поселения выполнен в соответствии с требованиями, установленными Градостроительным кодексом Российской Федерации; общественные обсуждения по проекту генерального плана признаны состоявшимися. Указанное заключение опубликовано в издании «Ярославский агрокурьер» № 77 от 07 октября 2021 года, размещено на официальном сайте Ярославского муниципального района.

В порядке, предусмотренном статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Постановлении Правительства ЯО от 25.02.2009 N 174-п «Об утверждении Порядка рассмотрения документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Ярославской области на территории Ярославской области», проект генерального плана прошел согласование с Правительством Ярославской области, что подтверждается сводным заключением (том 1 л.д.91-117), протоколом заседания согласительной комиссии от 18 апреля 2022 года (том 1 л.д.119-146).

22 апреля 2022 года главой Ярославского муниципального района проект генерального плана направлен в Муниципальный Совет муниципального района на утверждение.

Решением Муниципального Совета от 28 апреля 2022 года генеральный план утвержден.

Решение об утверждении генерального плана опубликовано в издании «Ярославский агрокурьер» от 5 мая 2022 года № 34 и на официальном сайте администрации муниципального района.

Таким образом, определенная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура принятия генерального плана Ивняковского сельского поселения соблюдена. Генеральный план принят уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением процедуры принятия и правил введения нормативного акта в действие, в том числе порядка опубликования.

Вместе с тем, разрешая требования относительно оспаривания генерального плана Ивняковского сельского поселения, суд учитывает следующее.

Документами градостроительного планирования до 2015 года земельные участки с кадастровыми номерами №, № отображались в границах населенного пункта д.Иваново-Кошевники.

При внесении в 2015 году изменений и дополнений в решение Муниципального Совета от 28 мая 2012 года № 98 «Об утверждении Генерального плана Ивняковского сельского поселения в новой редакции» решением Муниципального Совета Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославкой области от 30 апреля 2015 года № 27 земельные участки административного истца были исключены из графической части генерального плана. Однако в текстовой части генерального плана не содержится сведений о данном исключении.

Впоследствии в обжалуемом в настоящем административном деле решении муниципального Совета Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 28 апреля 2022 года № 34 статус земельных участков с кадастровыми номерами №, № отображен также, как и в утратившем силу генеральном плане Ивняковского сельского поселения от 2009 года (в редакции от 2015 года).

При этом на момент утверждения оспариваемого генерального плана принадлежащие административному истцу земельные участки были учтены в государственном кадастре недвижимости с характеристиками, соответствующими категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.

По смыслу статей 18 и 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации и взаимосвязанных с ними абзаца восьмого пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статей 8 и 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" утверждение или изменение генерального плана муниципального образования, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. В силу части 1 статьи 8 данного Федерального закона установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Следовательно, включение либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является изменением их правового режима и требует соответствующего обоснования, должно быть проведено в соответствии с установленной Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" процедурой.

В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (часть 4 статьи 3 Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").

Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, карту функциональных зон поселения.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают в том числе границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа (пункт 2 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме должны содержать в том числе перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования (пункт 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом, в картах генерального плана Ивняковского сельского поселения 2009г. до внесения в него изменений в 2015г. спорные земельные участки отображались в границах населенного пункта дер. Иваново-Кошевники. При внесении изменений в генеральный план в 2015г. в текстовой его части отсутствовало обоснование исключения земельных участков из границ населенных пунктов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 г. N 3-П, от 15 июля 1999 г. N 11-П, от 11 ноября 2003 г. N 16-П и от 21 января 2010 г. N 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

Генеральный план относится к числу нормативных правовых актов, состоит из текстовой и картографической частей. При применении и реализации генерального плана текстовая и картографическая части применяются совместно. Несоответствие картографической части текстовой части генерального плана порождает не ясность и правовую неопределенность в части отнесения\неотнесения земельного участка к определенной категории земель, расположения земельного участка относительно границ населенного пункта. В связи с этим при принятии нового генерального плана противоречие и правовая неопределенность, возникшая в генеральном плане Ивняковского сельского поселения 2009г. (в редакции 2015 года), подлежали устранению в установленном законом порядке. Между тем в рассматриваемом случае представительный орган местного самоуправления при принятии оспариваемого генерального плана не устранил противоречие и правовую неопределенность в части спорных земельных участков, отобразив их вне границ населенных пунктов без выполнения требований градостроительного законодательства.

Таким образом, генеральный план в оспариваемой части противоречит положениям статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положениям Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

При этом исключение земельных участков административного истца из состава земель населенных пунктов с изменением категории земельных участков без проведения процедуры, установленной 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", свидетельствует о противоречии нормативного правового акта в оспариваемой части акту, имеющему большую юридическую силу, а также о нарушении прав административного истца на использование земельных участков с ранее установленной категорий земель и видом разрешенного использования.

Таким образом, имеются основания для признания генерального плана в оспариваемой части недействующим.

Что касается оспариваемых правил землепользования и застройки, суд учитывает следующее.

Решением Муниципального совета Ярославского муниципального района от 29 ноября 2018 года утверждены правила землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района (том 1 л.д.233), то есть после внесения изменений в Генеральный план Ивняковского сельского поселения в 2015 году, которым земельные участки административного истца были исключены из границ населенных пунктов.

Статьей 1 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых правилами землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Генеральный план поселения как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ). При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ).

В установленном законом порядке главой Ярославского муниципального района принято решение о подготовке проекта изменений в правила землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения 18 января 2018 года, которое опубликовано в издании «Ярославский агрокурьер» от 25 января 2018 года № 03, размещено на официальном сайте Ярославского муниципального района.

Далее 22 мая 2018 года принято постановление № 1155 «О проведении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района» в период с 25 мая по 25 июля 2018 года. Постановление опубликовано в газете «Ярославский агрокурьер» от 24 мая 2018 № 19, размещено на официальном сайте Ярославского муниципального района.

По результатам публичных слушаний составлен протокол от 23 июля 2018 года и заключение от 18 сентября 2018 года. Заключение опубликовано в издании «Ярославский агрокурьер» от 27 сентября 2018 года № 37, размещено на официальном сайте Ярославского муниципального района.

На заседании Муниципального Совета Ярославского муниципального района 29 ноября 2018 года принято решение №87 об утверждении правил землепользования и застройки. Указанное решение опубликовано в издании «Ярославский агрокурьер» от 06 декабря 2018 года №47, размещено на официальном сайте Ярославского муниципального района.

При изучении материалов дела можно сделать вывод о том, что процедура подготовки и утверждения правил землепользования и застройки была соблюдена, требования статьей 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке и утверждении Правил органом местного самоуправления исполнены.

Правила землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района от 29 ноября 2018 года утверждены после несения изменений в Генеральный план Ивняковского сельского поселения в 2015 году, которыми земельные участки административного истца были исключены из границ населенных пунктов без указания об этом в текстовой части генерального плана.

В соответствии с оспариваемыми правилами землепользования и застройки земельные участки административного истца отнесены к территориальной зоне СХ-1. Территориальное зонирование осуществлено с учетом нахождения земельных участков вне границ населенных пунктов. Установленная зона СХ-1 не предназначена для ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом, в том числе сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Установление в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, № территориальной зоны СХ-1 противоречит существующему землепользованию, поскольку указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет как земли населенных пунктов с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства».

Согласно части 10 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Между тем, как указано выше, земельные участки имеют вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.

Таким образом, принятые правила землепользования и застройки противоречат положениям пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ограничивают права административного истца на использование указанных участков согласно существующему землепользованию, следовательно, имеются основания для признания Правил землепользования и застройки недействующими в оспариваемой части.

Что касается требований административного истца об обязании административных ответчиков внести изменения в оспариваемые акты без осуществления процедуры публичных слушаний в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу в части отображения принадлежавших Бежевцу Я.В. земельных участков в границах населенного пункта д.Иваново-Кошевники (в генеральном плане Ивняковского сельского поселения Ярославского района Ярославской области), в зоне Ж4 «Индивидуальная жилая застройка» (в правилах землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области), суд учитывает следующее.

Согласно положениям статьей 10, 17, 19 и 55 Конституции Российской Федерации основополагающей конституционной обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина на основе принципов равенства, справедливости и соразмерности в условиях разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, что закреплено в статье 10 Конституции Российской Федерации, тем самым судебный контроль ограничен принципом разделения властей, который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц, в связи с этим суд не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.

Принимая во внимание конституционный принцип разделения властей, возложение на административного ответчика обязанности внести изменения в оспариваемые акты без осуществления процедуры публичных слушаний в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу в части отображения принадлежавших административному истцу земельных участков в границах населенного пункта д.Иваново-Кошевники фактически означает вмешательство суда в компетенцию органов местного самоуправления, что не предусмотрено процессуальным законодательством.

В связи с изложенным, оснований для удовлетворения указанного требования не имеется.

При определения даты, с которой подлежит признанию генеральный план и правила землепользования и застройки недействующими в части, суд исходит из того, что указанные акты применяются с даты введения их в действие.

В связи с этим генеральный план и правила землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района подлежат признанию недействующими в указанной части со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

                        Решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2022░. № 34, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░ № ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░░ 2018░. № 87, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░ № ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░-1.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░:                                ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-97/2023 ~ М-107/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Ярославской области
Бежевец Ярослав Викторович
Ответчики
Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области
Муниципальный Совет Ярославского муниципального района Ярославской области
Другие
Администрация Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области
Крюкова Наталья Аркадьевна
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Преснов Владимир Семенович
Дело на сайте суда
oblsud--jrs.sudrf.ru
13.09.2023Регистрация административного искового заявления
14.09.2023Передача материалов судье
15.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
15.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2023Судебное заседание
21.11.2023Судебное заседание
13.12.2023Судебное заседание
27.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее