№ Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Усинск 14 сентября 2022 года
Усинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Брагиной Т.М.,
при помощнике судьи П.Э,И.,
с участием административного истца К.Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.Э.В. к ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России, УФСИН России по РК о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания при этапировании.
УСТАНОВИЛ:
К.Э.В. обратился в суд к ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания при этапировании. В обоснование исковых требований истец указал, что он этапировался в спец. вагоне из ИВС г. Усинск в 20 ч. 00 м. дд.мм.гггг. и прибыл в СИЗО-3 г. Воркута в 12 ч. 40 м. дд.мм.гггг., а также в 20 ч. 00 м. дд.мм.гггг. из ИВС г. Усинска в СИЗО-3 г. Воркута в 12 ч. 40. дд.мм.гггг., находился в спец. вагоне 16 ч. 40 м., из них 8 ч. в ночное время. Нахождение в спец. вагоне является ненадлежащим содержанием: ж/д вагон имеет 8 или 9 отсеков; 3 отсека около 2,5 м2, 5 или 6 отсеков около 3,5 м2, отсеки оборудованы деревянно-металлическими платформами в виде скамеек, большие отсеки оснащены 6 такими платформами +1 дополнительно складывающееся, маленькие отсеки 3 платформами; все отсеки отделены от коридора решеткой. Маленькая площадь, много народу, личные вещи – создают огромную тесноту, в туалет приходится ходить либо в бутылку, либо в пакет на виду у других лиц вообще без какой-либо приватности, отсутствие вентиляции из-за запрета открывать окна; невозможно спать из-за отсутствия постельных принадлежностей, нет условий для приема пищи. В результате из-за ненадлежащего содержания уровень страданий причиняется в гораздо большем объеме, чем это предусмотрено режимом содержания, в результате причинен моральный вред 100 000 рублей, нарушаются права согласно ст. 2,15, 17, 21, 41 Конституции РФ, ст.3,8 Конвенции. Просил признать ненадлежащим условия содержания при этапировании, взыскать с ответчика компенсацию 100 000 рублей.
Определением Усинского городского суда Республики Коми от 28.04.2022 гражданские дела №№ и № возбужденные по требованиям К.Э.В. к одному и тому же административному ответчику, по аналогичным требованиям, за разные периоды были объединены в одно производство, в качестве заинтересованного лица привлечено ОМВД РФ по г.Усинску.
Определением Усинского городского суда Республики Коми от 23.05.2022 судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечено УФСИН России, УФСИН России по РК.
Определением Усинского городского суда Республики Коми от 21.07.2022 судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены А.Д.Н.о., П.С.В.
В судебном заседании К.Э.В. заявленные требования поддержал.
Заинтересованные лица А.Д.Н.о., П.С.В. извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представителей в судебное заседание не направили.
Представитель ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, по доверенности УФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, в судебное заседание не явился, предоставил отзыв на исковое заявление, согласно которому конвоирование заявителя караулами, назначенными от ФКУ УК УФСИН, осуществлялось в строгом соответствии с Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации № от дд.мм.гггг. следующим образом: С 04.07.2019 по 05.07.2019 от железнодорожной станции Усинск до станции Воркута плановым караулом по железнодорожному маршруту «Сыктывкар-Воркута» в специальном вагоне, модели « », где заявитель размещался в малой камере №. Загрузка малой камеры, в которой следовал заявитель, на всем пути следования не превышала 3 человек. Личные вещи конвоируемых лиц, в том числе и заявителя, могли размещаться в свободном пространстве под нижними полками с левой и правой сторон камеры. С 16.08.2019 по 17.08.2019 от станции Усинск до станции Воркута плановым караулом по железнодорожному маршруту «Сыктывкар-Воркута» в специальном вагоне модели «ЦМВ 61-827», где заявитель размещался в малой камере № от станции Усинск до станции Инта. Загрузка малой камеры №, в которой следовал заявитель, не превышала 2 человек. В большой камере № от станции Инта до станции Воркута. Загрузка большой камеры №, в которой следовал заявитель, не превышала 3 человек. Личные вещи конвоируемых лиц, в том числе и заявителя, могли размещаться в свободном пространстве под нижними полками с левой и правой сторон камеры. Для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона. Согласно приказу Минюста России и МВД России от дд.мм.гггг. № «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от дд.мм.гггг. № «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию» нормы размещения конвоируемых лиц в специальных вагонах определены по 10 человек в большие камеры и по 4 человека в малые. Конструкция специального вагона, в котором конвоировался заявитель внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагона соответствует требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорта СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от дд.мм.гггг. №. Все системы жизнеобеспечения спецвагона, в котором следовал заявитель, а именно отопление, освещение, вентиляция, водоснабжение были в исправном состоянии, что подтверждается актами приема специального вагона перед рейсом, отметками начальников караулов и записями проверяющих должностных лиц в путевой ведомости караула. Специальный вагон оборудован системой принудительной вентиляции, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагонах, что обеспечивает достаточный приток воздуха в камеры. Кроме того, для дополнительного притока воздуха во время движения поезда на всем пути следования заявителя в коридоре спецвагона могли открываться окна, за исключением времени нахождения специального вагона на обменных пунктах в период приема и сдачи спецконтингента. Средняя температура воздуха в камерах специального вагона составляла 20-22 градусов по Цельсию. В зимний период времени, данная температура поддерживается за счет системы отопления спецвагонов, а летом за счет системы принудительной и естественной вентиляции. Большая камера спецвагона (размеры: ширина – 163 см, длина – 214 см, высота – 287 см) оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения (по 4 человека на каждую из 2 нижних полок), нижние полки могут быть использованы как спальные места. Малая камера спецвагона (размеры: ширина – 100 см, длина – 214 см, высота – 287 см) оборудована 3 полками одного размера, рассчитанными на 2 места для лежания и 4 места для сидения, нижняя полка может быть использована как спальное место. Высота больших камер спецвагонов позволяет конвоируемым лицам вставать в полный рост. Конструктивной особенностью специального вагона не предусмотрено оборудование мягких полок в камерах с конвоируемыми лицами. В камере спецвагона, где размещался Истец на период конвоирования, общее количество осужденных не превышало установленных норм. В период конвоирования у заявителя имелась возможность разместить для отдыха (сна) на одной из полок камеры спецвагона. Указывают, что нормами действующего законодательства Российской Федерации не предусмотрена выдача постельных принадлежностей и матрацев конвоируемым лицам в специальных вагонах, а также предоставление непрерывного восьмичасового сна на период конворирования, однако осужденным отдыхать (спать) в ночное и дневное время в камере спецвагона и пользоваться личными спальными принадлежностями не запрещается. Конструктивной особенностью спецвагона не предусмотрено оборудование камер для спецконтингента мягкими полками. Оборудование туалета специального вагона полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры. Вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществлялся согласно п. 229 Инструкции по требованию, в порядке очередности по одному человеку, за исключением времени стоянок поезда в санитарных зонах. При длительных стоянках на станции Печора (2 часа 26 минут), по согласованию с администрацией станции, специальный вагон убирался в железнодорожный тупик, где конвоируемым лицам без ограничений предоставляется возможность пользоваться туалетом. В период нахождения в туалете осужденного мужчины часовой обязан вести за ним постоянное наблюдение через смотровое окно или полуоткрытую дверь. Выдача питьевой воды осуществлялась по требованию заявителей без ограничений. Горячая вода для гидратации индивидуального рациона питания предоставлялась согласно графику (не менее трех раз в день). Для приготовления горячей воды в специальном вагоне используется стационарный бойлер-нагреватель, оборудованный термодатчиком для поддержания необходимой температуры нагреваемой жидкости и визуальным термометром для проверки её температуры. В целях соблюдения мер безопасности температура воды составляла около 60 градусов по Цельсию.
Представитель заинтересованного лица ОМВД по г. Усинску Н.В.Р. в судебное заседание не явилась, предоставила возражения на исковое заявление, согласно которым, К.Э.В. согласно сведений, содержащихся в журнале 6174 учета лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по г. Усинску этапировался из ИВС ОМВД России по г. Усинску в СИЗО-3 дд.мм.гггг., и дд.мм.гггг.. Относительно исковых требований мотивированное мнение представить не может, в связи с тем, что перевозка спецконтингента в спецвагоне осуществляется подразделениями ФСИН России, к которым ОМВД России по г. Усинску не относится.
Суд, заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 3 постановления от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Из содержания пункта 14 данного постановления следует, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В частности, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В соответствии с п. 18 указанного Постановления при оспаривании условий перевозки лишенных свободы лиц судам необходимо иметь в виду, что она всегда должна осуществляться гуманным и безопасным способом. В связи с этим при оценке того, являются ли условия перевозки надлежащими, необходимо учитывать в том числе соблюдение требований по обеспечению безопасности перевозок соответствующим видом транспорта, пассажировместимость транспортного средства, длительность срока нахождения указанных лиц в транспортном средстве, площадь, приходящуюся на одного человека, высоту транспортного средства, его достаточные освещенность и проветриваемость, температуру воздуха, обеспеченность питьевой водой и горячим питанием при длительных перевозках, предоставление возможности перевозить с собой документы, необходимые для реализации установленных законом процессуальных прав и обязанностей, наличие возможности обращения к сопровождающим лицам, соответствие условий перевозки состоянию здоровья транспортируемого лица.
Из материалов дела следует, что К.Э.В. в период с 20 ч. 00 м. дд.мм.гггг. по 12 ч. 40 м. дд.мм.гггг., и с 20 ч. 00 м. дд.мм.гггг. по 12 ч. 40 м. дд.мм.гггг. был этапирован из ИВС г. Усинск в ФКУ СИЗО-3 г. Воркута. Осужден приговором Усинского городского суда Республики Коми дд.мм.гггг. по п.п. «а», «в» ч. 2 ст. 158, п. «в» ч. 3 ст. 163, ч. 4 ст. 111 УК РФ на срок 16 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима со штрафом в размере 50 000 рублей и с ограничением свободы сроком два года.
Статьей 10 УИК РФ предусмотрено, что осужденные пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
В соответствии п. 1 ст. 76 УИК РФ осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем, за исключением следующих в колонию-поселение самостоятельно в соответствии с частями первой и второй статьи 75.1 настоящего Кодекса.
Конвоирование осужденных осуществляется в соответствии с Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от дд.мм.гггг. № № (далее Инструкция).
По смыслу положений Инструкции для перевозки осужденных из лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона. Большая камера вагона для перевозки спецконтенгента оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения, нижние полки могут быть использованы как спальные места. При этом конструктивной особенностью специального вагона не предусмотрено оборудование мягких полок и столов для приема пищи в камерах. Вывод в туалет производится по просьбе конвоируемых и только по одному.
В соответствии с п.175 Инструкции при плановом, сквозном и особом конвоировании осужденные и лица, содержащиеся под стражей, обеспечиваются на путь следования индивидуальным рационом питания органом-отправителем по установленным нормам, а при задержке караула в пути - следственным изолятором, исправительным учреждением, расположенными на маршруте конвоирования. При плановом и сквозном конвоировании по железнодорожным маршрутам осужденные и лица, содержащиеся под стражей, обеспечиваются горячей водой для гидратации индивидуального рациона питания. Порядок выдачи горячей воды определяется начальником территориального органа ФСИН России с учетом требований нормативных документов, характеристики маршрута конвоирования и отражается в плане охраны. Горячая вода осуждённым и лицам, содержащимся под стражей, выдается с соблюдением мер безопасности.
В целях соблюдения мер безопасности температура воды составляет около 60°С.
Требований о выдаче осуждённым, подозреваемым и обвиняемым при конвоировании горячей воды, равной 100 °С, законодательство Российской Федерации не содержит, более того, выдача горячей воды, равной 100 °С, не отвечало бы требованиям безопасности, в связи с чем судом отклоняются доводы административного истца о том, что вследствие выдачи горячей воды, температура которой составляла 50-60 °С административному истцу были причинены страдания, а также нарушались его права.
Из справки об условиях конвоирования К.Э.В., предоставленной ФКУ УК УФСИН России по РК от дд.мм.гггг. следует, что конвоирование заявителя караулами, назначенными от ФКУ УК УФСИН, осуществлялось в строгом соответствии с Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации № от дд.мм.гггг. следующим образом: С дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. от железнодорожной станции Усинск до станции Воркута плановым караулом по железнодорожному маршруту «Сыктывкар-Воркута» в специальном вагоне, модели «ЦМВ 61-827», где заявитель размещался в малой камере №. Загрузка малой камеры, в которой следовал заявитель, на всем пути следования заявителя не превышала 3 человек. Личные вещи конвоируемых лиц, в том числе и заявителя, могли размещаться в свободном пространстве под нижними полками с левой и правой сторон камеры. С дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. от станции Усинск до станции Воркута плановым караулом по железнодорожному маршруту «Сыктывкар-Воркута» в специальном вагоне модели «№», где заявитель размещался в малой камере № от станции Усинск до станции Инта. Загрузка малой камеры №, в которой следовал заявитель, не превышала 2 человек. В большой камере № от станции Инта до станции Воркута. Загрузка большой камеры №, в которой следовал заявитель, не превышала 3 человек. Личные вещи конвоируемых лиц, в том числе и заявителя, могли размещаться в свободном пространстве под нижними полками с левой и правой сторон камеры. Для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона. Согласно приказу Минюста России и МВД России от дд.мм.гггг. № «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от дд.мм.гггг. № «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию» нормы размещения конвоируемых лиц в специальных вагонах определены по 10 человек в большие камеры и по 4 человека в малые. Конструкция специального вагона, в котором конвоировался заявитель внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагона соответствует требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорта СП дд.мм.гггг.-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от дд.мм.гггг. №. Все системы жизнеобеспечения спецвагона, в котором следовал заявитель, а именно отопление, освещение, вентиляция, водоснабжение были в исправном состоянии, что подтверждается актами приема специального вагона перед рейсом, отметками начальников караулов и записями проверяющих должностных лиц в путевой ведомости караула. Специальный вагон оборудован системой принудительной вентиляции, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагонах, что обеспечивает достаточный приток воздуха в камеры. Кроме того, для дополнительного притока воздуха во время движения поезда на всем пути следования заявителя в коридоре спецвагона могли открываться окна, за исключением времени нахождения специального вагона на обменных пунктах в период приема и сдачи спецконтингента. Средняя температура воздуха в камерах специального вагона составляла 20-22 градусов по Цельсию. В зимний период времени, данная температура поддерживается за счет системы отопления спецвагонов, а летом за счет системы принудительной и естественной вентиляции. Большая камера спецвагона (размеры: ширина – 163 см, длина – 214 см, высота – 287 см) оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения (по 4 человека на каждую из 2 нижних полок), нижние полки могут быть использованы как спальные места. Малая камера спецвагона (размеры: ширина – 100 см, длина – 214 см, высота – 287 см) оборудована 3 полками одного размера, рассчитанными на 2 места для лежания и 4 места для сидения, нижняя полка может быть использована как спальное место. Высота больших камер спецвагонов позволяет конвоируемым лицам вставать в полный рост. Конструктивной особенностью специального вагона не предусмотрено оборудование мягких полок в камерах с конвоируемыми лицами. В камере спецвагона, где размещался Истец на период конвоирования, общее количество осужденных не превышало установленных норм. В период конвоирования у заявителя имелась возможность разместить для отдыха (сна) на одной из полок камеры спецвагона. Указывают, что нормами действующего законодательства Российской Федерации не предусмотрена выдача постельных принадлежностей и матрацев конвоируемым лицам в специальных вагонах, а также предоставление непрерывного восьмичасового сна на период конворирования, однако осужденным отдыхать (спать) в ночное и дневное время в камере спецвагона и пользоваться личными спальными принадлежностями не запрещается. Конструктивной особенностью спецвагона не предусмотрено оборудование камер для спецконтингента мягкими полками. Оборудование туалета специального вагона полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры. Вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществлялся согласно п. 229 Инструкции по требованию, в порядке очередности по одному человеку, за исключением времени стоянок поезда в санитарных зонах. При длительных стоянках на станции Печора (2 часа 26 минут), по согласованию с администрацией станции, специальный вагон убирался в железнодорожный тупик, где конвоируемым лицам без ограничений предоставляется возможность пользоваться туалетом. В период нахождения в туалете осужденного мужчины часовой обязан вести за ним постоянное наблюдение через смотровое окно или полуоткрытую дверь. Выдача питьевой воды осуществлялась по требованию заявителей без ограничений. Горячая вода для гидратации индивидуального рациона питания предоставлялась согласно графику (не менее трех раз в день). Для приготовления горячей воды в специальном вагоне используется стационарный бойлер-нагреватель, оборудованный термодатчиком для поддержания необходимой температуры нагреваемой жидкости и визуальным термометром для проверки её температуры. В целях соблюдения мер безопасности температура воды составляла около 60 градусов по Цельсию.
Как следует из письменных объяснений заинтересованного лица по делу, капитана внутренней службы первого отдела по конвоированию ФКУ УК УФСИН РФ по РК П.С.В. от дд.мм.гггг., в период с дд.мм.гггг. 2019 года он возглавлял плановый караул по железнодорожному маршруту № «Сыктывкар-Воркута», дд.мм.гггг. на ж/д станции «Усинск» были приняты 12 человек спецконтингента от встречного караула ИВС г. Усинска, в том числе и К.Э.В. Вывод в туалет во время этапирования осуществлялся по требованию, строго по одному человеку. На ж/д станции «Печора», вагон был поставлен в тупик, где также производился вывод в туалет по требованию спецконтингента. Окна вагона на обменных пунктах были закрыты, после постановки вагона в тупик, окна открывались по мере необходимости. Горячая вода, для заваривания чая и гидратации сухих пайков выдавалась 3 раза в день. Мягкие полки, в камерах спецвагона не предусмотрены.
В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1). При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
В соответствии со ст. 12.1. УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Верховный суд Российской Федерации в своем Определении от 14.11.2017 года № 84-КГ17-6 указал, что процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.
Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
При таких обстоятельствах само по себе содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, не порождают у него право на компенсацию морального вреда.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Вместе с тем, К.Э.В. не представлены доказательства нарушения его прав.
Нарушение действиями ответчиков конкретных требований правовых норм и прав административного истца в период его перевозки не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2,3 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20.12.1994 №10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
При этом под незаконными действиями (бездействием) следует понимать деяния, противоречащие законам и другим правовым актам.
Незаконными являются действия, выходящие за пределы компетенции или должностных полномочий органов и должностных лиц, или же бездействие в случаях, когда соответствующие органы либо лица отказываются от выполнения своих обязанностей.
Для применения такой меры ответственности, как компенсация морального вреда, юридически значимыми и подлежащими доказыванию являются обстоятельства, связанные с тем, что потерпевший перенес физические или нравственные страдания, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и причиненным моральным вредом. При этом на причинителе вреда лежит бремя доказывания правомерности его поведения, а также отсутствия его вины.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности, влечет отказ в удовлетворении иска.
В связи с тем, что по настоящему административному делу совокупности таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных требований, не установлено, суд полагает, что административными ответчиками не нарушены условия содержания К.Э.В. при перевозке. Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий от действий должностных лиц, а также вины государственных органов и их должностных лиц, нарушающих личные неимущественные права или нематериальные блага, судом не установлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административным истцом не представлено доказательств того, что он перевозился в ненадлежащих условиях.
Исходя из положений ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований административного истца о признании условий его перевозки ненадлежащими, нарушающими права, не имеется.
Поскольку в заявленные периоды конвоирование административного истца, условия его содержания соответствовали требованиям действующего законодательства, нарушения прав административного истца не установлено, суд не находит оснований для взыскания в его пользу денежной компенсации за нарушение условий содержания.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░, ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ - ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░,░.