Дело №2а-5143/2023
УИД:21RS0025-01-2023-000755-73
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 ноября 2023 года город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Яковлева А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Езюковой Е.Ю.,
с участием старшего помощника прокурора Московского района города Чебоксары Чувашской Республики С., представляющей интересы административного ответчика Прокуратуры Чувашской Республики,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению И. к заместителю прокурора Московского района города Чебоксары Чувашской Республики А. о признании незаконным ответа,
у с т а н о в и л:
И. обратился в суд с административным иском о признании незаконным ответа заместителя прокурора Московского района города Чебоксары Чувашской Республики А. от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что административным ответчиком нарушены нормы основного закона, Конституции РФ, на получение информации. Государственные органы обязаны предоставить запрошенную информацию, т.е. связанную с правами и свободами гражданина. А. направлено письмо с изложением в нём ненужных сведений, которые административный истец не запрашивал. В письме было указано, что административный истец был осуждён, и он вправе изложить свои доводы в кассационной жалобе на приговор суда. Однако административный истец просил сообщить причину неизложения в обвинительном заключении показаний свидетеля защиты, и не более того. Отказ в непредставлении административным ответчиком информации – это и есть нарушение конституционных прав административного истца.
Судом на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ явка административного истца в суд признана необязательной, в ходатайстве об участии в судебном заседании путём использования видеоконференц-связи отказано. Административный истец о дате и времени судебного заседания извещён надлежащим образом, каких-либо заявлений, ходатайств в адрес суда не поступило.
Представитель административного ответчика Прокуратуры Чувашской Республики С. в судебном заседании требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление, приведя их суду.
Административный ответчик заместитель прокурора Московского района города Чебоксары Чувашской Республики А. в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд за защитой прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими Федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) должностного лица может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ст. 226 КАС РФ орган, наделённый государственными или иными публичными полномочиями и принявший оспариваемые решения, обязан доказать соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения и соответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам.
Из смысла ст. 227 КАС РФ следует, что суд отказывает в удовлетворении административного иска, в случае, если оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не нарушены.
Согласно ст. ст. 2, 12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Обращения рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений определён ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утверждённой Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 №45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Согласно положениям ст. 27 указанного Федерального закона органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.
Согласно п. 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утверждённой Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №45 (далее-Инструкция), обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.
Судом установлено, что в прокуратуру Московского района города Чебоксары Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение административного истца И., которому присвоен регистрационный номер ВО№.
В обращении И. указывал, что согласно ч. 6 ст. 228 УПК РФ в обвинительном заключении помимо показаний свидетелей обвинения в обязательном порядке излагаются и показания свидетелей защиты. Просил сообщить по какой причине в его обвинительном заключении дела № показания свидетеля Я., данные следствию, не были изложены.
На указанное обращение в соответствии с вышеуказанными требованиями Инструкции, ДД.ММ.ГГГГ по всем доводам И. заместителем прокурора района А. был дан мотивированный ответ, в котором разъяснён порядок его обжалования. Нарушений срока рассмотрения указанного обращения И. допущено не было. Так, в ответе, в том числе было указано, что И. приговором Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ осуждён по п.п. «а,б» ч. 2 ст. 158, п.п. «а,в» ч. 2 ст. 158, п.п. «а,б,в» ч. 2 ст. 158, п.п. «а,б,в» ч. 2 ст. 158, п.п. «а,б,в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, а также разъяснено, что свои доводы относительно допущенных нарушений уголовно-процессуального закона И. вправе изложить в кассационной жалобе на приговор суда.
Таким образом, ответ заместителя прокурора Московского района города Чебоксары Чувашской Республики А. от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным. Каких-либо нарушений требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» в ответе от ДД.ММ.ГГГГ не установлено. И. разъяснён порядок обжалования. Таким образом, довод заявителя заместителем прокурора района проверен, и по нему ДД.ММ.ГГГГ дан мотивированный ответ.
Принятое заместителем прокурора района по обращению осужденного решение его прав и законных интересов не нарушает, поскольку изложенная в оспариваемом ответе от ДД.ММ.ГГГГ позиция заместителя прокурора Московского района города Чебоксары Чувашской Республики не препятствует И. при наличии оснований обжаловать состоявшееся по делу судебное решение в кассационном порядке, в том числе в Верховный Суд Российской Федерации.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд может принять решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований лишь в том случае, если признает оспариваемые действия не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Задачами административного судопроизводства являются обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (статья 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), которые могут быть решены при строгом соблюдении принципов административного судопроизводства, одним из которых признаны законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел (статья 6 поименованного Кодекса).
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорное обращение разрешено в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также Инструкции. При этом нарушения прав административного истца не допущено, его доступ к правосудию не ограничен. Само по себе несогласие с решением должностного лица не может являться основанием для признания этого решения незаконным.
Органы прокуратуры самостоятельно определяют порядок разрешения обращений, тогда как суд не вправе обязать прокурора принять по итогам рассмотрения обращения то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, является правильным.
Рассматривая административное исковое заявление на действия (бездействие, решение) должностного лица прокуратуры Самарской области, суд не вправе обязать прокурора в рамках его полномочий принять по итогам проверки то или иное решение.
Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статья 9 этого же Кодекса).
Приведенные законоположения позволяют констатировать, что цели административного судопроизводства будут достигнуты при условии разрешения именно тех требований, которые возникают из публичных или иных административных правоотношений.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом.
Конституция Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 118) устанавливает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Подмена одного вида судопроизводства другим является недопустимой (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2017 года №1773-О).
Суд полагает, что заявленное в обращении требование И. касаемо о не включении показаний свидетеля защиты в обвинительное заключение фактически свидетельствуют о несогласии заявителя с вынесенным и вступившим в законную силу судебным решением (приговором суда).
Таким образом, обращение И. рассмотрено уполномоченным лицом с соблюдением требований действующего законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации и о прокуратуре Российской Федерации, дан мотивированный ответ по доводу обращения в установленный законом срок, какого-либо незаконного бездействия при рассмотрении обращения административного истца со стороны заместителя прокуратуры района допущено не было, права и свободы заявителя оспариваемым ответом не нарушены, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного иска о признании оспариваемого ответа незаконным у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.